Определение товарного ресурса (емкости) рынка и расчет рыночной доли субъекта рынка
Товарный ресурс (емкость) отраслевого рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке определяются для определенного товара, установленного временного интервала, для установленного способа реализации товара, при установленных продуктовых и географических границах товарного рынка, для определенного состава продавцов и покупателей товарного рынка.
Емкость рынка определяется как сумма объема продаж (реализации) за определенный период функционирования рынка рассматриваемой группы взаимозаменяемых товаров всеми продавцами (поставщиками), действующими на рассматриваемом рынке в определенных географических границах, в том числе импортерами, в стоимостных и (или) натуральных показателях.
Формула расчета емкости рынка:
;
где: Q – общий объем реализации товара (услуг);
qi- объем реализации товара (услуги) конкретным i – м продавцом товара;
n – количество продавцов, действующих в географических границах рынка.
Объем продаж определяется в натуральном выражении или в показателях, однозначно связанных с полезностью реализованной продукции, например, в тоннах условного топлива при анализе рынка топлива, каковым может быть каменный уголь, мазут, дрова. При расчете объема продаж могут быть приняты и другие показатели, например, объем реализации в рублях, если они отражают одинаковую для всех поставщиков, работающих на рассматриваемом рынке, пропорцию с объемом реализации продукции, измеренным в натуральных величинах. Эта пропорциональность наблюдается для поставщиков, работающих на конкурентном рынке, и нарушается на рынке с доминирующим поставщиком, способным устанавливать монопольно – высокие цены, вследствие чего расчет доли доминирующего предприятия может быть завышен.
Если фирма использует часть произведенной продукции для собственных нужд, то эта продукция в расчет емкости рынка и доли фирмы не включается. Продукция, изготовленная из давальческого сырья, не учитывается при расчете емкости рынка и доли на рынке в той ее части, в какой она используется в качестве средства оплаты сырья, и учитывается в той ее части, в какой она поставляется на рассматриваемый отраслевой рынок. Продукция, поставляемая на экспорт или за пределы географических границ рынка, в расчет емкости рынка не включается.
Для определения емкости рынка и доли фирм анализу подлежит статистика продаж. Замена объема продаж объемом производства продукции (в случае недостаточности информации об объемах реализации) искажает анализируемую ситуацию на рынке, хотя при определенных условиях такая замена допустима. Данная замена приводит к тем меньшим ошибкам, чем меньше объемы нереализованной продукции и чем более сопоставимы объемы запасов готовой продукции на складах конкурирующих фирм. Данная замена адекватна истинной структуре рынка при условиях: при одинаковом для всех фирм рынка соотношении между долей в реализации и долей в запасах на складе; при одинаковых для всех фирм отношениях доли реализованной продукции к суммарной реализации и доли реализованной продукции к суммарному объему продукции на складе. Эти условия могут быть выполнены для конкурентного рынка с большим количеством субъектов при примерно одинаковых их экономических размерах.
Доля на рынке доминирующей на нем фирмы, определенная по объему продаж, больше или равна доле на рынке, определенной по объему производства. Поэтому, если рассчитанная по объемам производства доля показывает наличие доминирования, то тот же хозяйствующий субъект, скорее всего, доминирует и в случае расчета доли по объемам продаж. Поэтому, для уточнения наличия доминирования анализ рынка целесообразно осуществлять только, если доля на рынке, определенная по объемам производства, меньше 35%. Для недоминирующих хозяйствующих субъектов замена доли на рынке, определенной по объему продаж, долей на рынке, определенной с использованием показателей производства, некорректна.
Для расчета емкости рынка применяются базовая методика, предложенная в нормативно – методических материалах антимонопольных органов России и дополнительные варианты расчета, представляющие количественный ориентир в случае отсутствия прямых данных об объемах реализуемой продукции. В основе расчета емкости рынка лежат различные критерии, а именно, емкость рынка можно рассчитывать на основе объемов производства, по нормам потребления и расходования, на основе объемов продаж, по номенклатуре, цене и рекламе, емкость рынка можно оценивать по предыдущему периоду[15].
Приведем некоторые методы расчета емкости различных рынков:
1. Рынок товаров народного потребления.
Используются данные о продаже и запасах товаров, а также средние объемы (нормы) потребления на душу населения.
2. Рынок товаров производственно – технического – назначения.
;
где: - объем производства товара производителями, расположенными в пределах обозначенных географических границ;
- объем ввоза товара на территорию изучаемого отраслевого рынка;
- объем вывоза товара за пределы изучаемого отраслевого рынка.
3. Рынок потребительских услуг.
Используются сведения об объеме платных услуг населению (статистическая отчетность), а также средние объемы (нормы) получения услуг на душу на селения.
Доля хозяйствующего субъекта – продавца на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение реализованной им на рынке продукции к общему объему реализации товара (емкости рынка):
.
В зависимости от долей, занимаемых продавцами на данном товарном рынке, составляется их ранжированный перечень, анализируется существенность разброса долей участия продавцов на отраслевом рынке, делается вывод о равнозначности присутствия продавцов на товарном рынке.
Таким образом, количественными показателями структуры отраслевого рынка являются: численность продавцов данного отраслевого рынка, доли, занимаемые продавцами на данном отраслевом рынке, показатели рыночной концентрации.