Определение допускаемых напряжений изгиба.
Допускаемые напряжения изгиба зубьев шестерни σFP1 и колеса σFP2 определяют по общей зависимости, но с подстановкой соответствующих параметров для шестерни и колеса.
,
где σFlim – предел выносливости при отнулевом цикле напряжений, вычисляют по эмпирическим формулам из таблицы 6.9:
Таблица 6.9.
Способ термической или химико-термической обработки | Группа сталей | Твердость зубьев | σFlim, МПа | |
на поверхности | в сердцевине | |||
Улучшение, Нормализация | 40, 45, 40Х, 40ХН,35ХМ | < 350НВ | < 350НВ | 1.75 НВСР |
Закалка ТВЧ по контуру зубьев | 40Х, 40ХН, 35ХМ | 48 —52 HRC | 27 —35 HRC | 600 – 700 |
Закалка ТВЧ сквозная (m<3 мм) | 48 —52 HRC | 48 —52 HRC | 500 – 600 | |
Цементация | 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ, 25ХГМ, 12ХНЗА | 57 — 62 HRC | 30 —45 HRC | 750 – 800 |
Цементация с автоматическим регулированием процесса | 850 – 950 | |||
Азотирование | 38Х2МЮА, 40ХНМА | < 67 НRC | 24 —40 HRC | 12 HRCСР + + 290 |
YR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями;
YR = 1 при шлифовании и зубофрезеровании с параметром шероховатости R≤40 мкм;
YR = 1,05…1,2 при полировании (большие значения при улучшении и после закалки ТВЧ);
YА – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (реверса);
YА = 1 при одностороннем приложении нагрузки;
SF – коэффициент запаса прочности;
SF = 1,75 для нормализованных и улучшенных зубчатых колес;
SF = 1,85 для закаленных зубчатых колес.
SF = 1,55 для цементованных и нитроцементованных зубчатых колес;
КFL – коэффициент долговечности;
КFL = ,
где m – показатель степени в уравнении кривой усталости;
m = 6 для зубьев из улучшенных и нормализованных сталей, а также для поверхностно-упрочненных зубьев со шлифованной выкружкой;
m = 9 для зубьев из закаленных сталей.
NF0 = 4·106 – базовое число циклов напряжений до перегиба кривой усталости;
NFЕ – эквивалентное число циклов напряжений изгиба.
В нашем случае m = 6, тогда
циклов;
циклов.
При NFЕ > NFЕ0 деталь работает в зоне горизонтального участка кривой усталости, следовательно расчет нужно вести как при постоянном режиме напряжений, принимая КFL = 1.
В нашем случае:
σFlim1 = 1,75·НВ1 = 1,75·220=385 МПа;
σFlim2 = 1,75·НВ2 = 1,75·170=297,5 МПа;
YR = 1; YА = 1; SF = 1,75; КFL = 1.
Тогда:
;
.
¨ Определение действительных напряжений изгиба у ножки зуба.
,
где Ft – окружная сила;
mn – нормальный модуль;
b – ширина венца зубчатого колеса;
YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, в зависимости от числа зубьев (для прямозубых передач) или от приведенного числа зубьев (для косозубых передач) и коэффициента смещения для внешнего зацепления;
Приведенное число зубьев определим по формуле:
Значения YF берутся из таблицы 6.10:
Таблица 6.10.
Z или ZV | Значения YFS при коэффициенте χ смещения инструмента | ||||||
-0,6 | -0,4 | -0,2 | +0,2 | +0,4 | +0,6 | ||
— | — | — | — | — | 3,67 | — | |
— | — | — | — | 4,00 | 3,62 | 3,30 | |
— | — | — | 4,30 | 3,89 | 3,58 | 3,32 | |
— | — | — | 4,08 | 3,78 | 3,56 | 3,34 | |
— | — | 4,22 | 3,91 | 3,70 | 3,52 | 3,37 | |
— | 4,38 | 4,02 | 3,80 | 3,64 | 3,51 | 3,40 | |
4,37 | 4,06 | 3,86 | 3,70 | 3,60 | 3,51 | 3,42 | |
3,98 | 3,80 | 3,70 | 3,62 | 3,57 | 3,52 | 3,46 | |
3,80 | 3,71 | 3,63 | 3,60 | 3,57 | 3,53 | 3,49 | |
3,71 | 3,66 | 3,62 | 3,59 | 3,58 | 3,53 | 3,51 | |
3,62 | 3,61 | 3,61 | 3,59 | 3,59 | 3,59 | 3,56 |
KF – коэффициент нагрузки при изгибе
,
где KFα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями
KFα = 1,0 для прямозубых колес.
Для колес с углом β>0º принимают
Степень точности…………... 6 7 9
KFα……………………………0,72 0,81 1,0
KFβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений по ширине зубчатого венца
При симметричном расположении колес относительно опор | При несимметричном расположении Колес относительно опор | НВ |
1,05……….……………..1,25 | ≤350 | |
1,1……………….………1,35 | >350 |
KFV – коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки, значение которого берутся из Таблицы 6.11.
Таблица 6.11.
Степень точности по ГОСТ 1643-81 | Твердость на поверхности зубьев колеса | Значения КFV при V, м/с | ||||
>350 НВ | 1,02/1,01 | 1,06/1,03 | 1,10/1,06 | 1,16/1,06 | 1,20/1,08 | |
≤ 350 НВ | 1,06/1,03 | 1,18/1,09 | 1,32/1,13 | 1,50/1,20 | 1,64/1,26 | |
>350 НВ | 1,02/1,01 | 1,06/1,03 | 1,12/1,05 | 1,19/1,08 | 1,25/1,10 | |
≤ 350 НВ | 1,08/1,03 | 1,24/1,09 | 1,40/1,16 | 1,64/1,25 | 1,80/1,32 | |
>350 НВ | 1,03/1,01 | 1,09/1,03 | 1,15/1,06 | 1,24/1,09 | 1,30/1,12 | |
≤ 350 НВ | 1,10/1,04 | 1,30/1,12 | 1,48/1,19 | 1,77/1,30 | 1,96/1,38 | |
>350 НВ | 1,03/1,01 | 1,09/1,03 | 1,17/1,07 | 1,28/1,11 | 1,35/1,14 | |
≤ 350 НВ | 1,11/1,04 | 1,33/1,12 | 1,56/1,22 | 1,90/1,36 | —/1,45 |
Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе – для косозубых зубчатых колес.
Yβ – коэффициент, учитывающий угол наклона зуба
(β в градусах)
Yε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев
,
где εα – коэффициент торцового перекрытия
Для прямозубых колес Yβ = 1; Yε = 1 – при степени точности 8 и 9;
Yε = 0,8 – при степени точности 5…7.
Для косозубых передач Yε = 0,65
Расчет ведем для шестерни и колеса.
В нашем случае: Ft = 3141,86 Н; mn = 2 мм; b1 = 80 мм; b2 = 72 мм; β = 10˚48´; εα = 1,745; KFα = 0,9; KFβ = 1,05; KFV = 1,03; Yε = 0,65; Yβ = 0,9; YF1 = 3,75; YF2 = 3,59
Прочность зубьев шестерни и колеса по изгибу обеспечена.
Для σF допускается перегрузка до 5%. При больших перегрузках следует увеличить модуль и повторить расчет. В нашем случае недогрузки по изгибу, даже значительной, пересчет не производят.
¨ Проверка на прочность по кратковременным перегрузкам при изгибе.
Расчетное напряжение изгиба при перегрузке определяется по формуле:
,
где σF – расчетное напряжение изгиба;
γ – коэффициент перегрузки,
σFPM – допускаемое предельное напряжение изгиба по пиковым нагрузкам.
При расчете на прочность при изгибе максимальная нагрузка определяется по формуле:
при НВ≤350
при НВ >350
где σТ – предел текучести материала;
σв – предел прочности материала.
В нашем случае:
|
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 147; Опубликованный материал нарушает авторские права?.