П.И.Чайковский «Времена года»

1) "Времена года". Январь. "У камелька"

Эпиграф (из А. Пушкина); его содержание (более соответствующее осени), его воплощение в музыке пьесы. Форма пьесы. Трудности исполнения "простой" музыки: две крайности, опасные при исполнении произведения - простоватость (примитивность) и вычурность. Золотая середина - исполнение естественное, согретое чувством. "Подсказки" (исполнительские ремарки) композитора в тексте произведения. Параллели с другими произведениями П. Чайковского.

2). "Времена года". Февраль. "Масленица"

Эпиграф (из П. А.Вяземского). Масленица в художественной литературе и в других источниках, картины Сурикова и Б. Кустодиева. Камерный характер пьесы Чайковского в сравнении с другими известными воплощениями этого праздника в русской музыке. Музыкальная форма пьесы. Воспроизведение звучания гармоники и бубенцов. Суждение профессора К. Игумнова об образе - "медведя водят" - средней части пьесы.

3). "Времена года". Март. "Песнь жаворонка"

Эпиграф (из А. Майкова). В стихотворении описывается более позднее время. Картины весны (И. Левитан). Две пьесы П. Чайковского, имитирующие песню жаворонка. Привлекательность для композиторов воспроизведения пения птиц, примеры из творчества других композиторов. Особенность музыкальной формы пьесы (отличие простой трехчастной формы от так называемой сложной трехчастной формы). Трактовка исполнителем буквального повторенного в репризе музыкального материала экспозиции.

4). "Времена года". Апрель. "Подснежник"

Эпиграф (из А. Майкова); его разночтения - в литературных публикациях и в изданиях пьесы П. Чайковского. Стихотворение в данном случае описывает, в противоположность предыдущей пьесе, наоборот, более раннее состояние природы. Тональный план цикла. Трепетность - наиболее точное определение настроения этой пьесы. Вальсообразный (в отличие от настоящего вальса) характер движения. Музыкальные приемы, с помощью которых все это выражено.

5). "Времена года". Май. "Белые ночи"

Эпиграф (из А. Фета). Рапсодический характер музыки. Способность музыки П. Чайковского сразу проникать в сердце слушателя. Сходство этой пьесы с романсами композитора. Точное следование музыкальной интонации за поэтической. Фортепианное сопровождение напоминает звучание струнного квартета, при этом то там, то здесь на первый план выступают то воображаемый альт, то виолончель. Ясное членение пьесы на три части (средняя часть контрастирует крайним).

6). "Времена года". Июнь. "Баркарола"

Эпиграф (из А. Плещеева). О баркароле - значении слова, музыкальном жанре. Типичные черты баркаролы: минорный лад, трехдольный ритм. Примеры баркаролы у других композиторов. Примечательное несоответствие этой пьесы Чайковского типичным чертам классической баркаролы. Важные отличия печатных изданий пьесы от того, как она записана самим П. Чайковским. Влияние этих отличий на интерпретацию пьесы разными исполнителями. Чрезвычайная популярность этой пьесы.

7). "Времена года". Июль. "Песнь косаря"

Эпиграф (из А. Кольцова). О поэте и его поэзии. Полное соответствие музыки пьесы поэзии А. Кольцова. Характерные приемы, которыми П. Чайковский передает народный характер музыки. Одновременно при этом пьеса создает картину русской природы.

8). "Времена года". Август. "Жатва"

Эпиграф (из А. Кольцова). Тема жатвы и сбора урожая в русской литературе и живописи. Сходства и различия в трактовке темы у Чайковского и Венецианова. Большое авторского названия произведения значение для понимания музыки. Обсуждение проблемы программности в музыке. Музыкальная форма пьесы; характерные особенности каждой из трех ее частей.

9). "Времена года". Сентябрь. "Охота"

Эпиграф (из А. Пушкина). Примеры описания охоты в русской литературе. Образы охоты в европейской музыке. Сугубо практические причины использования музыки (в виде сигналов) на охоте - охотничьей музыки. Особый эффект так называемого "золотого хода" (валторн). Устойчивые музыкальные образы. Очень тонкое использование "наработанных" музыкальных приемов, рисующих охоту, П. Чайковским в этой пьесе. Трехчастная форма пьесы.

10). "Времена года". Октябрь. "Осенняя песня"

Эпиграф (из гр. А. Толстого). Одна из самых популярных пьес не только "Времен года", но и во всем наследии П. И. Чайковского. Много поэтических описаний осени в русской поэзии и изображений в русской живописи (Левитан). Мелодический строй пьесы имеет общее с другими творениями композитора (обсуждаются другие примеры). Анализ тех композиторских приемов, которые позволили Чайковскому создать этот шедевр.

11). "Времена года". Ноябрь. "На тройке"

Эпиграф (из Н. Некрасова). Значение стихотворения Н. Некрасова, его популярность в XIX веке. Стихотворение Некрасова - о женской доле; сравнение с другой "Тройкой" (неизвестного автора) - о мужской доле. Идея музыкальными звуками выразить звучание бубенцов занимала многих композиторов. В пьесе П. Чайковского отражена лишь одна грань образа тройки - настроение радости и праздника. Особенности композиторских приемов для передачи воздуха, перспективы, пространства. Трехчастная форма пьесы, в которой в крайних частях превалирует песенный характер, тогда как в средней - танцевальный.

12). "Времена года". Декабрь. "Святки"

Эпиграф (из В. А. Жуковского). Описание святок у С. Максимова. Использование жанра вальса в этой пьесе; разные мнения по поводу уместности западного танца для изображения типично русского праздника. Секреты популярности и легкой запоминаемости музыки П. Чайковского. Трехчастная форма пьесы; ее психологическая оправданность.