Основные причины и последствия опасностей
Еще одним источником риска является способность технических систем вступать во взаимодействия с другими техническими системами, с природными объектами и с человеком на индивидуальном (обслуживание или эксплуатация техники) или социальном уровне (использование техники в военных целях, терроризм и пр. издержки социальных противоречий). При этом можно выделить два режима взаимодействий: штатный и чрезвычайный.
Основные причины и последствия опасностей возникающих в штатном режиме приведены в таблице 4.3 Возможные аварийные ситуации, их причины и последствия приведены в таблице 4.4 Чрезвычайные ситуации возникающие в процессе эксплуатации приведены в таблице 4.2
Таблица 4.2 – Анализ чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайная ситуация | Источники чрезвычайной ситуации | Характер чрезвычайной ситуации | Последствия чрезвычайной ситуации |
Пожар | Внутренние: разлив масла и дизельного топлива с возгоранием; тление сухих листьев и частиц деревьев с последующим возгоранием; проведение электросварочных работ. Внешние: поджог | Локальный (в пределах рабочей зоны) Местный (при возгорании лесного массива пасеки) Региональный (при возгорании лесного массива прилегаемых территорий) | Пожар, разрушение машины (трактора), ожоги, отравления продуктами горения, летальные исходы, уничтожение деловой древесины. |
Половодье (наводнение) | Внешние: интенсивное таяние снегов в районе проведения работ, разлив рек на близлежащих территориях. | Местный (затопление пасеки) | Затопление машины с последующим её разрушением (быстро проходящие коррозионные процессы в водной среде) |
Таблица 4.4 – Возможные аварийные ситуации, их причины и последствия
Возможные аварийные ситуации | Предельно допустимые значения параметров, превышение (снижение) которых может привести к аварии | Причины возникновения аварийных ситуаций | Последствия |
Отказ тормозной системы и/или рулевого механизма во время движения или стоянки автомобиля | Обеспечение статического торможения машины на участке уклоном до 12° Обеспечение замедления машины с ускорением -1,2 м/с3. | Аварийный разрыв гидросистем торможения и усилителя рулевого механизма. | - представляет опасность для рабочих находящихся на пасеке; - представляет опасность для оператора ПТМ; |
Отказ гидроманипулятора во время выполнения погрузки. | Падение давления в гидросистеме ниже 20 МПа | Расторможение закрытых цилиндров, разрыв гидропроводов, засорение фильтров | - представляет опасность для рабочих находящихся на пасеке; - представляет опасность для оператора ПТМ; |
Отказ/поломка или полный выход из строя ДСВ | Температурный режим двигателя должен быть равным 90°С. | Перегрев или «холодный» пуск ДВС | - представляет опасность для оператора ПТМ; |
Опрокидывание автомобиля, поломка манипулятора | Уклон профиля местности менее 12° Максимальная грузоподъёмность на максимальном вылете до 7 т. | Использование машины на участках с уклоном более 12°, погрузка сортимента, свыше максимальной грузоподъемности более 7 т. | - представляет опасность для рабочих находящихся на пасеке; - представляет опасность для оператора ПТМ. |