Стратегии и техника медиаторства.

 

Традиционно в западной литературе при описании способов и приемов работы медиатора различаются техники рефлексивного вмешательства, направленные на установление и поддержание контакта с участниками конфликта, их мотивацию и доверие к посреднику; техники контекстуального вмешательства, используемые для установления более благоприятного климата переговоров, их оптимизации, предупреждения осложнений, в том числе в эмоциональном взаимодействии сторон, и т.д.; техники независимого вмешательства, непосредственно связанные с процессом принятия решений, анализом вариантов и т.д. (Анцупов, Шипилов, 1999, с.490-491).

Предпринимаются попытки описать разные стили или преимущественные стратегии, используемые медиаторами. Типично поведение медиатора может различаться с точки зрения активности – в континууме от пассивного присутствия с минимальным вмешательством до активного лидерства в переговорном процессе.

Анализируя поведение судей как медиаторов в судебном процессе, Дж. Уолл и Д. Руд выделили логическую стратегию – анализ случаев, обсуждение расхождений, подготовка соглашений и т.д., агрессивную стратегию – принуждение, угроза не заключения соглашения, и т.д. патерналистскую стратегию – обсуждение соглашения по отдельности с каждым из юристов, представляющих стороны, советы каждому из них, (Wall, Rude, 1985).

Перечень техник, используемых в медиаторстве, весьма разнообразен. Один из них могут считаться специфичными для работы медиатора, другие используются в любом переговорном процессе к любым видам коммуникативных ситуаций (см., например, перечень техник, используемых в японской практике, - табл.1).

Таблица 1.

Техники медиаторства, используемые японскими медиаторами.

 

 

Техника Описание
Раздельные встречи с участниками спора Встречается с участниками спора отдельно
Выслушивание точек зрения Медиатор получает от диспутантов информацию об их позициях
Научение Медиатор объясняет или советует диспутантам как им в целом желательно думать или действовать
Собирание диспутантов Медиатор собирает диспутантов вместе на встречу
Сбор информации Медиатор собирает или запрашивает информацию у диспутантов или у окружающих
Обсуждение уступок Медиатор обсуждает или предлагает конкретные уступки или пункты соглашения. Обсуждается также возможность компромисса
Понимание ситуации Осознает причины(анализирует ситуацию)
Обеспечение объективных данных Медиатор обеспечивает объективные данные относительно спора или общей ситуации (например инфляция составляет 20% )
Представление точки зрения другого Медиатор представляет или аргументирует точку зрения другой стороны. Адресует участникам просьбу быть внимательными к позиции другого
Критика Медиатор критикует личность диспутанта, его установки и поведение, или использует специфический ярлык (например, “Вы грубы”)
Вызывание эмпатии Медиатор поддерживает другого диспутанта или требует, чтобы его поддержали. Медиатор обращает к нему доброжелательное лицо, замечая, что он или она хороший человек
Встреча вместе с диспутантами Встречается вместе с диспутантами и проводит с ними диалог. Требует, чтобы диспутанты представили позицию друг друга, что они и делают
Собирает информацию от третьей стороны Получает информацию, мнения и советы от стороны, не имеющих к конфликту прямого отношения
Указание на зависимость Медиатор подчеркивает сходство или взаимную зависимость целей, удела и потребностей диспутантов. Включает упоминание о минусах несогласия и преимуществах соглашения
Структура Медиатор некоторым образом пере- структурирует рабочее взаимодействие диспутантов
Выпивает с диспутантами Медиатор выпивает с диспутантами перед соглашением
Формализация Завершает соглашение иными, отличными от выпивки способами
Обеспечение логического объяснения Медиатор поддерживает логикой любую технику объяснения
Выпивка “закрепление” Медиатор выпивает с участниками, чтобы завершить соглашение
Получение помощи третьей стороны Медиатор предлагает или получает помощь третьей стороны для участника или ведущего
Анализ участников Анализирует особенности участников и дает обобщенные характеристики каждого из них
Объявление перерыва Останавливает ссору ; дает отдых участникам. Приятное совместное времяпрепровождение
Угрозы Любая угроза со стороны медиатора
Примеры Приводит примеры аналогичных случаев
Одобрение участников Медиатор одобряет участника, к которому адресуется “Поглаживающий” подход, при котором человек или его поведение одобряются
Указание на моральные принципы Медиатор указывает на особые моральные обязательства или социальные нормы
Примирение Медиатор ведет к общему компромиссу
Успокоение Медиатор делает специальные заявления, чтобы успокоить участников
Получение информационной помощи с третьей стороны Медиатор привлекает третью сторону для информирования, убеждения или совета, предназначенного одному или обоим участникам по поводу того, как им необходимо думать или действовать
Получение извинений Медиатор просит участника быть терпимым или просить другого
Обеспечение присутствия третьей стороны Медиатор привлекает дополнительную третью сторону к встрече
Цитирование закона или правила Медиатор цитирует специфический закон или правило, которые релевантные для данного спора
Написание соглашения Предлагает участникам подписать письменное соглашение относительного их дальнейшего поведения
Неопределенность Медиатор сознательно культивирует неопределенность, когда описывает ситуацию или спрашивает об уступках
Обеспечение критики с третьей стороны Медиатор привлекает третью сторону для критики личности, ее установок или поведения
Разделение участников Медиатор разделяет участников

 

Мы намеренно выбрали в качестве примера столь обширный перечень, который поражает не только своим объемом, но и эклектичностью. Создается впечатление, что не существует коммуникативных действий, которые не могли бы рассматриваться как техники медиаторства.

Сегодня это действительно является одной из серьезных проблем медиаторства, связанной с тем, что развитие его практики и разнообразие используемых форм начинают размывать границы профессионального посредничества, вносить путаницу в понимание его сути и функций медиатора.

Слово “путаница” заимствовано из доклада Дж. Кейтнера, сделанного им на конференции Международной ассоциации по управлению конфликтом в 1997 году под примечательным названием “Увядание посредничества”.Он прежде всего отмечает расплывчатость содержания самого понятия посредничества, которое заметно отличается от того, что оно обозначало 20 лет назад: “Посредничеством называют и вмешательство в споры на школьном дворе, и реабилитацию подростков – жертв насилия, и семейное консультирование, и разбирательства в гражданских судах, и общественные акции, и конфликты между рабочими и работодателями, и управление персоналом, и средства предотвращения войн между государствами. Кроме того, посредничество рассматривается как альтернатива судебному заседанию, как инструмент трансформации отношений между людьми, как средство вмешательства в коммерческие споры, как метод работы с проблемой сексуальных домогательств, как оценочный процесс, где посредник выражает свое мнение по поводу результата спора, как терапевтическое вмешательство в конфликт между двумя индивидами, как процесс разрешения конфликтов в медицине, связанных со злоупотреблением служебным положением, как способ разрешения экологических конфликтов, и этот список растет с каждым днем” (Кейтнер, 1998, с.52).

(Напомним, что по отношению к данной практике употребляется оригинальное название “медиаторство”). Большой критике Кейтенер подвергает и сложившиеся представления о функциях медиатора, его действиях, как и в целом о роли посредника в процессе медиаторства. Заканчивая свой доклад он приходит к неутешительному выводу, что “мы имеем на сегодняшний момент запутанную смесь приемов вмешательства, называемых посредничеством. К сожалению, это ведет к деградации (увяданию) посредничества. Чтобы вернуть посредничеству цветущий вид, мы должны заново исследовать цели и функции процесса посредничества как уникальной формы вмешательства в споры, который имеет ограниченную область применения, но оказывает очень полезное влияние на людей, находящихся в состоянии борьбы или спора” (с.63.)

 

РЕЗЮМЕ

 

1.Конфликты могут оказывать деструктивное влияние на человеческое отношения, а потому признается необходимость их урегулирования. Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.

2.Особое место в конфликтологии занимает практика привлечения " третьей стороны" к решению конфликтами, среди которых особой популярностью пользуется медиаторство.

3.Несмотря на бурное развитие переговорной практики - и медиаторства в том числе – многие вопросы как практического, так и теоретического характера нельзя считать решенными.

 

 

 


1 Платон. Собр. соч. В 4 т. Т.2 – М.: Мысль, 1993. – с.76.

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986. – с.403

1 См.: Защита психологическая // Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. –с.121-122.

1 См.: Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М.: Прогресс, 1993. – с.23-33.

1 См.: Швальбе Б., Швальбе Х. Указ. соч. с.29.

[1] Основы социально-психологической теории (под ред. А.А.Бодалева и А.Н.Сухова). - М., 1995.

[2] Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. - М., 1992.

[3] Основы социально-психологической теории (под ред. А.А.Бодалева и А.Н. Сухова). - М. , 1995.

[4] Зайцева Е.В. Психологическая предрасположенность личности к конфликтному поведению. - М., РАГС, 1997.

[5] Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. - М., 1992.

[6] Юридическая конфликтология (под ред. В.Н.Кудрявцева) М. , 1995.

[7] Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. - М.: РАГС, 1997.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2001 и др.

[8] Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М. , 1996.

[9] Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., 1996.