Стратегии и техника медиаторства.
Традиционно в западной литературе при описании способов и приемов работы медиатора различаются техники рефлексивного вмешательства, направленные на установление и поддержание контакта с участниками конфликта, их мотивацию и доверие к посреднику; техники контекстуального вмешательства, используемые для установления более благоприятного климата переговоров, их оптимизации, предупреждения осложнений, в том числе в эмоциональном взаимодействии сторон, и т.д.; техники независимого вмешательства, непосредственно связанные с процессом принятия решений, анализом вариантов и т.д. (Анцупов, Шипилов, 1999, с.490-491).
Предпринимаются попытки описать разные стили или преимущественные стратегии, используемые медиаторами. Типично поведение медиатора может различаться с точки зрения активности – в континууме от пассивного присутствия с минимальным вмешательством до активного лидерства в переговорном процессе.
Анализируя поведение судей как медиаторов в судебном процессе, Дж. Уолл и Д. Руд выделили логическую стратегию – анализ случаев, обсуждение расхождений, подготовка соглашений и т.д., агрессивную стратегию – принуждение, угроза не заключения соглашения, и т.д. патерналистскую стратегию – обсуждение соглашения по отдельности с каждым из юристов, представляющих стороны, советы каждому из них, (Wall, Rude, 1985).
Перечень техник, используемых в медиаторстве, весьма разнообразен. Один из них могут считаться специфичными для работы медиатора, другие используются в любом переговорном процессе к любым видам коммуникативных ситуаций (см., например, перечень техник, используемых в японской практике, - табл.1).
Таблица 1.
Техники медиаторства, используемые японскими медиаторами.
Техника | Описание |
Раздельные встречи с участниками спора | Встречается с участниками спора отдельно |
Выслушивание точек зрения | Медиатор получает от диспутантов информацию об их позициях |
Научение | Медиатор объясняет или советует диспутантам как им в целом желательно думать или действовать |
Собирание диспутантов | Медиатор собирает диспутантов вместе на встречу |
Сбор информации | Медиатор собирает или запрашивает информацию у диспутантов или у окружающих |
Обсуждение уступок | Медиатор обсуждает или предлагает конкретные уступки или пункты соглашения. Обсуждается также возможность компромисса |
Понимание ситуации | Осознает причины(анализирует ситуацию) |
Обеспечение объективных данных | Медиатор обеспечивает объективные данные относительно спора или общей ситуации (например инфляция составляет 20% ) |
Представление точки зрения другого | Медиатор представляет или аргументирует точку зрения другой стороны. Адресует участникам просьбу быть внимательными к позиции другого |
Критика | Медиатор критикует личность диспутанта, его установки и поведение, или использует специфический ярлык (например, “Вы грубы”) |
Вызывание эмпатии | Медиатор поддерживает другого диспутанта или требует, чтобы его поддержали. Медиатор обращает к нему доброжелательное лицо, замечая, что он или она хороший человек |
Встреча вместе с диспутантами | Встречается вместе с диспутантами и проводит с ними диалог. Требует, чтобы диспутанты представили позицию друг друга, что они и делают |
Собирает информацию от третьей стороны | Получает информацию, мнения и советы от стороны, не имеющих к конфликту прямого отношения |
Указание на зависимость | Медиатор подчеркивает сходство или взаимную зависимость целей, удела и потребностей диспутантов. Включает упоминание о минусах несогласия и преимуществах соглашения |
Структура | Медиатор некоторым образом пере- структурирует рабочее взаимодействие диспутантов |
Выпивает с диспутантами | Медиатор выпивает с диспутантами перед соглашением |
Формализация | Завершает соглашение иными, отличными от выпивки способами |
Обеспечение логического объяснения | Медиатор поддерживает логикой любую технику объяснения |
Выпивка “закрепление” | Медиатор выпивает с участниками, чтобы завершить соглашение |
Получение помощи третьей стороны | Медиатор предлагает или получает помощь третьей стороны для участника или ведущего |
Анализ участников | Анализирует особенности участников и дает обобщенные характеристики каждого из них |
Объявление перерыва | Останавливает ссору ; дает отдых участникам. Приятное совместное времяпрепровождение |
Угрозы | Любая угроза со стороны медиатора |
Примеры | Приводит примеры аналогичных случаев |
Одобрение участников | Медиатор одобряет участника, к которому адресуется “Поглаживающий” подход, при котором человек или его поведение одобряются |
Указание на моральные принципы | Медиатор указывает на особые моральные обязательства или социальные нормы |
Примирение | Медиатор ведет к общему компромиссу |
Успокоение | Медиатор делает специальные заявления, чтобы успокоить участников |
Получение информационной помощи с третьей стороны | Медиатор привлекает третью сторону для информирования, убеждения или совета, предназначенного одному или обоим участникам по поводу того, как им необходимо думать или действовать |
Получение извинений | Медиатор просит участника быть терпимым или просить другого |
Обеспечение присутствия третьей стороны | Медиатор привлекает дополнительную третью сторону к встрече |
Цитирование закона или правила | Медиатор цитирует специфический закон или правило, которые релевантные для данного спора |
Написание соглашения | Предлагает участникам подписать письменное соглашение относительного их дальнейшего поведения |
Неопределенность | Медиатор сознательно культивирует неопределенность, когда описывает ситуацию или спрашивает об уступках |
Обеспечение критики с третьей стороны | Медиатор привлекает третью сторону для критики личности, ее установок или поведения |
Разделение участников | Медиатор разделяет участников |
Мы намеренно выбрали в качестве примера столь обширный перечень, который поражает не только своим объемом, но и эклектичностью. Создается впечатление, что не существует коммуникативных действий, которые не могли бы рассматриваться как техники медиаторства.
Сегодня это действительно является одной из серьезных проблем медиаторства, связанной с тем, что развитие его практики и разнообразие используемых форм начинают размывать границы профессионального посредничества, вносить путаницу в понимание его сути и функций медиатора.
Слово “путаница” заимствовано из доклада Дж. Кейтнера, сделанного им на конференции Международной ассоциации по управлению конфликтом в 1997 году под примечательным названием “Увядание посредничества”.Он прежде всего отмечает расплывчатость содержания самого понятия посредничества, которое заметно отличается от того, что оно обозначало 20 лет назад: “Посредничеством называют и вмешательство в споры на школьном дворе, и реабилитацию подростков – жертв насилия, и семейное консультирование, и разбирательства в гражданских судах, и общественные акции, и конфликты между рабочими и работодателями, и управление персоналом, и средства предотвращения войн между государствами. Кроме того, посредничество рассматривается как альтернатива судебному заседанию, как инструмент трансформации отношений между людьми, как средство вмешательства в коммерческие споры, как метод работы с проблемой сексуальных домогательств, как оценочный процесс, где посредник выражает свое мнение по поводу результата спора, как терапевтическое вмешательство в конфликт между двумя индивидами, как процесс разрешения конфликтов в медицине, связанных со злоупотреблением служебным положением, как способ разрешения экологических конфликтов, и этот список растет с каждым днем” (Кейтнер, 1998, с.52).
(Напомним, что по отношению к данной практике употребляется оригинальное название “медиаторство”). Большой критике Кейтенер подвергает и сложившиеся представления о функциях медиатора, его действиях, как и в целом о роли посредника в процессе медиаторства. Заканчивая свой доклад он приходит к неутешительному выводу, что “мы имеем на сегодняшний момент запутанную смесь приемов вмешательства, называемых посредничеством. К сожалению, это ведет к деградации (увяданию) посредничества. Чтобы вернуть посредничеству цветущий вид, мы должны заново исследовать цели и функции процесса посредничества как уникальной формы вмешательства в споры, который имеет ограниченную область применения, но оказывает очень полезное влияние на людей, находящихся в состоянии борьбы или спора” (с.63.)
РЕЗЮМЕ
1.Конфликты могут оказывать деструктивное влияние на человеческое отношения, а потому признается необходимость их урегулирования. Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.
2.Особое место в конфликтологии занимает практика привлечения " третьей стороны" к решению конфликтами, среди которых особой популярностью пользуется медиаторство.
3.Несмотря на бурное развитие переговорной практики - и медиаторства в том числе – многие вопросы как практического, так и теоретического характера нельзя считать решенными.
1 Платон. Собр. соч. В 4 т. Т.2 – М.: Мысль, 1993. – с.76.
2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986. – с.403
1 См.: Защита психологическая // Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. –с.121-122.
1 См.: Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М.: Прогресс, 1993. – с.23-33.
1 См.: Швальбе Б., Швальбе Х. Указ. соч. с.29.
[1] Основы социально-психологической теории (под ред. А.А.Бодалева и А.Н.Сухова). - М., 1995.
[2] Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. - М., 1992.
[3] Основы социально-психологической теории (под ред. А.А.Бодалева и А.Н. Сухова). - М. , 1995.
[4] Зайцева Е.В. Психологическая предрасположенность личности к конфликтному поведению. - М., РАГС, 1997.
[5] Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. - М., 1992.
[6] Юридическая конфликтология (под ред. В.Н.Кудрявцева) М. , 1995.
[7] Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. - М.: РАГС, 1997.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2001 и др.
[8] Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М. , 1996.
[9] Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., 1996.