Машины механического действия

 

1. Вагоноопрокидыватели предназначены для выгрузки из вагонов сыпучих и кусковых грузов путем наклона или поворота вагона в соответствующее положение с применением иногда дополнительных устройств, способствующих высыпанию груза.

В зависимости от способа поворота и типа разгружаемых вагонов различают следующие типы вагоноопрокидывателей:

- роторные — с поворотом вагона на 160…170° относительно продольной геометрической оси, проходящей через боковую стенку;

- мостороторные — с поворотом вагона на 160…170° путем перекатывания ротора с вагоном по мосту и выгрузкой груза через боковую стенку;

- боковые — с поворотом вагона на 160…170° относительно продольной оси, расположенной сбоку значительно выше уровня рельсового пути и продольной оси вагона, и высыпанием груза через боковую стенку;

- башенные — с подъемом и поворотом вагона на 160° относительно продольной оси вагона с выгрузкой через боковую стенку;

-торцовые — с поворотом вагона на 50.70° относительно поперечной оси, при котором высыпание груза происходит через откидную торцовую стенку вагона;

- комбинированные — с поворотом крытого вагона в разных направлениях относительно продольной и поперечной осей вагона;

- платформоопрокидыватели — с поворотом на 50…70° в боковом направлении.

 

- По способу обслуживания разгрузочного фронта различают:

стационарные вагоноопрокидыватели;

передвижные вагоноопрокидыватели.

 

А -Наибольшее распространение получили роторные вагоноопрокидыватели, применяемые для выгрузки угля, руды и других сыпучих грузов из четырех-, шести- и восьмиосных полувагонов колеи 1520 мм.

Роторный вагоноопрокидыватель состоит из ротора 1, люльки , подвешенного на вертикальных тягах моста-платформы , опорных роликов 5, привода вращения ротора вагоноопрокидывателя 6. Ротор имеет четыре кольцевых диска, связанных между собой продольными трубчатыми фермами и верхними балками с подвешенными к ним вибраторами 2. Каждый из этих четырех дисков опирается круговыми бандажами 6 на две двухроликовые балансирные опоры. Рядом с бандажами на диске укреплены зубчатые венцы, находящиеся в зацеплении с шестернями ведущего вала электропривода.

В роторе расположены две люльки, основная несущая часть которых имеет форму

 

- 1 -


изогнутой рамной конструкции. В каждой люльке установлена проволочная стенка,

армированная резиной толщиной 100 мм. Обе люльки соединены между собой средней проволочной стенкой.

Мост подвешен к люльке на тягах, что обеспечивает при повороте ротора привалку вагона к стенкам люльки. На этих же тягах предусмотрена установка тензометрических датчиков для взвешивания вагонов.

В начальный период поворота ротора происходит смещение моста с вагоном в поперечном направлении до упора боковой стенки вагона в привалочную стенку. Далее люлька под действием силы тяжести, направляемая роликами, перемещается с вагоном к упорам 4 вибраторов. В опрокинутом положении полувагон полностью опирается на вибраторы и привалочную стенку. После включения вибраторов происходит очистка полувагона от остатков груза. На вагоноопрокидывателе установлены три вибратора с мощностью двигателя по 11 кВт. Два электродвигателя поворота имеют мощность по 48 кВт каждый. Общая масса вагоноопрокидывателя 220 т, часовая производительность 30 четырех- или шестиосных полувагонов или 25 восьмиосных.

 

 

Б )На рисунке приведен передвижной мостороторный вагоноопрокидыватель, базой которого служит мост, составленный из четырех или шести балок , опирающихся на тележки 3 . На балках моста находится ротор 1 с рельсовой колеей, люлькой, привалочной стенкой, верхними зажимами и блочно-канатным приводом вращения. К передней и задней балкам шарнирно примыкают наклонные въезд и съезд, предназначенные для закатывания и последующего выкатывания вагонов из ротора. Управление производится из кабины .

В процессе выгрузки опрокидывание вагона достигается тем, что ротор перекатывается по направляющим балок моста из положения I в положение II на угол 1600 над приемной траншеей. Основной недостаток этого типа вагоноопрокидывателей — это большой расход металла и недостаточная надежность канатного привода, особенно при работе в зимних условиях. Общая масса 445 т, часовая производительность 25 вагонов.

- 2 -

 

 

Передвижной роторный вагоноопрокидыватель: 1 — ротор; 2 — механизм опрокидывания; 3 —двухосные тележки; 4 — мост; 5 — приёмная траншея; 6 — электрический толкатель.

В ) Боковые подъемно-поворотные вагоноопрокидыватели изготовляют стационарные и передвижные. Стационарный состоит из двух закрепленных на валу фигурных роторов 5, двух люлек 1, к которым на тягах подвешены платформы 2, электропривода механизма опрокидывания и четырех опорных колонн с подшипниками. На подшипники колонн опираются валы роторов, связанные между собой эластичной муфтой.

Люльки снабжены привальными стенками 3 и верхними прижимами 4. Подвеска платформы и связь люлек с роторами выполнены так же, как и в стационарном роторном вагоноопрокидывателе. Поворотная часть вагоноопрокидывателя частично уравновешена противовесами б.

Поворот роторов осуществляется от двух отдельных приводов мощностью по 100 кВт каждый. Пульт управления расположен в кабине 7.

Для выгрузки груза из полувагона роторы поворачивают на 170…175°, и груз выгружается на высоте 7 м над уровнем земли, что позволяет обойтись без глубоких приямков, устраиваемых при использовании роторных вагоноопрокидывателей для размещения приемных бункеров и конвейеров. Груз из вагона поступает в приемный бункер 8, откуда питателем 9 подается на конвейер 10. По сравнению с роторным боковой вагоноопрокидыватель имеет большую массу и стоимость изготовления в два раза выше, чем у роторного. Производительность — 20 вагонов в час.

 

 

- 3 -

 

Боковой подъемно-поворотный вагоноопрокидыватель

 

Г ) Передвижной боковой вагоноопрокидыватель имеет такую же конструкцию, как и стационарный, но он установлен на специальную платформу, перемещающую его вдоль фронта разгрузки. Вагоны подаются в люльку вагоноопрокидывателя и убираются по специальным накатам.

Д ) Башенные вагоноопрокидыватели устанавливают на металлургических заводах на рудных дворах и служат для выгрузки руды и угля из четырех- и шестиосных полувагонов.

Башенный вагоноопрокидыватель состоит из передвижного самоходного или стационарного портала 3, внутри которого размешена люлька 4 с подвесной платформой 1, несущей рельсы для установки разгружаемого вагона. Люлька подвешена на двух цапфах к колоннам портала со стороны приемной траншеи.

Портал передвижного вагоноопрокидывателя опирается на восемь приводных балансирных тележек. К порталу примыкают с двух сторон наклонные пути для подачи вагонов в люльку и уборки их после выгрузки. Люлька с подвесной платформой оборудована стопорными устройствами 6 для закрепления вагона. В верхней части портала в кабине 7 размещена подъемная лебедка механизма опрокидывания, а также система канатов и противовесов. Концы канатов и лебедки закреплены на люльке.

При включении лебедки люлька поднимается канатами и поворачивается относительно цапфы. Как только люлька повернется на 10…15°, платформа 1 с установленным на ней груженым вагоном переместится в сторону привалочных брусьев 5, закрепленных на вертикальной стенке люльки. После этого автоматически включается привод вертикальных зажимов, а затем и привод подъема: люлька опрокидывается в сторону приемной траншеи 2, куда и высыпается содержимое вагона. После этого люлька возвращается в исходное положение, зажимы отключаются и вагон выталкивается из люльки. Противовесы понижают степень статической неуравновешенности люльки с груженым вагоном. Угол поворота люльки 160°, производительность 20 вагонов в час, общая мощность электродвигателей 530 кВт, масса 667 т.

- 4 -

 

Башенный вагоноопрокидыватель Торцовый вагоноопрокидыватель

Е ) Торцовый вагоноопрокидыватель состоит из поворотной платформы 1, привода 2 с канатным полиспастом, расположенным в углублении 3. При разгрузке полувагон упирается в буферный брус 5. Груз ссыпается в приемный бункер 4 через торцовую стенку. Применяются эти вагоноопрокидыватели для выгрузки груза из полувагонов западноевропейской колеи, у которых открываются торцовые стенки. По конструкции торцовые вагоноопрокидыватели просты, надежны в эксплуатации, но требуют значительной затраты энергии вследствие неуравновешенности платформы с вагоном относительно оси поворота. Производительность — до 20 вагонов в час.

 

Ж ) Передвижной боковой платформоопрокидыватель используют для разгрузки платформ на одну или обе стороны от железнодорожного пути. Платформа накатывается на опрокидыватель по наклонным рельсовым звеньям 1. Платформа с грузом закрепляется специальными упорами 2 на опрокидной платформе 3 опрокидывателя, которая наклоняется на 50°. Мощность установленных электродвигателей 125 кВт, производительность 10…12 платформ в час

Передвижной боковой платформоопрокидыватель

3. Принцип действия инерционной разгрузочной машины ( 11.10 ) основан на использовании механических продольных колебаний кузова вагона от центробежного привода с неуравновешенными массами. Привод обеспечивает амплитуду горизонтальных колебаний до 90 мм, вертикальных — до 20 мм при

 

- 5 -


частоте до 2 Гц. Возникающие при этом силы инерции перемещают частицы груза от торцов вагона к середине. Поперечное высыпание груза обеспечивается наклоном вагона на 7—10° в сторону выгрузки. Для наклона вагона в месте разгрузки предусмотрено возвышение одного рельса над другим. Разгрузка неслеживающихся сыпучих материалов из одного вагона длится 10—12 мин.

4.Выгрузка этих грузов из крытых вагонов обеспечивается механическими и пневматическими машинами, а при .незначительном поступлении груза — средствами малой механизации. Так, на некоторых станциях применяются механические лопаты с одним или двумя скребками (щитами). Лебедки механических лопат устанавливают стационарно, в определенных местах склада или же монтируют на передвижных ленточных конвейерах. При помощи скребков механической лопаты, управляемых рабочими, груз из вагона подается в приемную воронку конвейера, а с последнего через головную воронку-гаситель перегружается на склад или в автотранспорт (рис. 62).

Передвижная механическая лопата ТМЛ-1 производительностью 20 т/ч имеет рабочую скорость тягового троса 0,84 м1сек; мощность электродвигателя 5 кет.

В комплексе с ней работает ленточный конвейер Т-45 длиной 15 м, ширина ленты 600 мм, скорость движения ленты 1,2 м/сек, мощность электропривода 3,2 кВт, угол наклона конвейера к горизонту 19°.

В этот комплекс могут входить также бункера. Для станции с прибытием сыпучих грузов 100 т/ сутки достаточно иметь три бункера емкостью 80 м3 каждый.

 

- 6 -

Рис. 62. Схема выгрузки сыпучих грузов из крытого вагона при помощи механической лопаты и конвейера

Литература :Аннинский Б. А., Шаранович П. А., Комплексная механизация выгрузки навалочных грузов, М.Л., 1962; Механизация выгрузки смерзшихся и сыпучих грузов из железнодорожного подвижного состава, М.,1967.

 

 

- 7 -


Передвижной роторный вагоноопрокидыватель: 1 — ротор; 2 - механизм опрокидывания; 3 —двухосные тележки; 4 — мост; 5 — приёмная траншея; 6 — электрический толкатель.

 

 

Боковой подъемно-поворотный

вагоноопрокидыватель Башенный

вагоноопрокидыватель


Торцовый вагоноопрокиurekomend2 -->