Пожарные аварийно-спасательные автомобили

 

Спасание людей и эвакуация имущества часто связаны с выполнением таких специальных работ, как ликвидация разрушений элементов зданий
и сооружений, обрушение конструкций технологического оборудования
и т. д. Важным также является обеспечение подачи ОТВ на открытые поверхности горения, создание разрывов для предотвращения расширения пожаров, дотушивания очагов горения, удаление дыма и газов. Для выполнения таких работ необходимо специальное оборудование, которым оснащаются автомобили пожарно-технической службы, связи и освещения, аварийно-спасательные автомобили.

Автомобиль технической службы и освещения АТСО-20(375) является прототипом аварийно-спасательного автомобиля (АСА), поэтому основное оборудование на них идентично. Автомобили АСА-20(4310)
и АСА-16(4310) различаются только мощностью генераторов. Общий вид АСА-20(4310) представлен на рис. 11.3.

 

 

2
3
4
5
6
1

 

 


Рис. 11.3. Аварийно-спасательный автомобиль АСА-20(4310):

1 – шасси КамАЗ-4310; 2 – прожектор; 3 – генератор; 4 – ящик с оборудованием;

5 – сетки; 6 – кран грузоподъемный

 

 

Параметры технических характеристик и шасси этих пожарных
автомобилей приведены в табл. 11.3.

 

 

Таблица 11.3

Показатели Размер- ность Тип автомобиля
АТСО-20 АСА-20 АСА-16
Шасси   Колесная формула Мощность двигателя Число мест расчета Полная масса Максимальная скорость Мощность генератора Грузоподъемное оборудование: грузоподъемный кран лебедка –   – кВт чел. кг км/ч кВт     – – Урал-375Е   6×6 13 200     + + КамАЗ-4310 КамАЗ-43114 6×6 162/91* 15 100     + + КамАЗ-43101   6×6 11 450     – –

* Мощность двигателя КамАЗ-43114.

 

Напряжение генераторов на всех автомобилях трехфазного
тока составляет 230 В, а частота – 50 Гц. Привод генератора на АТСО осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности
и карданный вал. На АСА-20 привод включает клиноременную передачу после коробки отбора мощности. Частота вращения ротора генератора
составляет (1400±50) об/мин.

Грузоподъемные краны оборудованы гидравлическими приводами подъема груза и поворота.

Для обеспечения устойчивости АСА при работе крана имеются две телескопические опоры с гидравлическим приводом.

Кран-манипулятор на АСА состоит из колонны, телескопической
и первой стрелы, подвески, гидроцилиндров и механизма поворота (рис. 11.4). Привод гидронасоса состоит из коробки отбора мощности
и карданного вала.

1
2
3
4
6
12
11
5
10
9
8
7

 

Рис. 11.4. Кран грузоподъемный:

1 – секция выдвижная; 2 – гидроцилиндр; 3 – основание телескопической стрелы;
4 – гидрозамок; 5 – гидроцилиндр раскрытия; 6 – стрела первая; 7 – колонна; 8 – рама;
9 – привод поворота; 10 – гидроцилиндр подъема; 11 – рычаг; 12 – тяга

Грузоподъемность крана-манипулятора равна 1,2 т для первой стрелы (вылет ее 2,7 м); 0,8 т – для развернутой второй стрелы (вылет 4,8 м);
0,5 т – для развернутой второй и выдвинутой телескопической стрел
(вылет 6 м).

Привод поворота представляет собой червячный редуктор с гидромотором. Корпус редуктора поворота одновременно является основанием для колонны комплекта стрел. Для перемещения стрел относительно друг друга служат три гидроцилиндра.

Подъем и опускание стрелы осуществляется гидроцилиндром 10, раскрытие крана – гидроцилиндром 5, а телескопирование – гидроцилиндром 2. Поворот крана производится гидромотором. При работе краном используются две гидроопоры, установленные в кормовой части автомобиля.

Привод гидроцилиндров и мотора поворота гидравлический. Принципиальная гидравлическая схема привода аналогична схеме привода АГВТ.

Лебедки. На АТСО и АСА установлены лебедки различной конструкции.

На АТСО установлена механическая одноходовая, двухступенчатая лебедка с одной передачей для наматывания и одной для разматывания канатов. Тяговое усилие лебедки составляет 7 т, рабочая длина каната 65 м. Все приводы управления находятся в кабине водителя.

На АСА-20 лебедка механическая двухступенчатая с тяговым усилием 3,5 и 5 т. Длина троса 86 и 79 м при выдаче вперед и назад.

На АСА-16(43101) используется выносная мотолебедка МЛ-2000.
В работу она приводится одноцилиндровым двухтактным бензиновым двигателем. Тяговое усилие троса на барабане 2 000 кг, длина троса 5 м. Масса
лебедки 25 кг. В качестве привода используется двигатель от мотопомпы.

Осветительное оборудование. Для освещения мест пожара используются прожекторы ПКН-1500 мощностью 1,5 кВт. Часть из них
установлена на стационарной мачте, а часть – на выносной стойке. Только
на АСА-16(43101) установлены на мачте прожекторы ПКН-100 мощностью
1 кВт. Количество устанавливаемых прожекторов показано в табл. 11.4.

Таблица 11.4

Показатели Размер-ность Тип автомобиля
АСА-20(4310) АСА-20(43114) АСА-16(43101) АТСО-20(375)
Прожекторы на стационарной мачте Прожекторы выносные Высота подъема Углы поворота: в горизонтальной плоскости в вертикальной плоскости шт. шт. м   град град   ±160 +90; –45   ±175 +70; –90 1,5   – –

Привод подъема прожекторов на АСО – канатный с помощью гидромотора, на АСА-16 – электрический; только на АТСО он пневматический, а поворот прожекторов осуществляется ручным приводом.

Оборудование специального назначения. АСА укомплектованы различными приборами и инструментом для выполнения различных работ на пожарах. Так, на них имеются дымососы ПДЭ-7. На АСА-16(43101) кроме одного дымососа в комплекте есть три воздушно-изолирующих аппарата АИР-317 и один изолирующий противогаз ИП-4.

В комплекте оборудования АСА предусматривается наличие глубинного насоса «Гном» и ручного поршневого насоса ВКФ-4 для перекачки
и сбора воды. Для перемещения элементов разрушенных конструкций предназначены пневматические домкраты ПД-10 и ПД-4.

На АСА-20(4310) имеются мотопомпа и комплект гидроинструмента УКМ-4.

Наиболее обширная комплектация на АСА-16(43101). Кроме рассмотренных ранее инструмента и приборов, на нем находится сварочный аппарат «Адонис». Он предназначен для электродуговой сварки и резки углеродистых сталей (листов, профилей, прутков и т. д.).

На этом автомобиле имеется выносная электростанция АБ-4-Т/230.
Ее приводом является бензиновый двигатель. Генератор переменного тока с частотой 50 Гц развивает мощность 4 кВт. Для питания внешних потребителей к распределительному щиту возможно подключать (например,
на АСА-20 (КамАЗ-43114)) четыре кабеля длиной 100 или 25 м. К распределительным коробкам подключают по три различных потребителя.

АСА-16 оснащен: гидравлическими ножницами для резки арматуры, комплектом гидравлического универсального инструмента, инструментом аварийно-спасательным РГАИ-1, инструментом универсальным УКИ-12, дисковой и цепной электрическими пилами ИЭ-51025 и ЭП-16 «Парма-М».

Для проведения химической и радиационной оценки АСА-16 укомплектованы приборами различного назначения.

В комплекте АСА-16 предусмотрены электрозащитные средства
и защитная одежда для расчетов. Он оборудован также стационарной радиостанцией типа «Сапфир АВР-1-5-40-508», тремя носимыми радиостанциями типа «Сирена» и сигнальной громкоговорящей установкой СГУ-100.

АСА могут использоваться для выполнения ряда работ:

– освещения мест тушения пожара, вентиляции в зоне работы пожарных, вскрытия и разборки различных конструкций;

– сбора химически активных веществ, ПАВ и нефтепродуктов, а также перекрытия аварийных участков истечения жидкостей;

– определения радиационной обстановки и химического загрязнения на месте аварии или пожара;

– тушения локальных пожаров;

– проведения аварийно-спасательных работ на воде.