Г.-Ф. ГЕНДЕЛЬ

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) родился в городе Галле (Германия). С самого раннего детства обнаружились уникальные музыкальные способности мальчика. Первый учитель Генделя – Ф. Цахау, помог ему овладеть основными приемами профессионального композиторского творчества. В 17 лет Гендель становится органистом в своем родном городе Галле. В 1703 году он переезжает в Гамбург, где пишет свою первую оперу – «Альмира». В 1712 году композитор уезжает в Англию, где живет до конца жизни. В первые годы жизни в Англии, Гендель пишет главным образом оперы (их у него более 40). Однако в начале сороковых годов определяется основное творческое направление композитора, которое наиболее ярко проявилось в его ораториях.

Несколько слов о развитии жанра оратории. Оратория появилась почти одновременно с кантатой и оперой (на рубеже XVI-XVII веков) и по своей структуре близка им. От кантаты, оратория отличается более крупным размером и развернутой сюжетной линией, от оперы, преобладанием повествовательного элемента над драматическим развитием. Первоначально, оратория возникла в Риме, где ее прототипом стали лауды – драматические представления с музыкой. Они проходили в особых помещениях при церкви, которые назывались ораториями, в дальнейшем это название и закрепилось за новым жанром. Первая оратория была сочинена итальянским композитором Алессандро дель Кавальери в 1600 году, и называлась – «Представление о душе и теле». Интересно отметить, что эта оратория впервые была исполнена в виде сценического представления. Однако вскоре актерская игра из оратории исчезла, но была введена речитативная партия расказщика. Выдающимся мастером оратории был Дж. Кариссими, его оратории были написаны на библейские тексты, и представляют собой монументальные сочинения разделенные на несколько частей (актов) по примеру оперы, которые в свою очередь, были разделены на отдельные номера. Именно подобная структура оратории стала основой для генделевских сочинений.

Гендель является автором 28 ораторий, среди них наиболее известны: «Эсфирь» (1732), «Аталия» (1733), «Саул» (1738), «Израиль в Египте» (1738), «Мессия» (1741), «Самсон» (1742), «Валтасар» (1744), «Геркулес» (1744), «Иуда Макавей» (1746). В своих ораториях Гендель в какой-то степени предвосхитил и подготовил оперную реформу Глюка. Генделевские оратории отличаются от его же опер главным образом хоровыми сценами. Известно, что в итальянской опере того времени хоры были устранены вовсе, во французской, их роль ограничивалась созданием общего декоративного фона. В ораториях Генделя хоры составляют их основу.

Ораториальные хоры композитора различны по стилю, так же как и сами оратории. Одни целиком выдержаны в церковном стиле, другие больше приближаются к опере. Некоторые хоры носят на себе отпечаток мадригалов конца XVI века. Гендель часто использует форму хорала, простую или варьированную (как пример можно вспомнить двойные фуги на хорал из оратории «Израиль в Египте»). В ораториальных хорах композитор почти всегда использует сопоставление полифонической и хоральной фактуры. Особым достижением Генделя считается комбинирование чередующихся или переплетающихся соло и хоров. Вероятнее всего, подобная идея возникла у него благодаря хоровому творчеству английских композиторов, особенно Г. Персела. Звучание солирующего голоса после насыщенной хоровой массы, придает ораториям Генделя некоторую просветленность.

Являясь непревзойденным мастером хоровой полифонии, композитор, тем не менее, довольно часто нарушает установившиеся правила полифонии свободного письма. Так, во многих хоровых фугах, им используется прием передачи темы из одного голоса в другой, что усиливает контрастность звучания и создает тембровое разнообразие. Изложение фуг у Генделя достаточно свободно в отношении последовательности вступающих голосов и в чередовании тональностей.

Как правило, диапазоны хоровых партий в ораториях ограничены, divisi в голосах почти отсутствуют, голосоведение гармонически и интонационно ясное, звучание хора и оркестра соразмерно по динамике. При ритмической подвижности хоровых партий, требующей значительной техники от певцов, естественность голосоведения значительно облегчает исполнение генделевских сочинений.

Оратория «Мессия» была начата композитором 22 августа 1741 года, 28 августа была окончена первая часть, 6 сентября вторая, 12 сентября последняя. 14 сентября оратория была полностью завершена. «Мессия» является самой известной и популярной ораторией композитора. В его творчестве она занимает, пожалуй, такое же место, как месса h-moll в творчестве Баха. Ежегодно оратория исполняется в день рождения композитора в его родном городе Галле. Английский текст оратории является свободным переложением различных фрагментов Евангелия повествующих о жизни и смерти Иисуса Христа. Либреттистом оратории был один из ближайших друзей Генделя – Чарльз Дженненс.

Небольшой состав оркестра и четырехголосные хоры оратории были рассчитаны композитором на исполнение довольно скромными исполнительскими силами, которыми располагал кафедральный собор города Дублина, где 13 апреля 1742 года состоялась премьера. В 1743 году с некоторыми изменениями, оратория исполнялась в лондонском театре Ковент-Гарден.

В оратории три части, включающие 52 номера, из которых 22 – хоровые. Хор из первой части оратории (№6) написан в тональности g-moll и представляет собой своеобразно изложенную фугу. Тема фуги состоит из двух элементов: первый – основан на широких ходах мелодии, второй – очень подвижный, основанный на общих формах движения (12 а, б).

В экспозиции тема полностью проводится только два раза: первый раз – у сопрано, второй раз – у басов (в тональности доминанты). Затем тема проводится еще один раз, но при этом передается из одного голоса в другой (первая половина темы – альты, вторая – тенора).

В разработке, которая начинается после короткой интермедии, тема целиком проводится в тональности субдоминанты (c-moll). После стретного проведения первого элемента темы, второй ее элемент звучит сначала у басов, затем у сопрано. В отдельных моментах оба элемента темы звучат одновременно в разных хоровых голосах.

Реприза начинается с изложения первого элемента темы у альтов, после чего его имитируют басы и тенора. Интересно, что реприза заканчивается длительной секвенцией, чье последнее звено звучит в тональности доминанты основной тональности, и только кода, гомофонно-гармонического склада возвращает нас в основную тональность.

Хор из второй части оратории (№20), так же написан в тональности g-moll. Музыка этого хора величественна и несколько скорбна. Медленный темп, широкие октавные ходы, пунктирный ритм – все это придает музыке сосредоточенность и значительность. Тема стретно проходит в оркестровом вступлении, а за тем последовательно в партиях альтов, сопрано, басов, и в варьированном виде у теноров. В конце первой части тема проходит в тональности D-dur в крайних голосах (сопрано и басы).

Средняя часть имеет разработочный характер. Здесь стретно имитируется тема, но без начального октавного хода, что придает этому разделу более спокойный характер. Имитации проводятся в мажорных тональностях (B-dur и F-dur).

Реприза начинается с изложения темы в партии сопрано. Вместо начального хода на октаву, здесь звучит скачек на кварту. Оркестровое вступление полностью повторяет вступление, что придает форме хора завершенность.

Оратория «Иуда Макавей» написана Генделем в 1746 году на текст популярного в то время английского поэта Дж. Морроу. Сюжет оратории заимствован поэтом из древней истории (второй век до нашей эры). В ней рассказывается о борьбе иудеев против сирийского царя Антиоха Епифана, покорившего Палестину. Имя главного героя оратории – народного героя Иуды Макавея, символизирует собой силу еврейского народа (Маккаби – по еврейски означает молот).

В оратории 66 номеров, из которых 14 хоров. Хор из первой части оратории делится на две части. Первая часть – хорал, вторая – фуга. Хоралу предшествует короткая оркестровая прелюдия. Весь хорал построен на постепенном нарастании звучности, чему способствует расширение каждого хорального построения, повышение тесситуры.

Фуга резко контрастна прелюдии. Она сразу начинается в быстром темпе (Allegro). Изложена фуга необычно в отношении последовательности вступления голосов, а так же в отношении чередования тональностей (первые два построения – в основной тональности, два следующих – в тональности доминанты). Противосложение удержанное, мелодически и ритмически близкое к теме. Интересно отметить, что тема и противосложение начинаются абсолютно одинаково, однако в дальнейшем сходство сохраняется только в ритме (пример 13). Заканчивается экспозиция по традиции в тональности доминанты (F-dur).

Разработка представляет собой секвенционное изложение темы, имитируемой различными голосами. Реприза начинается проведением темы у басов, в коде окончательно утверждается основная тональность (B-dur).

Хор из второй части оратории написан в свободной полифонической форме, и по методу изложения тематического материала и тональному плану имеет черты сонатности. В основе хора лежат две темы (пример 14 а, б). Весь номер делится на две части, почти одинаковые по размеру (41 и 42 такта). Первая часть включает в себя оркестровое вступление и раздельную экспозицию двух тем. Вторая часть – синтезирует в себе обе темы и по сути, представляет собой разработку, репризу и коду двойной фуги. При проведении обоих тем применяется типичный для композитора прием передачи темы из одного голоса в другой, причем, как правило, различные отрезки темы проводятся в голосах контрастных по тембру (басы – сопрано, альты – тенора).

Оратория «Израиль в Египте» была написана Генделем в 1738 году и является ярким примером хоровой оратории или оратории без действующих лиц. Главным и единственным действующим лицом оратории является народ Израиля – хор. В сочинении 33 номера, из которых 22 хора, 3 речитатива, 4 арии, 3 дуэта. Композитором здесь используются почти все полифонические формы эпохи барокко: большая хоровая фуга, небольшие фугато, фуга на хорал, рассредоточенная фуга, хоровой имитационный речитатив, мотетные построения.

Помимо опер и ораторий в творчестве Генделя, довольно большое место занимают антемы. Антем (Энзем) – английский вокально-хоровой жанр типа мотета или небольшой кантаты (без арий и ансамблей). Всего Генделем написано около 30 антемов, из которых наиболее известны «Коронационные» и «Траурные» антемы. Как правило, все генделевские антемы заканчиваются виртуозными полифоническими построениями на текст “Alelluja” или “Amen”.