Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника

 

В специальной литературе выделяют уровни педагогической куль- туры, характеризующие человека. Применительно к специалисту со- циальной сферы их можно определить следующим образом:


Глава 18. Педагогическая культура социального работника 261

 

Высокий уровень развития социально-педагогической культуры характерен для специалиста, склонного к социально-педагогической деятельности, глубоко усвоившего опыт ее реализации в процессе со- циальной работы, общении с людьми, заинтересованного в педагоги- ческом самосовершенствовании и активно, творчески реализующего этот опыт в повседневной профессиональной деятельности. Такой специалист, как правило, добивается высоких результатов в своей практике. Педагогический аспект придает его профессиональной дея- тельности особый колорит, привлекательность, и клиенты в общении с ним чувствуют себя чаще всего удовлетворенными.

Средний (достаточный) уровень характерен для специалиста, предрасположенного к социально-педагогической деятельности, имеющего определенный опыт в ней, постоянно работающего над своим педагогическим самосовершенствованием и активно реализу- ющего этот опыт в профессиональной деятельности. Педагогический аспект работы такого социального работника помогает ему в нала- живании контакта с клиентом и отражается на достигаемых резуль- татах.

Низкий уровень социально-педагогической культуры специалиста характерен для людей, которые не осознали важность педагогического аспекта в социальной работе, относятся к профессиональной деятель- ности как к ремеслу. От общения с ними нередко остается тяжелый осадок, и даже при решении социальной проблемы клиент испытыва- ет чувство неудовлетворения. В их работе далеко не всегда ощущается участие, желание действительно помочь клиенту.

Существуют и различные виды «деформированной» культуры специалиста. Их своеобразие может быть самым непредсказуемым и определяется в значительной степени результатами предшествую- щего воспитания и профессиональной подготовки. Формы проявле- ния такой культуры также могут быть самыми разнообразными, включая грубость, неуважение к клиенту, отношение к нему, как к тому, кто загружает специалиста «не существенными» проблемами и пр. Среди таких социальных работников, в свою очередь, выделя- ются две подгруппы: не получившие элементарного воспитания для самопроявления в обществе, работы с людьми (для некоторых из них социальная работа вообще противопоказана); получившие не- правильное профессиональное образование (их учителя сами пред- ставляли деформированный тип специалиста), что и сказалось на их подготовке.

Имеет место подход, когда при определении уровня культуры со- циального работника исходят из его социального положения: выпуск-


262 Раздел IV. Среда и формирование личности

 

ник, прошедший этап адаптации в профессиональной деятельности, имеющий опыт и пр. С таким подходом трудно согласиться. Человек оценивается по уровню культуры с учетом его возраста и социального положения. Выпускник учебного заведения усваивает культуру начи- нающего специалиста и оцениваться должен соответственно. Однако с ростом его профессионализма возрастают и критерии оценки его уровня культуры.