Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка, подростка

 

Ребенок в развитии может опережать сверстников, что находит от- ражение в его социокультурном мире. Сдерживать это развитие не следует, стимулируя его проявление с учетом индивидуальной пред- расположенности. Важно позаботиться о среде, где бы он мог реали- зовать себя, свою культуру. Он может и отставать в развитии. В этом случае необходимо ускорить его формирование. Такая деятельность исключительно индивидуальна и зависит от причин задержки лич- ностного, средового и (или) воспитательного характера. В каждом случае требуется свой подход к социокультурному развитию и воспи- танию ребенка. К основным факторам, существенно влияющим на со- циокультурный мир ребенка, относятся:

• «возрастная» (усвоенная) культура;

• родители, воспитатели, старшие, сверстники;

• среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимо- действует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр.;

• целенаправленная деятельность по стимулированию формиро- вания и развития социокультурного мира ребенка;

• личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности.

«Возрастная» (усвоенная) культура ребенка является результатом воздействия детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение, среды, в которой жил и развивался ребенок, и его воспитания..

Для каждого возраста имеет место своеобразие в формировании и проявлении субкультуры. Например, для подросткового возраста аме- риканский психолог Г.Э. Эриксон выделил типичные конфликты в


Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 113

 

формировании самосознания, характеризующие соответствующую субкультуру, как результат социального формирования личности:

1) временная перспектива или расплывчатое чувство времени;

2) уверенность в себе или застенчивость;

3) экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли;

4) ученичество или паралич трудовой деятельности;

5) сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;

6) отношения лидер/последователь или неопределенность авто- ритета;

7) идеологическая убежденность или размытость системы цен- ностей.

Родители, воспитатели, старшие, сверстники — это носители и трансформаторы культуры, во взаимоотношениях с которыми проис- ходит становление и развитие социокультурного мира ребенка. Взаи- модействие ребенка с ребенком является важнейшим фактором (ис- точником) для подражания и стимулирования его социального развития. Матео Вежио (1406—1458), итальянский гуманист, писал, что дети больше всего воспитываются примерами, надо предохранить их от дурных товарищей и дурного общества. Народная мудрость гла- сит: «с кем поведешься, от того и наберешься».

Общение, взаимоотношения ребенка с другими людьми являются естественной формой его самопроявления. Начальное взаимодейст- вие — «ребенок — родитель». Именно здесь в большей мере наблюда- ется взаимосвязь культуры взрослого человека с социокультурным миром ребенка. При этом в отношениях с матерью создаются наибо- лее благоприятные условия для социального развития, усвоения куль- туры. Она выступает главным защитником, опорой, удовлетворяет все потребности ребенка, что и определяет его связь с ней как с источни- ком социокультуры. С возрастом он начинает выстраивать отношения и с другими людьми, которые вызывают его социальный интерес. Приоритетом чаще всего пользуются дети, сверстники. В детской среде быстрее формируются общие интересы, достигается взаимопо- нимание, проявляются увлечения. В дальнейшем интерес ребенка ко взрослым чаще всего снижается. Это объясняется многими причина- ми, и прежде всего нарушением взаимопонимания — «конфликт по- колений», формированием извечной проблемы «отцы и дети». Одно- временно усиливается интерес и стремление к взаимодействию со сверстниками, включение в сообщества, что характерно для подрост- ков и юношества.

Средажизнедеятельности,скоторойнепосредственновзаимодей- ствует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр. Человек развива-

 

8 - 5887


114 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

 

ется в определенной средовой обстановке. Среда — это своего рода фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды имеет свои социально-педагогические возможности — это семья; квартира, убранство квартиры; место расположения квартиры, дома, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимо- действует ребенок, окружающие его, представляющие своего рода пример старшего или сверстника, и многое другое. Социальная педа- гогика изучает факторы среды, влияющие на социальное формирова- ние личности, и исследует возможности целесообразного использова- ния их, профилактирования их негативного влияния.

Целенаправленнаядеятельностьпостимулированиюформирова- ния и развития социокультурного мира ребенка. Она может иметь и (или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что все дети вырастают, вырастут и их, в большей степени предпочитают сти- хийное воспитание. По данным специальных исследований, долж- на иметь место и целенаправленность в воспитании. Например, для стимулирования развития речи у детей родителям рекомендуется (Г. Крайг):

• показывать и передвигать привлекательные, ярко окрашенные предметы;

• размещать интересующие малыша предметы поблизости от него, чтобы их можно было стукнуть, пнуть, схватить, изучить получше;

• разговаривать с ребенком, называть его по имени;

• обеспечить ребенка достаточным количеством предметов для хватания и манипулирования ими;

• начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;

• организовать безопасное место для исследовательско-ориенти- ровочной деятельности и обеспечить малыша набором привлекатель- ных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать и т.д.;

• проговаривать свои действия («Я кладу мяч за спину, попробуй достать его»);

• пытаться постепенно усложнять игры «найди спрятанное»;

• играть с куклами и др.;

• имитировать действия ребенка и стимулировать его к подража- нию;

• объяснять происходящее («Мяч закатился под стол, потому что ты ударил по нему»);

• играть с ребенком во время купания, используя различные пла- вающие игрушки, в которые можно наливать воду, сжимать их и т.д.;

• ставить вопросы и давать ребенку время найти ответ самому;

• обеспечивать ребенка игрушками для его символических игр.


Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 115

 

Основной задачей социально-педагогической деятельности взрос- лых по отношению к детям выступает обеспечение педагогически це- лесообразного взаимодействия с ними и стимулирование развития их активности, инициативы, самодеятельности.

Личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности. Источником разви- тия ребенка выступает его природная активность. В зависимости от возраста она может проявляться в общении, деятельности, отноше- ниях.

Особое место в формировании социокультурного мира ребенка принадлежит игре, которая является основной формой жизнедеятель- ности. Детские игры представляют собой один из видов социальной деятельности детского организма, средство развития ребенка как лич- ности и способ его самовыражения. Сама по себе игра — это и цель, и действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане, в дет- ских играх интегративно заложены в доступной форме социальные нормы и требования, национальный характер народа. Они отражают многовековой опыт проявления и развития душевных и физических сил ребенка, сформированный в той этнической среде, в которой он родился. Национальные игры помогают формировать у ребенка то особое, что характерно для его народа, тип личности с особенностями национальной ментальности.

Семейные игры обусловлены национальными и семейными тради- циями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят копировать своих родителей: учителей, врачей, продавцов, военнослу- жащих и пр. С помощью игр можно решать определенные социально- педагогические задачи, стимулируя формирование соответствующего социокультурного мира ребенка.

Предметом игры являются ролевое поведение, направленная ак- тивность, средством — разнообразные игрушки. В изобретении игру- шек принимали участие многие народы и отдельные мыслители. Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме дельные вещи. И.К. Лафатер (1741 — 1801) — швейцарский писатель придумал игру в деревянные кирпичики для построек и т.д. Платон писал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направ- ление, которое поможет им приспособиться к будущим своим заняти- ям. Локк советовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью формирование благих и полезных привычек. Та же мысль нашла от- ражение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.В. Фре- беля (1782—1852). Он называл игру «высшей ступенью детского раз- вития», разработал теорию игры.


116 Раздел III. Социальные отклонения в азвитии и воспитании детей

 

В раскопках стоянок древних славян находят большое количество игрушек, что свидетельствует о любви и заботе родителей о детях, понимании важности для них игрушек и игр. В играх ребенок упраж- няет все части своего тела, самостоятельно познает их назначение и способы пользования ими. Они помогают развитию у него разного рода наблюдений, способности понимать, что хуже и что лучше. По- средством игры приобретаются навыки определения расстояния, ве- личины, веса, прочности предметов, развивается сообразительность, практичность, критика суждений, воспитывается внимание. В целом они выступают важнейшим средством разностороннего развития ре- бенка.

Выделяют уединенные и совместные игры. Каждая из них имеет свое социальное назначение. Уединенные игры позволяют ребенку проявлять самостоятельность, полностью уходить в процесс игры и получать от этого истинное наслаждение. Они способствуют социаль- ному развитию, формированию навыка самостоятельного решения простейших задач самореализации. Отсутствие такой возможности негативно сказывается на развитии ребенка. Закономерность его пси- хического развития как социального существа определяется двумя противоположными процессами (тенденциями): стремлением к обще- нию и обособлению. Нарушение условий, сказывающееся на прояв- лении данной закономерности, отражается на социальном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в государ- ственных учреждениях, в домах, где отсутствует возможность для самостоятельной игры.

Для них имеет большое значение сам процесс игры. Именно он способствует наиболее полному развитию. Например, можно наблю- дать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в пе- сочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти домой, и мама начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить игру, она помогает ему наполнить ведро песком. Ребенок возмущен, он плачет, высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен именно процесс, а не результат.

Ребенок, подражая другим, в играх овладевает опытом деятельнос- ти, и в душе его возникает потребность анализа. Источником его яв- ляется естественная любознательность ребенка, которая проявляется в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить и т.д.), что способствует познанию им окружающего мира на уровне обыденного сознания, в том числе и в сфере общественных отношений. Сначала этот анализ выражается примитивно (например, когда ребенку нра- вится какая-нибудь игрушка, он долго играет с ней, а затем чувствует неудержимое влечение познакомиться с ее внутренним устройством,


Глава 9. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка 117

 

разбирает ее). После этого ребенок с грустью смотрит на результат и начинает требовать ее восстановления. От анализа он переходит к творчеству. К разряду творческих игр принадлежат так называемые символические игры, а именно: в зверей, птиц, солдатиков, разбойни- ков и т.п.

Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие на- коплению житейского опыта. С их помощью дети осваивают счет, первые правила строения, черчения, пения, состязания и т.д. Это те игры, которые еще со времен Платона рекомендуются для выявления наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада ха- рактера. Через них педагоги стараются направлять развитие умствен- ных способностей ребенка, развивая у него склонность к определен- ным видам деятельности.

В социальном развитии особенно важны совместные (обществен- ные) детские игры. Среди своих товарищей ребенок чувствует себя как бы в родственном, братском кружке. Играя с товарищами и соревнуясь с ними, он усваивает опыт общения и поведения в социальной среде. Недаром же говорят, что жизнь возгорается из жизни, как пламя от пла- мени. В этой среде у ребенка проявляется наибольшая изобретатель- ность, остроумие, решительность, смелость, здесь складываются у него первые заботы об общественных интересах и уважение к ним, завязы- ваются дружба, симпатии, вырабатываются и первые понятия о дисцип- лине и субординации условно поставленным вожакам. Ребенок учится соотносить свое поведение с поведением других, что важно в формиро- вании у него понимания своих общественных отношений.

Изложенное представляет только некоторые наиболее существен- ные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его учета в процессе взаимодействия с ним, формирования его личности.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Каковы истоки формирования понимания важности детской субкультуры?

2. Раскройте понятия «субкультура», «детская субкультура», «социокультура»,

«социокультурный мир ребенка».

3. В чем сущность и особенности типичного и индивидуального социокультурного мира ребенка?

4. Назовите и дайте характеристику основных компонентов социокультуры ре- бенка.

5. Каковы особенности проявления социокультуры ребенка?

6. Каковы основные факторы, существенно влияющие на социокультурный мир ребенка?

7. Каково влияние «возрастной» субкультуры на развитие ребенка?

 
8. В чем проявляется влияние родителей, воспитателей, старших, сверстников социокультурный мир ребенка?

9. Каково влияние среды жизнедеятельности на социокультурный мир ребенка?


118 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

 

10. Раскройте особенности влияния целенаправленной деятельности по стимули- рованию формирования и развития социокультурного мира ребенка.

11. Каково влияние личных усилий самого ребенка в культурном самосовершенст- вовании?

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Детская субкультура (на примере определенного возраста, иола, региона).

2. Социокультурный мир ребенка (па примере какой-либо семьи, учреждения).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000.

2. Корчак Я. Право ребенка на уважение // Избр. пед. произв. М, 1979.

3. Крайг Г. Психология развития. Изд. 7-е. СПб., 2000.

4. Осорииа М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Изд. 8-е. СПб., 2000.

6. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления лич- ности. М., 1994.

7. Сухомлинский В.А. Трудные дети // Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980. Т. 4.


 

Глав а 10

Социальные отклонения, их причины и пути преодоления

 

Социальное развитие человека нередко приводит к определенным отклонениям. Сущность социальных отклонений, причины их форми- рования, возможности предупреждения и преодоления являются со- циально-педагогической проблемой.

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) норма и патология в социальном развитии человека, причины социальных отклонений;

2) основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и под- ростков.