Социальное развитие человека

 

Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате разви- тия происходят качественное и количественное изменения. Социаль- ное развитие личности — это количественное и качественное измене- ние личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находя- щегося с рождения в социальной среде.

Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравно- мерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной по- требности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Социальное в личности обогащается, приобретает или утрачивает что-либо, сохра- няет определенный уровень возможного в чем-либо и т.д. Неравно- мерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависи- мости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамен-


Глава 4. Педагогика социального становления личности 43

 

та, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоак- тивности и пр.

Выделяют актуальный и потенциальный уровень развития ребен- ка. Первый свидетельствует о возможности ребенка самостоятельно решать задачи. Другими словами, по уровню развития он представля- ет собой личность в настоящий момент. Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) свидетельствует о ранних возможностях развития ребенка. Потенциальный уровень — это его индивидуальные способ- ности, которые могут быть в нем реализованы в дальнейшем.

Социальное становление человека тесно связано с его психикой. В специальной литературе выделяют такое понятие, как «психосоци- альное развитие». Его особенности на этапе раннего возраста (Мэри Эйнверт и Джон Болби) заключаются в следующем: приспособление и интерес к миру (с момента рождения до 3 месяцев); влюбленность (от 2 до 7 месяцев); развитие интенциальной коммуникации (от 3 до

10 месяцев); появление устойчивого чувства Я (от 9 до 18 месяцев); возникновение эмоционального воображения (от 18 до 36 месяцев); эмоциональное мышление (от 30 до 48 месяцев).