Прочные конструкции

Для подчеркивания сильного новостного элемента в кратком сообщении репортера используется, начиная с XX века, определенная структура матери­ала, закрепленная опытом журналистов разных изданий и разных стран. (По­началу, она использовалась для борьбы творческих работников, — пишущих журналистов — с необдуманным сокращением материалов во время ручного набора и верстки, для противодействия практике «обрубания хвостов»).

«Перевернутая пирамида»

Принцип «перевернутой пирамиды» это принцип «убывающего интере­са»: сообщение начинается с наиболее существенного, опорного, а затем важность приводимых сведений постепенно уменьшается.

Публичный акт самосожжения на Красной площади столицы попытал­ся устроить в воскресенье 40-летний житель Санкт-Петербурга. Как ста­ло известно редакции, столь отчаянным поступком он рассчитывал раз­жалобить инспекторов московской ГАИ.

Композиция, структура репортерского сообщения имеет первостепенное значение, определяя содержательную сторону информации и ее этическое наполнение, поскольку нацеливает на определенное восприятие, вызывает негативное или позитивное отношение к событию и к действующим лицам.

Вчера министр финансов Японии Хироси Мицудзука на экстренно со­званной пресс-конференции объявил о своей отставке. Это случилось по­сле того, как выяснилось, что арестованными взяточниками из минис­терства финансов оказались главный финансовый инспектор страны и его помощник.

Но этот же материал можно подать и по-иному: например так, что «жест порядочности» окажется затушеванным, имя министра почти напрямую будет связано с взяточничеством, в результате чего публикация станет этически не­корректной. Что и было проделано одной из оппозиционных японских газет:

Публичные обвинения во взяточничестве, а затем и арест высших чи­нов министерства финансов вынудили его главу — министра Хироси Ми­цудзука уйти в отставку.

Расположение частей, постепенность информирования воплощает со­ображения автора насчет того, что в новости — «основание», а что менее существенно.

Случается, что акцент на «важное» ничем не обоснован, явно произво­лен, само событие не дает оснований для выпячивания его итога, — не осо­бенно интересного, по сути, не сообщающего ничего нового... И просто бе­рет верх привычка строить повествование как «перевернутую пирамиду», располагая факты по убывающему интересу. Такая «пирамида» — дань шаб­лону, — никому, конечно, не нужна.