Античная и славянская мифология

Уже в греческой мифологии обнаруживаем эту связь: мойры, богини судьбы, являются дочерьми Зевса и Фемиды, богини правосудия (по одному из вариантов, Hes. Theog. 901-906; по мнению Платона, они являются дочерьми богини необходимости Ананке). ;В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете - фетише, носителе жизненных потенций. ... Когда возобладали анимистические представления, магическая сила, заключенная в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. М. понимаются теперь как рок (;то, что изречено;) и судьба (;то, что суждено;)...; [4].

В славянской мифологии эта связь выражена еще более отчетливо. Так, в ней мы встречаем такого персонажа, как Суд (рус.), или Усуд (сербо-хорв.; родственно рус. ;суд;, ;судьба;), являющегося существом, которое управляет судьбой. С ним связаны персонифицированные воплощения судьбы - суденицы, определяющие судьбу человека при его рождении. Они приходят после рождения ребенка в его дом, чтобы ;судить; или ;наречь; ему жизненную судьбу (см.: [5, с. 514]).