ВЫПОЛНЕНИЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ ЧАСТИ
3.1. Описание устройства и работы приспособления.
Выбираемый для разработки в конструкторской части дипломного проекта объект, должен находиться во взаимосвязи с техническим процессом, разрабатываемом в данном проекте.
Затем четко приводится мотивация разработки именно этого конструкторского объекта. Описывается вид привода (ручной, электрический, пневматический, гидравлический или комбинированный). Указывается, для выполнения каких конкретных операций или работ он применяется:
- демонтажно-монтажных, разборочно-сборочных, крепежных;
- контрольно-диагностических и регулировочных по агрегатам и системам автомобилей;
- смазочных, дозаправочных, промывочных, очистительных, шинных, окрасочных и других работ.
Должны также быть отражены вопросы:
- требования, предъявляемые к приспособлению;
- обоснование принятой (принимаемой) конструкции;
- описание или схема устройства (рисунок, фотография) конструкции;
- предполагаемые (планируемые) положительные качества от применения данной конструкции в работе, о полезности и достоинствах.
3.2. Расчет приспособления на прочность.
Приводится краткий анализ условий, в которых разрабатываемое приспособление или устройство будет работать.
Техник-механик должен уметь выполнять несложные расчеты, сборочные и рабочие чертежи различных приспособлений, которые можно внедрять в производство. Это могут быть собственные рационализаторские предложения или конструктивные идеи, заимствованные из различных источников, в том числе и журналов научно-технической информации автотранспортного ведомства и др.
Кроме этого, при несовершенстве конструкции различных устройств и приспособлений (низкая производительность и надежность, большая металлоемкость, сложность, неудобство использования или применение для новых марок автомобилей и др.). Любая модернизация, направленная на устранение хотя бы одного из перечисленных недостатков, будет считаться новаторством и рационализацией.
В качестве разработок в конструкторской части проекта могут быть приняты различного рода несложные устройства и приспособления, которые могут быть с различными видами приводов.
В отдельных случаях студенты могут (по согласованию с руководителями и по его заданию) выполнять действующие макеты технологического, диагностического и другого оборудования и приборов различного назначения, которые будут применены в учебном процессе как наглядный демонстрационный материал.
Выявляются наиболее слабые места, особенно нагруженных деталей, поверхностей, соединений и т.п. На прочность конструкции изделия влияют: применяемый материал (материалы); конфигурация, форма и размеры сечений деталей и элементов конструкции, а также вид и конструкция привода.
Для выявления работоспособности разрабатываемого изделия проводятся расчеты на прочность его конструктивных элементов [Л.8.].