Перечислите исторические «стили». Приведите примеры архитектуры модерна. Раскройте суть понятия «эклектизм». Выделите характерные особенности стиля модерн.

 

Начиная с 30-х гг. XIX века, для композиции и художественной отделки зданий характерным приемом стала стилизация (под­ражание стилям прошлого) и эклектизм.

Исторические стили:

* Неороманский;

* Неоготика;

* Неорусский;

* Неоренессанс;

* Необарокко;

* Неоклассицизм;

В начале 90-х гг. XIX века в Бельгии, Франции, Голландии, Австрии, Германии почти одновременно как реакция на эклек­тику возник новый стиль — модерн (от фр. — современный), который порывал с исторической преемственностью в мировом искусстве. Для модерна характерны:

• Простая выразительность плавных линий: изгибы стен, сложные криволинейные очертания деталей, окон, дверей.

• Освобождение от симметрии и классических ордерных форм.

• Живописность цветовых решений, силуэтность форм, при­менение в оформлении фасадов растительного орнамента, керамичеких панно, использование новых строительных и отделочных материалов: бетона, стали и т.п.

• В интерьере криволинейные формы, «перетекающее» про­странство помещений, открытые лестницы, решетки из ме­талла.

Наиболее значимыми постройками в стиле модерн являются:

1. Собор Саграда Фамилиа (1882-1926 гг.). Антонио Гау­ди, используя новый строительный материал — железобетон, видит в нем прежде всего новые пластические возможности.

2. В домах Каса Батло и Каса Мила в Барселоне (1905-1910 гг.) Гауди использует бетон главным образом для создания традиционно-пластических форм, для имитации форм природы, подражания раковинам, скалам.

Дайте определение понятию функционализм. Назовите идейных лидеров архитектуры функционализма. Приведите примеры архитектуры функционализма. Выделите отличительные признаки архитектуры функционализма.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ - направление в архитектуре ХХ в., требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Функционализм возник в Германии (школа Баухауз ) и Нидерландах (Я. Й. П. Ауд).

Ведущие архитекторы функционализма активно пропагандиро­вали принципы своего направления. Его идейными лидерами ста­новятся В.Гропиус и Ле Корбюзье — крупнейшие архитекторы первой половины XX века. Среди представителей этого направле­ния — немец Петер Беренс (1861—1940 гг.), австрийцы Отто Ваг­нер (1841-1954 гг.) и Адольф Jlooc (1870-1933 гг.), французы Огюст Перре (1874-1954 гг.) и Тони Гарнье (1869-1948 гг.).

 

«Пять признаков функционализма»:

1. Использование лапидарных прямоугольных форм.

2. Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации.

3. «Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье.

4. Для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье.

5. Широкое использование образа «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием под общественные функции.

Дайте определение понятиям: структурализм, хай-тек, конструктивизм. Приведите примеры архитектурных сооружений стиля хай-тек. Охарактеризуйте органическое направление в архитектуре функционализма. Выделите отличительные особенности архитектуры в стиле хай-тек.

Структурализм — название направления в модернистской архитектуре, которое пришло на смену интернациональному стилю во второй половине 1950-х гг. и постепенно эволюционировало в различные разновидности постмодернизма. Среди источников этого направления — немецкий экспрессионизм, органическая архитектура, «бетонная поэзия» Нерви.

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.

Основные черты:

- Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений.

- Использование прямых линий и простых фигур.

- Широкое применение стекла, пластика, металла.

- Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания.

- Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

- Широкое использование серебристо-металлического цвета.

- Высокий прагматизм в планировании пространства.

Хай-тек — эстетическое течение в архитектуре, сложившее­ся в 1970-е гг., представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка ар­хитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек — сим­волическое отражение века «высоких технологий», ракетно-технических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в XX в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого кон­структивистами 1920-х гг. и продолженного структуралистами в 1960-х.

Хай-тек ориентирован на эстетическое освоение конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерно­го оборудования — воздуховоды, вентиляционные шахты, тру­бопроводы.

Отличительным признаком решения несущих конструкций в хай-теке стало применение стержневых элементов закрытого сечения (труб круглого или прямоугольного сечения) вместо элементов открытого сечения. Такова, например, композиционная роль вертикальных несущих труб в композиции здания банка в Мюнхене арх. В. и Б. Бетц, 1982 г. ствольно-стоечно-подвесной конструктивной системы.

Назовите всемирную организацию, занимающуюся охраной ИКЦ. Перечислите архитектурные объекты Беларуси, внесённые в список Всемирного Наследия. Прокомментируйте их стилевые особенности. Выявите критерии отбора объектов для включения в список Наследия.

ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Она основана в 1945 году, расположена в Париже. Современи проведения кампании по спасению нубийских памятников в 60-ые годы, эта организация прилагает много усилий для укрепления международной солидарности по защите наследия. ЮНЕСКО имеет непосредственное отношение к Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой в 1972 году, в которой даны определения «всемирного наследия» и «универсальной культурной ценности». ЮНЕСКО также ответственна за (Гаагскую) Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.), и за конвенции, касающиеся нелегального движения культурной собственности (включая UNIDROIT).

Объект, номинированный для внесения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО должен являться:

1. шедевром творческого гения человечества;

2. уникальным свидетельством культурной традиции или цивилизации;

3. выдающимся образцом строения, архитектурного, технологического ансамбля или ландшафта;

4. быть прямо или косвенно связанным с событиями или живыми традициями, с идеями или верованиями;

5. включать величайшие явления природы или места исключительной природной красоты и эстетической ценности;

6. представлять выдающийся образец, отражающий основные этапы истории Земли.

Кроме того, номинированные объекты должны удовлетворять условиям аутентичности и целостности.

В Список всемирного наследия в настоящее время включены четыре объекта, находящиеся на территории Республики Беларусь – Беловежская пуща (совместно с Польшей – объект природного наследия), Замковый комплекс «Мир», «Архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже», а также один из объектов геодезической Дуги Струве.

Замковый комплекс XVI-XX столетий «Мир» включает в себя собственно замок, земляные валы, английский пейзажный парк и реконструкцию итальянского сада, пруд, флигель и часовню-усыпальницу Святополк-Мирских, домик сторожа и придорожную каплицу. В 1987 году стал филиалом Государственного художественного музея БССР (Национального художественного музея Республики Беларусь). Строительство Мирского замка как родовой резиденции-крепости начал в 1520-е гг. маршалок придворный Юрий Ильинич. Первоначальный вид памятника представлял собой четыре выступающих за пределы мощных стен башни и пятую – въездную, в центре западной стены.

Важнейшими архитектурными комплексами градостроительного ансамбля «Арпределы мощных стен башни и пятую – въездную, в центре западной стены.

Важнейшими архитектурными комплексами градостроительного ансамбля «Архитектурно-культурного комплекса резиденции Радзивиллов в Несвиже» являлись замок владельцев города и его обширные окрестности, главный костел, построенный при коллегиуме иезуитов, ратуша с торговыми рядами, где проходила основная экономическая жизнь города. Замок и город были защищены от внешних вторжений бастионной оборонительной системой, которая отражала новейшие достижения европейского военного искусства. Ключевыми пунктами обороны являлись монастырские комплексы и въездные ворота, расположенные по периметру оборонительного вала.

В 1582-1600 годах был возведен мощный замок с использованием фортификационной системы, совершенно новой для Центрально-Восточной Европы и отражающей новейшие, по тем временам, достижения европейской военной инженерной мысли.

Важнейшим строением являлся дворец, который был наиболее ранним сооружением в стиле ренессанса в этой части континента. Идея возведения таких сооружений происходит с германских земель (Glueckburg) и Шлснска (Польша). В 17 веке подобные объекты появились в Польше (Бяла, Замэк Уяздовски, Варшава).

В современном виде, после реконструкции в 18 веке, замок представляет собой оригинальный и единственный, полностью сохранившийся, пример магнатской резиденции уровня, который в этой части европейского континента не встречается.