Глава 7 Управление информационными технологиями в логистике розничной торговли

 

 

Нефть была кровью первой половины XX века, финансы – кровью второй половины XX века, кровь XXI века – информация.

Элвин Тоффлер, футуролог

Информационные технологии и розничная торговля сделали шаги навстречу друг другу много лет назад, и сегодня уже невозможно пред­ставить себе современный магазин без светового табло электронного кассового аппарата. Все началось в Америке в конце 50–х гг. прошлого века, когда компьютеры и электроника впервые стали помогать кассирам рассчитывать стоимость покупки и причитающуюся сдачу. В конце 70–х гг. в розничной торговле стали использовать персональные компьютеры и микроэлектронные устройства, впоследствии их соединили компьютерными сетями и превратили из средств автоматизации рутинных кассовых операций в мощные инструменты сбора и обработки всей доступной информации о продажах, на основе которой планируется работа отдельного магазина или целой розничной сети. Сегодня электронные кассовые машины, или POS–терминалы (Point of Sale), оснащенные устройствами считывания пластиковых банковских карт, взяли на себя и функции «инкассаторов», освободив кассиров от их исконной работы – приема наличных денег. Появляются первые магазины вообще без кассиров: в них устанавливаются системы самообслуживания, благодаря которым покупатель может все делать сам: и товар выбрать, и правильность цены проверить, и общую стоимость покупки подсчитать, и оплатить ее с помощью «электронного кошелька» – пластиковой карты.

Многие отечественные предприятия торговли уже осознали все пре­имущества комплексной автоматизации своей деятельности на основе современных компьютерных технологий. В принципе, существует не­сколько вариантов автоматизации розничной торговли, различающихся по уровню сложности программного и аппаратного обеспечения. Простейший способ предполагает использование простых и дешевых фискальных регистраторов с минимальными функциональными воз­можностями, без которых нельзя обойтись.

Как и во многих других областях, ситуацию на российском рынке автоматизации торговли определяют два основных фактора: повышенная чувствительность к цене и традиционная русская смекалка. Поэтому некоторые отечественные предприятия идут по компромиссному пути, применяя обычный кассовый регистратор (пассивный кассовый аппарат) в связке с персональным компьютером. При этом регистратор выполняет фискальные функции, а учет ведется на компьютере. Очевидно, что такой вариант обеспечивает достаточно широкие возможности, вплоть до установки ПО комплексной торговой системы. Среди недостатков подобного подхода отметим низкую эргономичность рабочего места кассира (неудобство расположения, кабельного соединения и т. д.); менее эффективное использование драгоценной площади в торговом зале; низкие показатели надежности (совокупная надежность решения на базе классического POS–терминала и профессиональных периферийных устройств может на порядок превышать показатели надежности «самодельных» систем на основе ПК).

В долгосрочном плане решение «кассовый регистратор – персо­нальный компьютер» оказывается дорогим в эксплуатации и не обес­печивает защищенность инвестиций. Модели ПК обновляются значи­тельно чаще, чем модели POS–терминалов, и как следствие, уже через пару лет пользователь сталкивается с проблемой замены комплектующих, совместимости ПО и общей модернизации системы.

Оптимальный с точки зрения соотношения функциональных воз­можностей вариант автоматизации основан на применении специали­зированных компьютерных устройств – POS–терминалов, созданных специально для работы в условиях интенсивного обслуживания поку­пателей в торговом зале. Современные модели таких терминалов ос­нованы на открытых компьютерных платформах (как правило, Intel–совместимых) и совместимы с локальными вычислительными сетями и специализированным торговым оборудованием (сканеры штрихкодов, электронные весы, принтеры этикеток и чеков, сенсорные экраны и пр.). Но главное отличие POS–терминалов – полноценная работа в составе комплексной системы автоматизации предприятия, предполагающая выполнение не только фискальных функций, но и функций сбора и обработки информации, подготовки отчетов о продажах, разработки и печати штрих–кодовых этикеток, проведения инвентаризации и многое другое. В принципе, POS–терминал имеет неограниченные возможности – все зависит от набора функций, который предусмотрен кассовым и торговым ПО, выполняемым как на самом терминале, так и на центральном сервере предприятия.