Древнейшая история Израиля

Термин «Израиль» в Библии применяется к разным понятиям.

1. Патриарх Иаков (Быт. 32);

2. Несколько этнических групп, родственных по происхождению и расселившихся в Ханаане в течение XIII века до н.э.;

3. Северное Царство, отпавшее от Ровоама после смерти Соломона в 922 году до н.э., которое было уничтожено Ассирией в 722 году;

4. Эсхатологический остаток народа Божия тоже именуется у пророков Израилем;

5. Религиозная и политическая община иудеев, сложившаяся после падения Иерусалима и просуществовавшая до захвата Иерусалима римлянами в 70‑м году.

 

Источники по истории Израиля:

1. Традиционно - канонические и неканонические книги ВЗ;

2. Еврейские псевдоэпиграфы (апокрифы), а также писания греко-римских авторов, особенно труды Иосифа Флавия;

3. Мишна и Талмуд.

 

В ХХ веке к этим традиционным источникам присоединились еще некоторые материалы:

1. Данные библейской критики;

2. Археология Ближнего Востока;

3. Данные вспомогательных наук (антропология, социология, сравнительная история религий).

 

В сер. XIX века учёным стало ясно, что библейские повествования о патриархах, как предках различных еврейских, арамейских и арабских племен, являются отражением общесемитских преданий. Эти сказания основывались на запоминании родословий, что у кочевников входило, и до сих пор входит, в обязательный круг знаний.

Анализ библейских родословий книги Бытия показывает, что эти родословия в своей основе принадлежат сутийским аморейским племенам, ибо их предок, сын Адама Сиф (Shq), (евр. tve [shet]) - никто иной, как Суvту - предок-эпониvм амореев-сутиев. Следует помнить, что в Русской Библии все имена - из греческого перевода LXX.

О том, что амореи в эпоху Хамурапи захватили Месопотамию и основали там свои династии, а также целое государство в Сирии, мы уже упоминали. Затем очередная волна семитов, называемая «арамеями», вновь захлестнула Месопотамию. Это аморейско-арамейское население Месопотамии и Сирии и следует считать той историко-этнической средой, из которой выделились некоторые племена, превратившиеся впоследствии в израильтян. В течение чтения ВЗ может сложиться впечатление, что израильтяне происходят чуть ли не от Адама. На самом деле они происходят из этого семитического аморейско-арамейского конгламерата. Ещё никакими израильтянами они в этой среде не были. Факт, что они принадлежали к этой группе семитов, засвидетельствован и нашел отражение в памяти израильтян в виде родословных и некоторых сохранившихся библейских замечаниях, например такое, что

1. Авраам называется «Авраам - арамеянин»;

2. Пророк Иезекииль, обличая своих современников в различных пороках и отступлении от Бога, напоминает ему, что в своих отрицательных проявлениях Израиль является достойным продолжателем своих предков, «ибо отец твой - аморей, а мать твоя - хеттеянка».

Основой ячейкой общества пастухов - амореев этого времени (XVI век) была родовая община, составлявшая часть племени, а сами племена иногда составляли племенные союзы. Власть главы такой большой патриархальной семьи распространялась, помимо его жен и детей, и на сыновей, и на их семьи, на все, что принадлежало этому роду: на рабов, рабынь и всё имущество. Патриарх распоряжался жизнью и смертью и всем имуществом этих лиц.

Представителем амореев-сутиев было и семейство Авраама, хотя имя Авраам мы здесь употребляем в условном смысле. Этим именем мы называем одного из их предков, который и проживал, как предполагается, в Уре, а затем переселился в Харран. Может быть, его и не «Авраам» звали. На страницах ВЗ он зафиксировал под этим именем, но именем «Авраам» и целые племена назывались, и было ли это личным именем, неизвестно. Город Ур в эпоху аморейских передвижений никаким Халдейским не был, потому что халдеи на исторической арене появились очень поздно. Это - эпоха нововавилонского царства, которое захватило и разрушило Иерусалим, вот когда халдеи появились и стали действовать. В эпоху же Авраама никаких халдеев не было, и Ур Халдейским называться не мог. Это позднейший автор назвал то место, где когда-то жил Авраам со свои семейством, Уром Халдейским.

В этот период, амореи, к которым принадлежал и Авраам, и его предки в Харране в Северной Месопотамии, жили в непосредственном контакте с несемитским населением «хуритами», которые пришли с Кавказа и основали очень мощное государство Митаvни, в состав которого и входил Харран. Т.о., переселившись из Южной Месопотамии, этот аморей влился в состав хурритского населения г. Харрана, и т.о., проживая в Харране, праотцы израильского народа (хотя никакого ещё народа не было), были непосредственно подвержены хурритскому влиянию, которое нашло отражение и на страницах Библии при описании обычаев и образа жизни патриарха Авраама, который, наряду с чисто аморейским патриархальным укладом жизни, руководствовался в своих поступках и хурритскими обычаями, вошедшими в обиход жителей Месопотамии и Сирии. Причем, в самой Библии эти обычаи никак не объясняются, потому что авторы уже не знали объяснения этим обычаям, и они, в то же время, не находят своего подтверждения в позднейших законах и обычаях, т.е. так, как жили патриархи, позднейшие израильтяне в Ханаане уже не жили такими порядками и обычаями, и о них ничего уже не упоминается.

Многое в поступках Авраама стало понятно ученым после проведения раскопок древнего хурритского города Нузиv (современное местечко Иордан-Тэпэ - 200 км. от Багдада). В 1925-31 годах там проводились раскопки, и были обнаружены несколько тысяч клинописных текстов, которые, среди прочей информации, дают нам материал и некоторые параллели социальным обычаям в повествованиях о патриархах.

1. Три раза в книге Бытия мы находим, что жена одного из патриархов была его сестрой, или он выдавал её за сестру, что, конечно, являлось явным обманом, и библейских толкователей это всегда ставило в тупик, заставляло придумывать какие-то благочестивые намерения патриархов, чтобы как-то оправдать эту ложь. Подобного рода поступки становятся ясными в свете практики хурритского общества, как об этом свидетельствуют тексты из Нузи, согласно которым, человек, женившись, мог свою жену также считать и своей сестрой. Этот брак, «жена-сестра», был самой священной связью в глаза хурритского закона. Это связано с имущественными отношениями, с правами на приданое жены. Если не объявлен брак такого рода, то жена при разводе могла забрать всё, что она принесла, а если объявлен брак «жена-сестра», то имущество им принадлежит в равной степени. Поэтому, связь с Харраном в предании об Аврааме и Исааке даёт все основания считать, что браки между Авраамом и Саррой и Исааком и Ревеккой могли быть браками такого типа («жена-сестра») по законам хурритского общества. В позднем израильском обществе такие отношения уже не встречаются.

2. Взаимоотношения Лавана и Иакова описываются очень сомнительно с моральной точки зрения. Они стараются, кто кого лучше обманет. Когда Иаков бежал от Лавана, Рахиль украла домашних богов Лавана. Долго оставалось загадкой, почему Рахиль украла идолов, и почему Лаван так хотел их вернуть, ведь, он других мог сделать, для чего было гнаться через пустыню за Иаковом. Тексты из Нузи помогают нам понять, что действия Рахили отнюдь не были какими-то благочестивыми, они, просто, отражают хитрость (или мудрость) верной жены. Дело в том, что в определенных обстоятельствах в хурритском обществе семейная собственность могла переходить не к старшему сыну в семье, а к мужу дочери, и юридическим подтверждением такой сделки была передача домашних идолов зятю. Т.е., этим поступком Рахиль старалась доказать, что её муж Иаков имеет законное право получить свою долю собственности у Лавана, почему последний и хотел отнять этих богов.

3. Согласно повествованию Быт. 15, Авраам, будучи бездетным, признал своим наследником некоего «Елиезера из Дамаска», одного из рабов. Такой поступок тоже объясняется хурритскими текстами, где упоминается, что был обычай, что раб мог быть признан наследником за определенные заслуги, если нет прямых наследников, но он теряет свои права, если появляется законный прямой наследник. Так и с Елиезером - после рождения Исаака о нем ничего нигде не упоминается, т.е. исчезает он из каких-либо наследников Авраама.

4. Сарра дает Агарь наложницу, и ребенок Агарь считается сыном Сарры. Тексты из Нузи свидетельствуют, что это был хурритский обычай усыновления, если жена бесплодна.

Приведенные примеры ясно указывают, что израильские праотцы аморейского происхождения, проживая в Северной Месопотамии, находились под влиянием хурритов, среди которых жили. Поэтому, эти обычаи патриархов потом уже нигде не употребляются и не упоминаются в ВЗ после того, как патриархи вышли из Северной Месопотамии, и эти обычаи уже не практиковались.

Т.о. Авраам и его патриархальная семья, переселившись из Харрана в Ханаан, влились в большую группу т.н. «ибриvм» (РБ - «евреи»), т.е. «пришельцев». Всех людей, которые переселились из Месопотамии в Сирию или Ханаан, называли термином «ибрим» - «перешедший из-за реки», т.е. «переселенец», а потом и просто обозначало «кочевник». Т.о. Авраам и стал «евреем» - «переселенцем», «пришельцем». Так называло оседлое население всех пастухов-амореев, которые из Месопотамии через Евфрат переселялись в Ханаан. Постепенно он теряет связи со своей родиной и становится органичной частью «ибрим». Об этом свидетельствует ВЗ (там жили многие потомки Евера и кроме линии Авраама). При этом следует иметь в виду, что семитические племена «ибрим» не тождественны позднейшим израильтянам, т.к. позднейшие израильтяне составляли только часть ибрим (возможно, очень небольшую), поэтому, наименование «еврей» применимо не только к израильтянам, а ко всем кочевым семитам. Поэтому, когда в тексте Библии они называются со стороны других народов, то говорится «евреи», а сами себя они так не называют. Т.о., будущие израильтяне составляли небольшую часть ибрим. Об этом свидетельствует и то, что в Библии родоначальник ибрим Евер [eber] положил начало и другим семитическим племенам, следовательно, и в Библии наименование «ибрим» не однозначно с «израильтянами», а охватывает более широкую группу племен.

Эта обширная группа во внебиблейских исторических источниках именуется термином «хабириv». В среде хабири, кочевников и, по сути дела, бродяг, пришлого населения, и следует искать будущих израильтян, которые постепенно выкристаллизовались в систему колен.

Хабири, среди которых были совершенно разные племена аморейского происхождения, появились в Ханаане ещё в XVIII веке, и постепенно в их число вливались разные семитические племена, и все они именовались «хабири». Там были и древние племена, складывались новые, и последующие поколения сгруппировали все эти племена в систему 12‑ти колен.

Число 12‑ти колен, несомненно, искусственное, и не оставалось постоянным в разные времена.

1. Если судить по самому древнему фрагменту книги Судей - Песнь Деворы, - то там ещё нет 12‑ти колен, некоторые колена ещё не упоминаются.

2. А уже в благословении Иакова упоминаются все 12 колен.

3. В книге Второзакония в благословении Моисея исключается Симеон, а колено Иосифа заменяется на Менаше и Ефраима.

Поэтому предполагают, что система 12‑ти колен, по-видимому, возникла в период времени между Песнью Деворы и благословением Иакова, т.е. в эпоху судей.

Искусственность видна из того, что в разных текстах упоминаются разные колена, а некоторые колена только в одном из источников, например, такие колена, как Махир и Гилеад упоминаются только в Песни Деворы. Во времена Моисея, наряду с другими коленами, упоминается Халев, который присоединился к ним и получил землю в Ханаане, а потом уже не упоминается. Т.о., 12-коленная система израильских племен - условное представление «для пользы дела», и не несет в себе полной исторической нагрузки. Их было и 12, и меньше 12‑ти, и больше 12‑ти.

Среди племен иберитов предание особо выделяет 2:

1. Иаков;

2. Израиль,

которые, видимо, первоначально составляли 2 отдельных племени, потому что в то время, как колено Иакова находилось в Египте, когда Иаков при Иосифе туда переселился (это попадает на правление фараона Мернептаv, сына фараона Рамзеса II), Мернепта в это время делает поход в Палестину. От Мернепта сохранилась стела с надписью о походе в Палестину, и там упоминается Израиль в числе покоренных народов. Какой это Израиль, если Иаков был в Египте. Поэтому предполагают, что первоначально колена Израиля и Иакова представляли собой 2 разных колена.

Часть иберитских племён проникает в Египет, видимо, ещё в составе гиксосов (это обычно относят к Иосифу, потому что Иосиф в Египте не смог бы возвыситься, получить высокую государственной должность просто так, а гиксосы были азиатами, наполовину семитами, и при них он мог добиться каких-то успехов).

Египетские источники тоже упоминают о группах азиатов, которых они по-египетски именуют [apiruv], что тождественно «ибрим». Т.е. египетские тексты тоже свидетельствуют, что ибриты туда проникали, а протоизраильтяне входили в состав ибритов. Прямого упоминания об израильтянах, которые когда-либо жили в Египте, нет, следовательно, они были в составе более общей группы иберитов. Почему египетские тексты и не говорят об исходе их из Египта - потому что это была очень маленькая группа людей, и в государственном масштабе никакой катастрофы не было, чтобы это где-то фиксировать. Для евреев это имело какое-то религиозное значение, а для египтян безразлично (мы же не фиксируем, когда в Петербург приехали цыгане, уехали цыгане).

Т.о. при окончательном разрешении всех вопросов, связанных с Египтом, мы должны ограничиться тем материалом, который дает нам Библия, потому что все остальные материалы - косвенные. Это связано с тем, что египетская историография иначе смотрела на события и причины Исхода, чем ВЗ‑я. Событие, бывшее для Израиля часом рождения и национального религиозного самоосознания, для египетской истории было лишь безобидным кратким моментом, который весь Египет и не знал, никто не обратил на это событие особенного внимания, т.к. такого рода изгнания или уходы кочевых племен из Египта были делом обыденным. Видимо, для египетского государства уход Израиля был столь же безразличен, как, в своё время, для римских историков были безразличны события распятия Иисуса Христа в Иерусалиме. Распинали в то время разбойников, и это было довольно часто. Зафиксировали только то, что появились последователи.

Т.о., из египетских источников нельзя ничего заключить «за» или «против» пребывания Израиля в Египте.

Но, несмотря на молчание египетских источников, трудно представить себе, чтобы народ, особенно такой, как Израиль, обладавший очень развитым, ярко выраженным национальным самосознанием, без какого-либо основания мог приписать себе позор порабощения и долгого угнетения. Поэтому, здесь имеется какое-то историческое зерно.

О действительных причинах постепенного изменения в отношении египетской власти к израильтянам мы тоже не располагаем какими-либо достоверным сведениями. Сообщения на эту тему книги Исход отличается, большей частью, легендарно-приукрашенным характером, и черты украшательства возникли в более позднюю эпоху, когда о событии Исхода пересказывали более поздним поколениям. Это событие тогда обрастало легендарными чертами, приобретало эпическую окраску. Но, несмотря на скудость сведений, можно реконструировать этот египетский эпизод Израиля следующим образом.

Семитические кочевники, некогда (когда в местах пребывания племен царил голод) перекочевали в плодородную нильскую долину, чтобы там пасти скот. Один из этих кланов, чей соплеменник, подобно многим другим семитическим и иностранным чиновникам, занял тогда высокий государственный пост, получил разрешение и на более долгое пребывание и поселился в области Гесем в дельте Нила.

С течением времени политическое положение Египта переменилось настолько, что существование этой семитической «вставки» стало опасным для государства. В Библи говорится, что восстал другой фараон, который не знал Иосифа. Египетское правительство решило защитить себя тем, что поставило под строгий надзор это, сильно выросшее племя, пока оно, наконец, под предводительством Моисея, не принудило фараона дать ему разрешение на исход. Сообщение о том, что чужеземцы принуждались к тяжким работам при сооружении городов Пифом и Рамсес производит впечатление вполне правдоподобного предания, т.к. эти города раскопаны археологами и действительно существовали. Считается вполне вероятным, что фараоном, угнетавшим Израиль, был Рамсес II, т.к. известно, что этот фараон, действительно, сооружал города для запасов и чрезмерно истощал рабочие силы народа. Т.к. города Пифом и Рамсес были расположены как раз в области поселения этих пришлых элементов, то вся обстановка подтверждает предположение, что пришельцам, действительно, пришлось испытать на себе бремя строительной деятельности фараона.

Но, наряду с этим, могли сыграть роль и другие причины, чисто внутриполитические. Как раз в это время народы и племена были охвачены сильным движением внутри государства Египетского. Связано это с тем, что долговременному и энергичному правлению Рамсеса II не удалось вернуть своё господствующее положение в Азии, которое он некогда имел. Поэтому, Египту со всех сторон угрожала волна народного движения, а государство в этот момент не обладало достаточной силой. Например, уже на третий год правления фараона Мернепта (сын Рамсеса II) ему пришлось даже совершить поход в Палестину, чтобы усмирять там народы.

Эти внешние события, наверное, не были тайной для поселенцев в земле Гесем, и, чтобы эти поселенцы изнутри Египта не имели какой-либо связи с теми наружными волнениями, то Египетские власти вполне могли принимать какие-либо меры для их усмирения. Т.о. при таких анализах учёные склоняются, что фараоном времени исхода был фараон Мернептаv, и исход из Египта относят приблизительно к 1220 году.

Преследования израильтян лично фараоном с войском и гибель фараона в т.н. «Чермном море» относится к литературному приему, потому что за такой толпой израильтян сам фараон с войском не пойдет, для Египта накладно, чтобы фараон за кем-то гнался, потому что любое передвижение фараона было обставлено пышно, торжественно, и ему, как милиционеру, гнаться за израильтянами, не подобало. Тем более он не мог погибнуть в Чермном море, потому что его мумия спокойно дожила до нашего времени и находится в Каирском музее в добром здравии.

События язв египетских, если и были, то не в таких масштабах (что жабы были везде, даже в постели фараона), потому что если бы это происходило именно так, как описано в Библии, то есть в масштабах всего Египта и с такими поражающими последствиями, то было бы замечено историками Египта.

600 тысяч вышедших - преувеличение, которое введено не для искажения реальности, а литературный приём масштабности.

Само «Чермное море» (Красное море) они не переходили, потому что даже в обыкновенном масоретском еврейском тексте это называется «Море тростников». Это заросли папируса, болотистое, достаточно глубокое место. Переход был в районе Суэцкого перешейка.

Факт избавления из Египта крепко засел в народной памяти, как момент рождения нации, тем более, что этот момент связан и с рождением национальной религии - ягвизма, который возвестил Моисей.

Если в XIX веке напрочь отрицалась историческая основа повествования Исхода, то сейчас под этим сомнения не проводят, только более отрезвленный взгляд на это.

13.1 ?????????????? ? ???????

В течение какого-то времени местом обитания Израиля был регион между Синаем (на юге) и Кадесом (на севере). В Кадесе был священный источник, а на Синае - священная гора. Моисей за период странствований уже стал главой (шейхом) объединенных племен. В преданиях этот период называется «странствованием по пустыне».

Выражение «40 лет» использует, в основном, источник девтерономический в смысле неопределенного, достаточно долгого, отрезка времени. В Предании осталось единственное то, что все те, кто вышел из Египта в зрелом возрасте, умерли в пустыне.

Естественно, регион, в котором скитался Израиль, плодородным никак нельзя назвать, и народ искал более желанных пастбищ, тем более, что Моисей от имени Божия сказал, что их ждет обетованная страна. Этой страной был Ханаан.

Никаких особых подробностей об этих 40‑ка годах нет (кроме наиболее ярких, как извлечение воды из камня, перепела, манна и т.д.). Все воспоминания отрывочны, мало между собой связаны, просто закрепились в народной памяти наиболее яркие фрагменты странствования по пустыне.

Естественно, в таком состоянии ни о каком грандиозном устройстве храмового богослужения при скинии не могло быть и речи, потому что когда им было приносить все эти жертвы - быков и овец, - когда они перепелов ели, пока мясо ноздрями не пошло. Из всех культовых предметов, скорее всего, на то время мог быть, разве что, ковчег без всяких крашеных шкур, крученого виссона и золотых петель, потому что не было возможности ни ткать, ни вышивать, ни красить шкуры. Правда, единственным упоминанием о том, чтобы придать особое значение Исходу, с особым радостным чувством упоминается о том, что каждая женщина выпросила золотых и серебряных украшений, и очень торжественно возвещается: «и обобрали евреи египтян». Вряд ли евреи много обобрали, чтобы могли создать разные сооружения, которые упоминаются (золотой семисвечник, шесты, обложенные золотом и пр.), тем более, что исторические данные свидетельствуют о том, что довольно много в этой пустыне было бродячих племен, которые жили (и сейчас живут) разбоем, они бы давным давно ограбили евреев.

13.2 ?????????? ??????????

Завоевание Ханаана, которое началось с заиорданских земель, происходило постепенно - не шквалом разгромили один за другим города. Заиорданские земли были предоставлены более древним племенам (Рувимово, Гадово и половина Манассиина). Вполне предположительно, что часть родственных племён уже там проживали и до этого, потому что это - очень плодородные земли, хорошие пастбища, и ханаанеи без боя ничего бы тут не отдали.

В этот период умирает Моисей. Об историчности и неисторичности повествования о Моисее мы говорить не будем, потому что об этом говорит библейская критика, а не археология, но одно несомненно точно и не подлежит сомнению, это то, что Моисей был основателем ягвизма среди израильтян. Даже само явление при купине говорит о том, что Бог явился ему с новым именем, которое не знали отцы. До этого израильские племена Богу под именем Ягве не поклонялись.

Дальнейшую их историю эпохи судей и периода монархии мы рассматривать не будем. Она достаточно правдоподобно и реалистично изложена в исторических книгах ВЗ, тут уже эпического материала меньше, а больше материала исторического.

13.3 ???????????? ???????? ???????????? ???? ????????? ????????

Переселение в Месопотамию, т.н. плен, коренным образом повлияло на их национальный характер. Именно в Вавилоне были заложены и сформированы основные черты последующего еврейства, которые в период рассеяния и особенно под влиянием Талмуда выкристаллизовались в характерные, только евреям присущие, устойчивые национальные особенности, не утраченные или малоутраченные этим народом и по сей день.

Чтобы выяснить, что же так сильно повлияло на евреев в Вавилонии, нам необходимо кратко рассмотреть жизнь вавилонского общества той эпохи или эпохи, предшествовавшей падению Иерусалима, т.е. эпоха нововавилонского царства.

Вавилон того времени являлся для всей Передней Азии средоточием культурной, экономической и деловой жизни, а вавилонские товары служили своего рода эталоном качества и моды для древнего мира. В VI веке до н.э. в Вавилоне, в отличие от более раннего периода, который мы рассматривали, когда экономика характеризовалась натуральным земледельческим хозяйством, появилось большое количество ремесленников различных отраслей, что, в свою очередь, было связано с развитием торговли и товарно-денежных отношений.

В отличие от земледельца, ремесленник производит товар, заведомо предназначенный для продажи. Если земледелец может его производить для прокорма собственной семьи, то ремесленник не будет носить 30 пар башмаков, а изготавливает их на продажу и живет за счёт этого. К VI веку за Вавилоном закрепилась слава торгового центра всего Древнего Востока, и в Вавилоне можно было купить любой товар, известный древнему миру.

Наряду с торговлей товарами, в Вавилоне процветала и торговля деньгами, т.е. ростовщичество. Этот аспект проник во все поры деловой жизни вавилонского общества и наложил сильный отпечаток. Эту важнейшую черту вавилонского общества эпохи плена следует особенно отметить, т.к. она в последствии явилась одним из формирующих факторов еврейского характера, сложившегося в Вавилоне.

В Вавилоне впервые появилось понятие «капитал», потому что оборотный процент они называли «голова», т.е. дополнительный навар, а римляне это перевели на латинский язык, и получилось слово «capital».

Сильно были развиты в Вавилонском обществе понятия залога («ипотек»), различного рода ссуды, займы, кредиты и пр.

Из рассмотренных примеров экономической и общественной жизни вавилонян совершенно ясно, что эти социальные стереотипы коренным образом повлияли на формирование национальных черт характера иудеев, оказавшихся в отрыве от родины и прежнего уклада жизни.

13.4 ??????? ????? ?????? ? ??????????? ?????

Иудеи в Вавилоне переродились, как народ, создали новые черты своего национального характера на всю их жизнь в диаспоре.

Попав в Вавилонию, иудеи оказались совершенно в иное положение, чем то, в котором они находились на своей исторической родине, где они занимались очень скромным примитивным земледельческим трудом. Как говорит Священное Писание, каждый возделывал своё поле и сидел под своим деревом.

1. Часть изгнанников была поселена в самой Месопотамии в столице или вблизи её,

2. часть в области Верхнего Тигра и

3. часть вдоль среднего течения Евфрата.

Т.о., пленники были, в основном, размещены в центральных частях Вавилонского царства, а не на периферии, и, притом, в крупнейших городских центрах среди богатого населения, занятого, преимущественно, торговлей и промышленностью. Если мы, при этом, примем во внимание относительно высокий уровень экономического развития Древнего Вавилона, стоявшего в этом отношении впереди всех остальных государств Востока и представлявшего центр торгово-промышленной жизни, то мы легко поймем значение и той перемены в судьбе иудеев, внезапно переселенных из отсталой земледельческой страны в крупнейшие и важнейшие торгово-промышленные центры всей Передней Азии.

Но и помимо этого сами условия существования иудейских пленников вынуждали их, прежде всего, обращаться именно к торгово-промышленной деятельности. Такой ограниченный выбор деятельности был обусловлен тем, что, например, заниматься земледелием они в Вавилоне не могли, т.к. при очень ограниченной территории вся земля давно была поделена между коренным населением, там нечего им было выделять, кроме того, была очень сложная система орошения полей.

Не только земледелие, но и другие виды трудовой деятельности были им малодоступны или недоступны (напр. военная карьера или государственная служба «не светила» пленникам).

Т.о. при такой малодоступности для иудеев многих видов трудовой деятельности совершенно обширное и доступное поприще открывалось в области торговли, ремесленничества и денежных операций. Это был наиболее легкий и доступный путь к наживе и обогащению.

Именно этим широким участием в торговых и денежных операциях можно объяснить тот факт, что вслед за падением Вавилона лишь только часть изгнанников вернулась в Иерусалим, а большинство из них добровольно остались в Месопотамии, которая стала для них новой родиной. Такими не пожелавшими вернуться в Палестину были именно те, которые успели найти какое-либо прибыльное дело для себя и хорошо устроились на новом месте.

Последствием пребывания в вавилонском плену, по крайней мере, для той части изгнанников, которые не пожелали вернуться на родину и предпочли остаться в Вавилоне, было то, что они, фактически, превратились в новый народ, произошел коренной поворот во всей их жизни, и они из сельских жителей превратились в сугубо городских жителей, в горожан по своему образу жизни и привычкам и притом в исключительно торговую нацию.

Т.о., иудейство диаспоры со времени вавилонского плена усвоило выработавшиеся в вавилонском плену свои особенные национально-отличительные черты.

1. Тип жизни вавилонского общества VI-V веков до н.э. с чрезвычайно развитой торгово-денежной деятельностью, ставшей наиболее доступной сферой для еврейских пленников, коренным образом повлиял на формирование характера иудеев диаспоры.

2. Из сельских жителей евреи стали сугубо городским народом, усвоив себе наиболее доступные формы городской деятельности (торговлю, ростовщичество, ремесленничество).

3. В Вавилоне многие из изгнанников не только успели в течение нескольких десятилетий совершенно переродиться, но и освоились со своим положением настолько, что не пожелали возвращаться в Палестину.

Т.о. вавилонский плен не только явился первым фактором массового переселения иудеев с родины, не только положил начало рассеянию, но в равной же мере положил начало и тому решительному перелому, той перемене в национальном характере, которая с этого времени все более стала отличать евреев диаспоры от евреев Палестины.

13.5 ??????????? ?????? ? ????????? ? ?????????????? ??????????

Возвращение пленных иудеев осуществлялось не сразу, а на это потребовалось немало лет. Несмотря на то, что они были искренне заинтересованы в восстановлении храма и сохранении древних религиозных установлений, тем не менее, евреи научились исполнять предписания Закона и без храма, и без Палестины, и без жертвоприношений, а возможности, открывавшиеся в Месопотамии, были слишком заманчивыми, чтобы от них так просто отказаться.

Таблички, найденные в Ниппуре в Месопотамии, говорят об исключительной широте иудейского рассеяния, которое последовало после окончания вавилонского плена. Когда они получили свободу указом Кира, они не в Палестину ринулись, а совершенно в разные места. Из Месопотамии они переселились примерно через 1500 лет, и то насильно. Оставшиеся в Вавилоне посылали в Палестину подарки, денежные взносы, чтобы «отделаться». Некоторые из них объединялись иногда в первых «сионистов», т.е. поборников возрождения Сиона, храма, Иерусалима, Иудеи, но большинство добровольно оставалось жить в стране своего пленения.

Несмотря на такое расслоение среди иудейского общества в Вавилоне, часть, особенно бедная, предприняли попытку переселиться на родину предков и возродить Иерусалим и свою религиозно-национальную святыню - храм.

Первое сионистское движение поначалу проходило очень медленно. Зороваваль, один из внуков царя Иехонии, стал правителем Иерусалима, а некий первосвященник, неизвестно откуда взявшийся, по имени Иисус возглавил иерархию. Но вместо триумфального шествия всего народа в землю, точащую мед и молоко, как пишет Тураев, «только жалкие караваны прибыли в одичавшую, обезлюдевшую Палестину, где они застали осевшими исконных врагов своих: моавитян, аммонитян, идумеев и своих братьев, северных израильтян, теперь именовавшихся самарянами».

Первоначально был восстановлен жертвенник Ягве на прежнем месте, где он стоял, но храм оставался в руинах. Как говорит Вельгаузен, «изгнанники не распространились на всю свою прежнюю область», так рассредоточиться по стране было для них равносильно самоубийству, настолько их было мало. Напротив, они должны были во что бы то ни стало тесно держаться друг друга. Они, поэтому, селились лишь в Иерусалиме и в ближайших его окрестностях. Казалось, первым делом с их стороны должно было быть восстановление разрушенного Храма, но, между тем, им пришлось ограничиться пока только восстановлением жертвенника на священном месте. Все их усилия в это время были направлены исключительно на то, чтобы как-нибудь удержаться, прижиться, упрочиться на этом месте.

Урожаи были ничтожные, был практически постоянный голод. Сам Иерусалим находился в руинах. Улиц никаких не было. Естественно, жить было не на что.

Тем не менее, персидская администрация относилась к ним благосклонно, особых препятствий не чинило, и Зоровавель вернулся из Вавилона, после чего о нем ничего не известно из источников.

Первым делом иудеи стали себе строить дома, и тогда, увидев, что пыл религиозный охладевает в народе, пророки Аггей и Захария стали побуждать людей к строительству храма. Под их руководством храм был восстановлен, но он имел очень плачевный вид: очень маленьких размеров, из дешевых материалов, правда, на своём прежнем месте. Как пишет пророк Аггей, старики, которые помнили прежний храм, даже плакали при виде этого храма, насколько он был убогий и неказистый.

Поскольку ничего не говорится, куда делся Зоровавель (внезапно он исчезает с исторической сцены), некоторые учёные полагают, что персидские власти быстро положили конец попытке иудеев вернуть свою былую независимость.

Об этом периоде достоверных исторических сведений практически нет, кроме того, что мы знаем из книг Ездры и Неемии.

Здесь начинается деятельность Ездры, которая носила специфически религиозный характер. Он, по существу, стал основателем новой религии евреев - законнического иудаизма с того момента, когда он стал церемониально читать народу Пятикнижие. Это в истории народа второй случай, когда они хоть раз услышали требования своего религиозного закона. Первый раз это было при реформе царя Иосии, когда книга Закона была найдена во время ремонта храма уже на закате государства. Её принесли к царю, никто не знает, что с ней делать, послали к какой-то пророчице, пусть она скажет, что за книгу-то нашли. Т.е. они никакого закона не знали, а знали только жертвенный ритуал. Ездра вновь читает Закон, и теперь народ уже оповещен о Законе и должен претворять этот Закон в жизнь. Появляется новая религиозная форма, появляется книжная религия, когда надо исполнять предписания книжного закона. И они снова вступают в Завет. Как мы знаем, они на протяжении всей своей истории без конца вступают в Завет и моментально нарушают этот Завет, через полгода забывают, и как жили, так и живут. Тем не менее, в этот период были заложены основы законнического иудаизма. Моисеев ягвизм постепенно исчезает из религиозной жизни иудеев. После Аггея, Захария и Малахии исчезают пророки, и всё, что связывало иудеев с религией Моисея, обрывается, а на арену выходят книжники, знатоки Закона, толкователи. После разрушения Иерусалима и храма исчезает и священство, и остаются только толкователи. Появляется новая религия безжертвенная и бессвященническая.