Тема 10. Эстетика романтизма.
Неприятие противоречий буржуазной цивилизации и критика идей просветительства и классицизма. Критика серости и обывательства буржуазной цивилизации. Идея воссоздания и защиты универсальной человеческой личности. Абсолютизация человеческой субъективности; движение эстетической мысли «от порядка к хаосу», анархия формы. Идея смешения жанров как выражение хаотичности, открытости и незавершенности бытия. Поиск форм художественного синтеза.
Искусство как путь достраивания человеческого бытия до подлинной полноты. Условия онтологизации эстетического. Поэзия как первородная естественная основа Универсума
Новалис о создании философской поэзии (Гельдерлин, У.Блейк). Метафоричность и символика романтической поэзии.
Романтическое искусство как выход человека в творческую беспредельность, как возможность превзойти «этот» мир.
Ф.Шлегель и Гете о романтической иронии как средстве возвышения человека над миром обыденных вещей. Противоречия самоиронии, обнаружение зыбкости бытия.
Узкоинтеллектуальный и элитарный характер романтической иронии.
Феномен эстетизации и поэтизации жизни как попытка возвращения человеку полноты его бытия. Поэзия (красота) как естественная основа человеческого бытия.
Тема 11. Немецкая классическая эстетика.
Немецкая классическая эстетика – вершина и итог развития рационалистической эстетической мысли. Качественно новый уровень исследования эстетических проблем: принципы диалектики и историзма, научности и единства логического и исторического анализа.
Эстетика как завершающий элемент классических философских систем, как парергон теории познания. Важнейшие идеи немецкой классики: единство красоты и искусства; диалектика художественного творчества и восприятия; связь искусства и игры с человеческой природой; неисчерпаемость художественного символа; обоснование необходимости художественной критики.
И. Кант. «Критика способности суждения». Искусство как примирение духовной свободы и природной необходимости. Антиномия вкуса. Эстетическая (все)общность вкуса. Субъективное основание эстетического суждения. Неутилитарная природа эстетического удовольствия. Эстетическая деятельность как «целесообразность без цели». Субъект и его чувства как цель эстетической деятельности. Гений как природное дарование. Роль воображения и рассудка в художественном творчестве.
Ф. Шиллер. «Письма об эстетическом воспитании». Человек в современной цивилизации: утрата внутренней целостности и гармонии отношений с природой. Органически-целостная природа искусства как средство компенсации односторонностей цивилизованного человека. Спасительная миссия прекрасного. Эстетическая деятельность: «веселое царство игры и видимости».
Ф. Шеллинг о бесконечности смыслов художественного произведения и специфике художественного символа. Самоценность искусства как мира человеческой целостности.
«Эстетика» Г.В.Ф. Гегеля – завершение немецкой классической философско-эстетической мысли. Концепция исторической эволюции искусств. Историзм системы искусств и главного вида искусства. Саморазвитие абсолютной идеи – источник историчности эстетической деятельности человека. Прекрасное как воплощение идеи в чувственном образе.
Самодостаточность и самоценность искусства, раскрывающего истину в чувственной форме. Искусство как удвоение человеческой сущности и средство самосозерцания человека. Гегель о противоположности красоты и истины в искусстве. Искусство как ступень познания мира. Проблема исторических пределов искусства.