Тема 6. Художественно-эстетический мир Античности.

Художественно-эстетический мир Древней Греции. Мифологическая природа мироощущения древнего грека. Эстетический характер мировосприятия: удивление перед гармонией мира. Космос как художественное произведение. Принцип калокагатии; единство аполлоновского и дионисийского начал.

Место искусства в жизни античного полиса. Понятие «техне». Скульптура как главный вид искусства. Принцип пластичности в греческой культуре.

Гомер: мифологически-телесное представление о красоте. Красота как облечение и вдохновение.

Рождение античной философии как эстетики. Эстетически-онтологический характер всей античной философской традиции. Мифопоэтические метафоры первоначал в учениях представителей милетской школы. Элейская школа: Парменид – автор поэмы о бытии. Единство аполлоновского и дионисийского начал в пифагорейской эстетике чисел. Учение о музыке сфер.

Гераклит: эстетическая онтология огненного слова (логоса). Сухой блеск души; вечность как играющее дитя; Космос – гармония натянутой струны (лук и лира).

Демокрит: эстетика танцующих атомов. Ювелирная (филигранная) работа пустоты. Красота как единство свободы и необходимости (Космос и Хаос). От красоты свободных движений к красоте свободы.

Сократ об относительности прекрасного и о соотношении красоты и пользы. Эстетическая онтология Платона: бытийственность прекрасного и красота бытия. Художественная действительность как восхождение к идее абсолютного блага. Рождение в красоте. Тождество искусства, ремесла и природы. Искусство как возможность «жить играя». Искусство и проблема подражания (mimesis) в эстетике Платона. Эстетическое как творчество – «приведение от небытия к бытию». Красота как полнота воплощения идеи. Иерархия эстетических характеристик вещи: диалектика числа и формы, меры и неистовства, гармония, целомудрие и ритм. Эйдетичность вещи. Красота живого. Платон-философ и Платон-поэт.

Эстетика Аристотеля. Учение о космосе как высшей красоте. Миметическая природа искусства. Учение о символической выразительности художественного произведения. Теория катарсиса и экстасиса как проблема единства аполлонова и дионисийского начала в греческой культуре и эстетике. Исследование природы комического и трагического. Онтология трагического. Вещь как организм и художественное произведение. Эстетический смысл учения об энтелехии. Красота живой жизни и красота человека. Душа как художественно-эстетический принцип оформления жизни тела. Красота логики как гармонии мысли. Постановка проблемы онтологии миметического искусства.

Эстетика эллинизма: субъективизм и психологизм художественного творчества. Культура изысканной формы.

Стоики о человеке как творце (художнике) самого себя. Идея этической нейтральности красоты.

Эпикурейцы о внутренней красоте человека и удовольствии как естественном эстетическом чувстве. Свобода как главное удовольствие человека и бога. Красота богов как результат их свободы от мирских дел и земных человеческих проблем. Свобода как творец красоты.

Неоплатонизм – последний этап греческой философии, синтез всех достижений античной мысли. Скептики – создатели первой в мире «негативной эстетики». Красота как невозмутимость духа и полная отдача себя воле судьбы.

Плотин о чисто духовной природе красоты как эйдосе: красота – преодоление материи. Иерархическая интеллектуальная природа красоты как восхождения эйдосов тела, души и ума к единому. Интеллигибельная красота «софийного эйдоса».

Символизм эстетики Плотина. Эстетика социального: красота не вещей, а отношений между вещами и между людьми. Красота любви. Эстетика театра в анализе драматической природы человеческой жизни.

Римский эллинизм. Учение Лукреция о единстве красоты и любви как целостном процессе творчества всепорождающей природы. Риторика Цицерона как основание эстетики словесного творчества.

 

Тема 7. Художественно-эстетический мир западноевропейского Средневековья.

Две культуры и две формы существования эстетического начала в обществе средневековой Европы: народная смеховая культура материально-телесного низа: эстетика комического (эстетика веселой Преисподней), культура безмолвствующего большинства и «верхняя» религиозно-философская эстетика возвышенного.

Общие проблемы эстетики западноевропейского Средневековья: Этический характер эстетики и относительное сужение сферы эстетического в религиозно-философской культуре. Онтологический характер религиозно-философской эстетической теории: музыкально-математические характеристики бытия; эстетическое определение Бога как формы форм. Противоречивый образ Бога-художника: архитектор (зодчий) мироздания и создатель Слова. Эстетика словесного творчества. Человек – инструмент божественного художественного творчества. Эстетическая природа чуда.

Искусство как продолжение и завершение божественного творения. Эстетическое содержание понятия души человека. Бестелесность души и осязаемые модели ее красоты: музыка души, струны души, лад, стать. Храм души и храм как большая модель маленькой души человека.

Аллегоризм и символизм средневековой эстетики: земная красота – символ божественной правды, справедливости и истины. Эстетика света.

Эстетические варианты теодицеи (Августин, Эриугена, Фома).

Обнаружение противоречивой природы красоты (Бернар Клервоский, Ульрих Страсбургский, Николай Орем). Обвинения красоте и оправдание красоты (Фома).

Проблема главного вида искусства: архитектура в культуре материально-телесного низа; музыка в «верхней» эстетике. Поэзия – музыка слов, архитектура – поэзия в камне.

Основные идеи выдающихся философов Средневековья. Августин Блаженный: постановка проблемы вечной и абсолютной красоты. Красота божественная и дьявольская. Парадокс о красоте невидимой души. Красота как абсолютная ценность (pulchrum) и красота соотношений части и целого (aptum). Исследование «божественной пропорции». Философия и филокалия. Мудрость – высшая красота. Эстетическое учение о числах. Ритм – соединение объективной и переживаемой красоты.

Боэций об онтологии музыки. Музыка мировая, человеческая и инструментальная. Негативная эстетика.

Эриугена о символической природе красоты. Божественный логос как источник земного искусства. Бескорыстный, незаинтересованный характер чувственного восприятия прекрасного.

Неоплатонические мотивы в эстетике Позднего Средневековья. Фома Аквинский: от неоплатонизма к аристотелизму. Объективность прекрасного: красота как идея единства цельности, созвучия, пропорциональности и ясности. Красота и благо: совпадение в вещи и различение в понятии. Бог как античная калокагатия. Фома о соотношении красоты человеческого тела и духовной красоты. Учение о самодостаточности красоты. Оправдание красотой. Красота как жизнь. Безобразие как «недостаток должной красоты».

Движение эстетики от теологии к науке. Ульрих Страсбургский о «медицинских причинах» красоты человеческого тела. Свет – источник всякой красоты и первоисточник цвета. Витело: перспектива – наука о зрении и предметах зрения. Исследование оптических ошибок в эстетическом восприятии. Николай Орем о математических соотношениях в музыке. Понятие «высоты звука». Отношения между планетарными расстояниями в связи с соотношением музыкальных звуков. Красота как единство соизмеримого и несоизмеримого; рационального и иррационального. Эстетическое достоинство иррациональных отношений. Необъяснимость красоты как тайны.

Бонавентура: готическая эстетика Восхождения. Самодостаточность художественной формы (оправдание зла с художественной точки зрения). Философия экстаза и анализ экстатической эстетики.

 

Тема 8. Эстетика и художественная практика Ренессанса.

Эстетическая природа возрожденческой культуры. Художник-творец как смысловой центр эпохи. Эстетизирующие возможности Возрождения как возрождения прошлых культур (А.Ф. Лосев). Эстетизирующая способность исторической памяти (что пройдет, то будет мило).

Основные принципы эстетического мироощущения культуры Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, платонизм и неоплатонизм. Художественный смысл пантеизма.

Образ художника-гения в культуре Ренессанса. Артистическая личность и идеальный придворный. Принцип «варьета»: разносторонность, многообразие и целостность возрожденческой личности творца. Художник – Творец, подобный Богу.

Леонардо да Винчи: эстетика как философия живописи. Живопись как единственная философия и наука. Единство разума и красоты, науки и искусства.

Неистовство художественного творчества как источник представлений о бесконечности и беспредельности Вселенной, о неисчерпаемости пространства и времени. Культурно-эстетический феномен в основе коперниканского переворота в естествознании.

Онтологический индивидуализм эстетики Ренессанса (Л. Баткин).

Титанизм и обратная сторона титанизма. Самокритика культуры Ренессанса в эстетике Микеланджело, в творчестве Сервантеса и Шекспира, в философии Джордано Бруно.

Кризис культуры и эстетики Возрождения. Новоевропейский рационализм на пути поиска выхода из культурного кризиса Ренессанса.

 

Тема 9. Эстетика Нового времени. XVII – XVIII век.

Общая характеристика философско-эстетических позиций Нового времени. Человек как субъект познания и преобразования мира. Мир – субстанция, предмет для познавательной и созидательной деятельности человека. Философ-ученый – главная фигура нового культурного мира. Разум – определяющее начало человеческой природы. Наука – культурная доминанта эпохи.

XVII век – век рационализма. Декарт о невозможности эстетики как науки. Субъективизм в эстетических воззрениях Декарта и Спинозы. Лейбниц о недоступности прекрасного рациональному познанию.

Причина одновременного сосуществования ряда художественных стилей.

Служебность искусства в век рационализма. Постановка вопроса о внехудожественных задачах искусства.

Полистилизм эстетики Причина одновременного сосуществования ряда художественных стилей.

Эстетика барокко. Джамбаттиста Марино. Правдоподобие вместо правды. Искусство как средство убеждения зрителя в силе художественного вымысла. Иллюзорность искусства (виртуозность красноречия, поэтическая изощренность, ловкость - вместо таланта). От метафоры к эмблеме, от эмблемы к аллегории, от аллегории к символу. Франческо Патрици: концепция вдохновения (озарение предсказателя, экстаз мистика, блаженство визионера и знание знатока). Необычность как предмет поэзии. Искусство как выражение внутреннего мира автора. Сближение разных видов искусства; поэзия как говорящая живопись, а живопись – молчащая поэзия.

Барокко в архитектуре. Творчество Бернини. Иррационализм и символизм барокко, сочетание иллюзионизма с фантастикой и мистикой.

Эстетика классицизма. Создание художественных академий как официальных центров искусства. Формирование единого литературного языка, классификация видов и жанров искусства. Классицизм и рационализм. Н. Буало. «Поэтическое искусство». Правильность, ясность, чистота формы как признаки прекрасного.

Обращение к идеалам римской античности. Педантичная рационализация художественных принципов античности. Единство времени, места и действия (Аристотель) и театр Корнеля и Расина.

XVIII век – век Просвещения: исследование воспитательных возможностей эстетики и искусства.

Превращение эстетической проблематики в самостоятельную философскую дисциплину. А.Баумгартен. эстетика – наука о совершенстве в чувственном познании. Э. Берк «Философское исследование происхождения идей возвышенного и прекрасного». У. Хогарт «Анализ красоты».

Рождение оперы. Гольдони, Лопе де Вега, Кальдерон. Театр комедии Мольера.

Д. Дидро «Парадокс об актере». Талант актера как соединение искренности чувства с высоким профессионализмом пластического исполнения. Д. Дидро «О прекрасном». Различие реально прекрасного и прекрасного в восприятии. Прекрасное как «идея отношений».

Г.Э. Лессинг. «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии». Преодоление формально-логической традиции классицизма в исследовании принципов классификации искусств.

Создание просветителями основ классической концепции культуры. Культура как царство разума, как путь к счастью человека. Обнаружение противоречий в социальном функционировании культуры и искусства.

Ж.-Ж. Руссо об отрицательной общественной роли искусства как средства превращения культуры в цивилизацию.

И. Винкельман. «История искусств древности» – новое возрождение античного идеала «благородной простоты и спокойного величия».

Постановка проблемы эстетического вкуса. Д. Юм. «О норме вкуса». Перенос акцента с фигуры художника на образ зрителя, читателя, слушателя. Искусство как средство воспитания. Шефтсбери о гармонической личности как цели эстетического воспитания. Воспитание красотой.