Археология Древнего Египта

Название «Египет» происходит от греческого слова «egiptos», которое, в свою очередь, является искаженным египетским словом «hikupta» - земля бога Птах. Сами же египтяне называли свою страну Тиvмурис Кеvмет - Черная Земля. Египет состоял и состоит до сих пор из двух частей:

1. Нижний Египет, который включает в себя дельту Нила

2. Верхний Египет, который охватывает узкую долину Нила в верхнем его течении.

В древности каждая из этих двух главных областей делилась на несколько номов или районов (в разное время на разное количество). Их обычно насчитывалось 22 в Верхнем и 20 в Нижнем Египте - 42 нома.

Расовый тип египтян не поддается точному определению (очень смешаны). По-видимому, первоначальное население составляли небольшие группы и племена, которые заселили долину Нила в период высыхания Сахары (протоафразийцы). Поэтому, по своему типу древние египтяне относились к т.н. хамитам.

В настоящее время в современном Египте арабское государство, хотя сохранились и потомки древних египтян - это нынешние копты.

Египетская история обычно делится на периоды, которые исчисляются по династиям фараонов. И была эта хронология Египта разработана египетским жрецом Манефоном, который жил во времена Птолемея I и Птолемея II, т.е. уже в эллинистическое время. Писал Манефон по-гречески, и от него сама история не сохранилась, а только краткие изречения из нее. Подразделение на династии оказалось приблизительно верным.

Сами египтяне не пользовались датировкой по эрам, а каждый год именовали по какому-либо важному событию, поэтому хронология Египта довольно трудновата.

Манефон делит всю историю Египта на три периода:

1. Древнее Царство,

2. Среднее Царство,

3. Новое Царство.

До них - т.н. преддинастический период (или додинастический, дофараонский), и между периодами, когда государство распадалось - период первого распада и период второго распада их царства, когда правили неегипетские династии.

История Египта нам важна, прежде всего, своей культурой и религией, на что мы и обратим внимание. Поскольку Древний Египет состоял из т.н. «номов», то естественно в каждом номе был главный город этого нома и там был храм номового божества, поэтому египетская религия тоже политеистична. Но, в отличие от Месопотамии, в Египте в разные периоды времени были и господствующие идеологии, например мемфисского бога Птах или гелиопольского бога Ра или Фиванского бога Амона, несмотря на то, что существовало множество местных культов. Поэтому религия в Египте отличается:

1. местничество;

2. терпимость к другим культам;

3. семейность (боги были всегда семейными - у них были жены, дети и т.д.).

 

Кроме этого, существовал культ животных. Были и неодушевленные объекты поклонения, происхождение которых не совсем ясно до сих пор. Несколько позже появились космические боги природы (Солнце, Луна, Звезды и т.д.)

Были животные общеегипетского поклонения, например быки Гелиополя Апис, Мневис в Мемфисе (по Аверинцеву, тоже в Гелиополе) и Бухис в Гермонте. Им поклонялись, как божествам, ухаживали, мумифицировали.

Были в представлении их и т.н. «личные» боги типа домашних гениев или богов очага. Иногда (в период Нового Царства) в традиционный египетский пантеон вводились и чужеземные боги (например при гиксосском завоевании Сет или Сутеп, покровитель этих племен).

Иногда обожествлялись некоторые люди. Цари (или фараоны) всегда обожествлялись с самого рождения. Вся страна считалась собственность фараона, все в государстве совершалось от имени фараона, остальные люди правоспособностью не обладали и все делали от имени царя, поэтому фараон считался добрым богом Египта.

Кроме царей некоторые люди получали обожествление, например знаменитый архитектор и строитель первой пирамиды (фараона Джосера) Имхотеп.

Даже сам Нил был обожествлен и назывался Хаvпи.

С течением времени в Древнем Египте сложились 4 наиболее известные богословские системы.

1. Гелиопольская;

2. Гермопольская;

3. Мемфисская;

4. Фиванская.

Все эти системы, несмотря на свой мифологический характер, уже имели в своем мировоззренческом плане зачатки монотеизма, а одна из них, мемфисская богословская система, разработала такие понятия, как творение мира из ничего посредством слова, Логоса. Поэтому, ВЗ‑е учение о творении Словом - это не первое слово в религиозной мысли.

Очень был развит в египетских представлениях культ мертвых, в отличие от Месопотамии, где культа мертвых не было (был шеол, куда сходили души умерших, и неизвестно, как они там проживали). Здесь в связи с культом мертвых чрезвычайно развита мумификация тел умерших. Египтяне также разработали понятие загробного суда и посмертной участи. Идея о т.н. «мытарствах» у них тоже уже существовала.

Т.о., в идейном плане, несмотря на политеистическую окраску, древнеегипетская религия на уровне жрецов и богословов достигла очень больших высот, и посредством известного философа Филона эти идеи проникли и в ВЗ, и в христианство. Святоотеческое учение о Lovgoj proforikovj и Lovgoj evndia,qetoj (слово мыслимое и слово произнесенное) уже было разработано в Древнем Египте. В мемфисской богословской системе все это уже есть.

Кроме богословских систем, в истории Египта была ещё одна монотеистическая попытка. Фараон Аменхотеп IV Эхнатон произвел религиозную реформу в Египте, запретил все культы всех богов и провозгласил, что богом является только один Атон (Солнечный диск), т.е. своеобразный монотеизм. Все храмы были закрыты, культы совершались только одному богу. Все остальные боги не признавались. Он выстроил новую столицу для Египта, назвал ее Ахетатон (Горизонт Атона), и сам переименовал себя - вместо «Аменхотеп» стал именовать себя Эхнатон (Угодный Атону).

После его смерти правил фараон Тутанхамон (гробница которого осталась неразграбленной). Он и восстановил старые порядки. Женой Тутанхамона была известная царица Нефертити (Кажется, на самом деле она была женой Аменхотепа IV Эхнатона - ред.).

Т.е., в истории Египта были разные действия религиозного характера, но все они имели ярко выраженные полумонотеистические идеи, несмотря на всеобщий политеизм. Это - одна из исключительных черт египетской религии.

С культом фараона в Египте появилось нечто схожее с нашим понятием антиминса. Поскольку все культы и богослужения совершались жрецами, но всегда «от имени фараона», как бы за него, поэтому, где не было санкции фараона, там нельзя было совершать никаких культов, если не было своеобразной уставной грамоты от фараона.

11.1 ?????????? ???????????? ???????

Итак, египетская религия странно сочетала черты:

1. политеистичность, возникшая из номовой раздробленности;

2. монотеистические черты.

Монотеистические черты выражались в том, что в таких крупных центрах, как Гелиополь, Мемфис и Фивы сложились очень своеобразные представления о происхождении богов и, соответственно, самой природы.

Более древняя гелиопольская система возводит все существующее к некоему богу Атуму, что значит «совершенный». Он ни кем не сотворен, и сотворил себя сам. Он создал первичную девятку богов (эннеаду), которая, в сущности, является его проявлениями. Совершенный Атум рождает первую пару: Шу и Тефнут (воздух и влага воздушная). Те, в свою очередь, рождают следующую пару: Геб и Нут (земля и небо). А Геб и Нут рождают 2 пары: Осирис и Исида, Сет и Нефтида.

return false">ссылка скрыта

 

  Шу (воздух) Тефнут (влага воздушная)  
  Геб (земля) Нут (небо)  
Осирис Исида Сет Нефтида

 

Если первые 2 пары - стихии, то последние четыре - антропоморфные божества. Все они являются проявлениями Атума. Т.о. здесь мы видим монотеистические идеи, что бог один, и хотя другие тоже именуются богами, но они на самом деле мировые стихии, которые являются проявлениями единого бога.

Когда Мемфис стал столицей Египта в эпоху Древнего Царства, там сложилась своя религиозно-богословская система. Но для того, чтобы стать, своего рода, господствующей, она включила в себя гелиопольскую систему, ассимилировала ее. Верховный бог Мемфиса был Птах.

Оттуда до нас дошел Мемфисский богословский трактат, который был записан ок. 700 года до н.э. на каменной плите, но был переписан, как сказано в самой надписи, с очень древнего папируса, который хранился в мемфисском храме, и по просьбе жрецов фараон повелел высечь этот текст на камне, чтобы он не погиб. Эту надпись, к сожалению, постигла беда: когда Египет был завоеван арабами, то из этой плиты с надписью был сделан мельничный жернов, и часть текста безвозвратно утрачена. Сейчас этот камень в таком поврежденном виде хранится в Британском музее.

Содержание этого трактата. Бог Птах представлен демиургом: творцом мира, богов и людей. Чтобы как-то скрасить противоречие с гелиопольской системой, она была включена в этот трактат таким образом: Птах создал и Атума, а Атум все остальное.

Текст интересен тем, что впервые в религиозной мысли прозвучала мысль о том, что мир творится богом словом. Птах задумывает в сердце (Сердце считалось седалищем мыслей), и когда Птах произносил, это получало бытие. Т.о. здесь впервые появляется идея творящего Логоса. То, что не произнесено божественными устами, ещё не существует.

Здесь есть, естественно, идейная параллель с книгой Бытия

1. о творении мира словом;

2. вся серия творений (светил, земли, неба, богов и т.д.) тоже завершается тем, что «и вот, Птах был удовлетворен после того, как он все сделал», т.е. тоже «отдыхает» от сотворения.

Впоследствии, после распада Древнего Царства, когда столица была перенесена в Фивы, столицу Нового Царства, то постепенно значение Мемфиса потерялось в политической истории государства, и, естественно, эта религиозная система стала только уделом жрецов, поэтому они и просили, чтобы это было вырезано на камне, чтобы сохранить как можно дольше. Никакого развития эти идеи в египетской религии не получили, потому что в Фивах верховным богом почитался Амон. Представления об Амоне тоже носят явно монотеистический характер, особенно в последние годы Нового Царства он вообще считался единственным, и хотя другие боги тоже существовали, но только «на народном уровне».

Но и в древности, когда был расцвет этих богословских систем, они тоже были уделом фактически одних жрецов, народ этого ничего не знал.

11.2 ????????????? ? ????????? ????

В Египте ещё в додинастический период сложились представления о загробном мире. Тела, как правило, тщательно мумифицировались. Речь шла, собственно, не о смерти, а о другом качестве жизни. Выработались понятия «двойника» человека, например, «Ка». Тексты пирамид и другие древние египетские тексты очень часто пользовались этим термином, и бесчисленное количество раз встречается он в подобных текстах. Учёные долго не могли понять, что это за категория, потому что наше понятие «душа» не совпадает с египетским «Ка». Одни считали, что это - духовный двойник человека, другие считали, что это нечто вроде Ангела - хранителя или гения, который дается человеку и т.д.

Но в недавнее время при изучении рисунков, которые находят в гробницах, стали делать другое предположение об этом.

Учёные долго не понимали, для чего в гробницах, особенно знатных людей, делались изображения, которые никто никогда не видел (кроме покойного), потому что гробница закрывалась, и больше никогда не открывалась. Значит, предполагалось, что какая-то жизнь должна быть, кто-то мог видеть эти изображения. Изучая эти рисунки, увидели, что все они строятся по определенной схеме. Изображался сам хозяин гробницы, как правило, сидя или стоя, а перед ним рядами шли надписи с изображениями, которые учёные назвали «формулы смотрения». Они стандартные: «он смотрит на то, как проходит жатва», «он смотрит, как проходит охота» и т.п. ряды формул. Для чего это было нужно?

Древние египтяне предполагали, что если есть изображение, то все, что изображено, может существовать в духовном плане. Для нас это как фотографии. Человек, может быть, давно уже умер, а мы, видя его фотографию, вспоминаем, и перед нами встает образ этого человека, т.е. мы видим двойника этого человека. Следовательно, если есть изображение, то этот предмет или человек продолжает существовать в духовном плане, он как бы выходит из изображения, это изображение является дверью для этого двойника. Этот двойник и назывался «Ка». Пока существовали изображения или надписи, этот человек продолжал существовать (Поэтому одной из казней было уничтожение изображений. Это могло повредить самому усопшему).

Второй подобной категорией было имя. Механизм подобен. Если мы произносим имя какого-нибудь человека, перед нами встает его образ. Есть 2 типа: или графический, или звуковой способ общения с «Ка». Поэтому пока существует надписи или имя человека существует в надписи, то существует и сам этот человек, его «Ка». Уничтожить имя равносильно уничтожению этого человека до основания.

Поэтому всегда, особенно знатные люди, тщательно хранили эти надписи и списки своих родственников. Это напоминает наши поминальные записки, когда мы обращаемся к Богу за вечной памятью.

Т.о. для древних египтян мир был как бы двойным, всё существовало во втором измерении. Если рабы или бедняки не могли себе позволить подобной роскоши, то у них никакой загробной жизни не было. Но т.к. за гробом происходила жизнь, подобная нашей, то эти рабы нужны там, поэтому их просто бесплатно рисовали на стене.

Иногда покойникам из средних слоёв населения, которые тоже не все могли себе позволить мумифицирование или рисунки, клали заместителя - фигурки из дерева, которые назывались Ушертиv, которые заменяли мумию. Находили даже целые кладбища из одних ушерти, видимо за павших солдат, пропавших без вести и т.п.

Впоследствии древние египтяне выработали понятия и о загробном суде, и взвешивании душ, и наказании.

Постепенно из всех этих текстов сложилась т.н. «Книга мертвых» (Название условное, дано учеными). В эпоху Нового Царства в гробницу всегда клали «Книгу мертвых» с полным набором текстов и всего необходимого.

Кроме понятия «Ка» существовало еще т.н. «Ба». Но что такое «Ба», трудно поддается определению. «Ба» имел только умерший человек.

Тень человека тоже считалась его отдельным проявлением.