Дуалистические модели в рекламе
Один из признаков рекламы как игры - сочетание в ней двух противоположных начал - рационального, связанного с определенными ее правилами и эмоционального, чувственного, экстатического, сопряженного с концентрацией всех внутренних сил. Это предельное эмоциональное напряжение, связанное в игре как с самим игровым процессом, так и с переживанием момента победы, удачно используется в рекламе Marlboro (практически во всех своих вариантах), в рекламе автомобильных шин Pirelli и Bridgestone, ассоциативно связываемых с мощью гепарда, побеждающего пространство, напитка Nesquick, помогающего его большому любителю одержать победу на беговой дорожке, или Coca-Cola, где победить в состязании в беге помогает не сам напиток, но бык, не переносящий красного цвета - цвета заветной банки Coca-Cola.
Однако, все эти спонтанные всплески творческой энергии заключены в прокрустово ложе правил и установок, лимитирующих эти проявления свободы. Как правило, большинство рекламных игр вписывается в дуалистический комплекс, присущий мифологическому мышлению: «до - после», «негатив - позитив», «сейчас - раньше», «ожидание - разрядка» и т.п. В наиболее жестком, безальтернативном варианте, эта система представлена в играх с черно-белым полем, как бы реконструирующем противостояние хаоса и порядка, тьмы и света, жизни и смерти. Характерно, что архаические народы как наиболее сакральную используют именно черно-белую раскраску, где все хроматическое многообразие сведено к изначальному своему варианту, предельному в лаконизме. Точно так во всех культурах данные тона воплощают наиболее сокровенные вопросы бытия: рождение, смерть, посвящение, и это не просто цветовая символика, а часть вечной игры, исход которой никому из смертных неведом.
Реклама почти не обращается к этому мощному средству воздействия, именно вследствие его лапидарности и прочности запоминания. Однако при соблюдении известного такта оно оказывается достаточно эффективным, как, к примеру, в рекламе фирмы Сэлдом, где хроматический лаконизм подтверждался лаконизмом формы с простым шрифтом и отсутствием побочных деталей в кадре и характерным слоганом с его главной семантической основой: «Не просто, а очень просто!».
Прочие же дуалистические модели, как правило, воплощается в следующем сценарии:
1. Демонстрация испорченной вещи (грязной, потерявшей форму или иные свойства).
2. Попытка вернуть вещи изначальные качества стандартными методами (может отсутствовать).
3. Обретение вещью первоначальных свойств при помощи рекламируемого товара (иногда №2 и №3 заменяются сопоставлением вещей с вновь возвращенными свойствами с аналогичными, но приобретшими их через вложение дополнительных материальных затрат, что успешно демонстрирует реклама порошка Дося: «Зачем платить больше, если эффект тот же?»).
Особое звучание в России приобретает реклама, в которой данная дуалистическая модель становится непосредственной отсылкой к некоему золотому веку-времени советской действительности, где вещи, существовавшие в раннем сакральном временном континууме, наделяются статусом безусловно ценных («Тот самый чай», чай «Dilmah», масло «Доярушка»). То есть, сопоставлению здесь подвергается не пространство, представляемое разнообразными вещами - как с позитивными, так и с негативными свойствами, но время, воспринимаемое, как в священных играх древности, в качестве двуединого - профанного - нынешнего и сакрального - минувшего.
Эта парадигма в рамках современности приобретает особый смысл, а время недавней истории прочно ассоциируется с экономической стабильностью, социальной и правовой защищенностью и равноправием. Эти отсылки функционально направлены не на реконструкцию ушедшего миропорядка, но на актуализацию его системы ценностных норм и на восстановление необходимой связи между нынешним и прошлым, которая невозможна без гордости за свою историю. Именно поэтому «чай со слоном» Уступает здесь в одном семантическом ряду, к примеру, с полетом Гагарина в космос.
Таким образом, существование в рекламе дуалистических моделей, а также определенных сюжетных схем и структурных клише характеризует ее не только как часть массовой культуры всеми родовыми характеристиками которой она, как ее неотъемлемая часть, обладает, не только как механизм рыночных отношений, учитывающий стереотипы восприятия и его психологию, но и как игровую систему с совокупностью правил, преду, казаний, ограничений и поощрений, придающих рекламе такое игровое качество, как управляемость.
В качестве подобных поощрений могут выступать определенные чувства, переживания, вызванные игрой, которые снимают напряжение, нейтрализуют сенсорный голод современного человека, поддерживают его соматическое и психическое равновесие. Кроме того, здесь индивид получает возможность самореализации (через идентификацию с любым из героев посредством общности потребляемого продукта) и преодоления границ его актуальных социальных ролей. В этом смысле реклама объединяет людей с различным социальным положением, снимая напряженность отношений между ними.
Реклама, так же, как игра, будучи самой игрой, освобождает сознание от стереотипов и формирует новый мир с новыми связями, закономерностями и особенностями, подобный идеальному. При этом оба участника игры - отправитель рекламы и ее адресант - в равной степени выступают как заинтересованные лица. Первый из них старается выиграть посредством хитрости, психологических уловок, а подчас, и обмана (которые, к слову, изначально присущи игре), победить, не только выставляя напоказ собственные (то есть, товара или услуги) достоинства, но и понося противника (то есть, конкурента). И здесь неявное противопоставление рекламируемого моющего средства, означаемого, как Ariel, Tide и т.п., и абстрактного (согласно рекламной этике) стирального порошка, имеющего гораздо более низкие функциональные показатели, практически ничем не отличается от праздничных состязаний в хуле в честь Деметры и Диониса или словесных поединков герольдов на рыцарских турнирах. Собственно же выигрыш (для этого лица) находится в сфере экономического обмена.