В рекламе
Одной из глобальных проблем человека является преодоление тотального одиночества, поиск новых смыслов существования и возможностей их реализации. Решение подобных экзистенциальных проблем требует подчас столь существенной духовной работы, столь значительных затрат психической энергии, что подлинное переконструирование личности оказывается невозможным и подменяется некими психологическими суррогатами, при помощи которых человек окружает себя миром иллюзий, условностей и псевдоценностей. Эту функцию достаточно успешно выполняет массовая культура и, в частности, реклама, удовлетворяя потребности человека не только в общении и при' знании, но и организации пространства и времени и наделений их сакральными свойствами.
Объективно реклама как носитель коллективных представлений об определенной вещи, как правило, не нарушающих пределов ее традиционного восприятия, и позиций отдельных субъектов, становится средством социальной коммуникации, отражая и представляя определенные ценности, стереотипы, обрзцы поведения, даже нравственные императивы. Более того, сам смысл рекламы состоит именно в диалоге, где актуализация ее мантики в момент восприятия является не только идеальной моделью бытия рекламного произведения, но и единственно возможной моделью его существования, обеспечивающей содержательную функцию.
Особенности рекламы как типа коммуникации, как метода организации человеческой деятельности и способа удовлетворения потребности в сакрализации обстоятельств этой деятельности в ее сопоставлении с обыденностью, а также как средства гармонизации и адаптации человека к социальным обстоятельствам позволяют воспринимать ее именно в качестве игровой системы. Реклама использует многие игровые формы: историческую стилизацию (как в рекламе шоколадного батончика ШОК с Иваном Грозным, или в сусально-лубочной рекламе молочной продукции Милой Милы), имитацию художественных направлений или включение в качестве цитаты произведения высокого искусства - так, к примеру, оформлены шоколадные наборы фабрики Рот Фронт из серии «Третьяковская галерея».
Подчас различные шарады, ребусы, кроссворды становятся функциональной частью рекламы, размещаясь на упаковке. Эти игры особенно актуальны в продукции, предназначенной для детей, причем, если игра занимательная, она сама становится ценностью, товар же здесь выступает в качестве приятного дополнения (хотя их номинальная стоимость как раз противоположна). Такими играми стали серии игрушек-сувениров (или их отдельных частей, требующих продолжения поисков недостающих) в Киндер-сюрпризах, обедах для детей в ресторанах McDonald's, это лабиринты и буриме на упаковке напитка Nesquik, картонки конструктор в упаковке Wagon Wheels, и т.д. и т.п.
Иногда в рекламе сюжеты художественных полотен реконструируются в качестве театральных мизансцен, а творение событийности их персонажами определяется законами драматургии. При этом сюжетный и стилистический пласты сосуществуют в противоречивости: один, реальный, в точности соответствует первоисточнику, второй же, пародирующий содержание первого переосмысливает его в игровой манере, где персонажи жанровой сценки, изображенной на живописном полотне, оживают вдухе современности представляют, к примеру, стиральную технику фирмы Indesit.
Аналогичный прием использует и заставка телеканала РТР с оживающими героями картин Васнецова: Тремя богатырями, Аленушкой, Витязем на распутье. Причем наиболее игровой ситуацией становится и осуществляемая здесь обратная метаморфоза, где живые персонажи вновь занимают исходные позиции заставляя воспринимать текст как монтаж, включающий обратный просмотр ленты, а само это развоплощение, находящееся вне пределов детерминированности, оставляет недоумение о под- линности подобного «вочеловечения», где механическая двигательная активность кукольных персонажей так же естественна как и неподвижность. Игрой здесь становится и манипуляция высоким и низким стилями, когда элитарное (художественное полотно) выступает как массовое (мультиплицированное или разыгранное - то есть, профанирующее саму уникальность момента, не имеющего в оригинале потенции к выходу из заданного автором временного континуума). Сам же массовый жанр рекламы получает при этом новый онтологический статус, где наиболее ценная часть произведения - цитата - подсознательно отождествляется с целыми, что создает иллюзию наделения его частью своих смыслов.
Игра в рекламе проявляется и на уровне формы - в определенных художественных средствах - метафоре, гиперболе, палиндроме, эвфемизме и прочих риторических фигурах, смысл которых и состоит не в прямолинейном назывании или определении, а иносказании, акцентировке, утрировании, переосмыслении, художественном или масштабном преображении явлений. Подобный поэтический язык как одна из ранних форм мышления наиболее синхронен формированию мифологического типа восприятия действительности и архаических игровых форм. Игра, основанная на риторических фигурах, гораздо более ярко я непосредственно отражает и формирует художественную реальность, чем аналитические суждения и иные логические консг рукции.