В чем заключается эстетический смысл деконструкции?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.

2. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М„ 1996.

3. Барт P. camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.

4. Нанси Ж.-Л. Corpus. M., 1999.

5. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб, 2000.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XX век в сферах искусства и эстетического сознания прошел в напряженном, остром, многоуровневом диалоге между классикой и массой самых разных инновационных тенденций, движений, методологических ходов, экспериментальных открытий, откровений, исканий. Подводя сегодня в начале нового столетия некоторые итоги, можно с большой долей уверенности предположить, что мы стоим на пороге формирования нового этапа в развитии эстетического сознания и эстетики как науки — постнеклассического, котор'ый имплицитно уже начался. И это в целом соответствует глобальному процессу развития научного знания в период техногенной цивилизации; подобные тенденции наблюдаются и в естественных науках, и в философии.

Суть этого процесса для нашей сферы заключается в современной, оснащенной новейшим инструментарием и методами аналитике эстетического знания, прочно опирающейся на философ-ско-метафизический фундамент классической эстетики и активно учитывающей опыт нонклассики, как бы сквозь ее «бунтарскую» призму творчески пересматривающей основные положения классики. Собственно, ничего принципиально нового в этом процессе нет. Он по подобному же сценарию вершится в истории культуры достаточно часто. Вспомним хотя бы переход от античности к христианской культуре, когда на первых порах христианские апологеты рьяно отрицали практически все достижения античной (языческой, в их терминологии) культуры, а через несколько столетий их христианские же последователи (начиная с константинопольского патриарха Фо-тия — IX в.) активно занялись собиранием, охраной, изучением и включением в свою культуру множества еще сохранявшихся блоков греко-римской античности (в философии, литературе, искусстве). Вопрос только в большей или меньшей радикальности этого процесса. XX век дал на сегодня, кажется, ее самый пиковый взлет. Нонклассика отразила и выразила ситуацию своего времени — глобального слома и перехода в культуре, подобного которому мы еще не наблюдали в обозримой исторической ретроспективе. Этим она дала мощный импульс и стимул