Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности

План изучения материала

1. Объект и предмет исследования социальной педагогики.

2. Особенности развития социальной педагогики в России.

3. Из истории развития социальной педагогики за рубежом.

4. Социальная педагогика и социальная работа.

Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объек­тивных знаний и представлений о действительности. Так, фи­лософию называют наукой о всеобщих законах развития при­роды, общества и мышления; социологию — наукой об обще­стве как целостной системе; психологию — наукой о закономер­ностях развития и функционирования психики человека, педа­гогику — наукой об образовании, воспитании и обучении под­растающего поколения.

Чтобы понять особенности социальной педагогики как на­уки, необходимо разобраться в том, что она должна изучать, вычленить ее собственную область исследования. Для этого в науке существуют понятия объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования той или иной науки высту­пает определенная область реально существующего мира, ре­альной действительности. Предметом же любой науки являе­тся результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерно­сти развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки — это фрагмент объективной реально­сти, предмет — результат ее осмысления.

Один и тот же объект может изучаться различными науками. Например, человек выступает объектом изучения биологии, философии, психологии, социологии, педагогики и других наук. Но каждая наука имеет свой предмет, т. е. то, что она изу­чает в объекте, в данном случае — в человеке. Так, психология изучает закономерности и механизмы психического развития человека, педагогика — закономерности воспитания и образо­вания личности и т.д.

Прежде чем разобраться в объекте и предмете исследования социальной педагогики, обратим внимание на сам термин «со­циальная педагогика». Как видим, он состоит из двух слов — «педагогика» и «социальная», как бы объединяя их значения. Такое объединение двух понятий не случайно, оно связано с процессами дифференциации и интеграции в науке.

По мере роста новых знаний, расширения сферы проникно­вения научной мысли в реальную жизнь, по мере возникнове­ния новых проблем и потребностей общества наблюдаются тен­денции дифференциации и специализации наук, т. е. разделе­ния основной науки на ряд более частных областей, развиваю­щихся самостоятельно. С другой стороны, в решении ряда про­блем наблюдается явление интеграции, объединения ряда са­мостоятельных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения. Например, на стыке педагогики с различными на­уками выделились самостоятельные области исследования: с философией — философия образования, с социологией — соци­ология воспитания и социология образования, с психологией — педагогическая психология. Таких примеров можно привести множество.

В педагогической науке процесс дифференциации и специа­лизации за последнее время значительно усилился. Некоторые из специализированных областей уже оформились в самостоя­тельные научные отрасли педагогики, такие как дошкольная педагогика, педагогика школы, специальная педагогика, про­фессиональная педагогика, история педагогики и др. К их чис­лу может быть отнесена и социальная педагогика.

Тот факт, что социальная педагогика выделилась из педаго­гики, означает, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваю­тся они в определенном, специфическом аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области педагогических знаний отраже­на в слове «социальная».

Понятием «социальный» (от лат. socialis— общий, обще­ственный), как известно, объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия. В таком случае, если педагогика — это на­ука о воспитании и образовании подрастающего поколения, т. е. детей и молодежи, то социальная педагогика особо выде­ляет в процессах воспитания и образования те аспекты и явле­ния, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе. Этот процесс «вхождения» ребенка в обще­ство, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) называ­ют социализацией.

Социализация ребенка — процесс длительный и очень слож­ный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом эта­пе своего развития вырабатывает определенную систему соци­альных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и пра­вила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, что­бы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом об­ществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздей­ствие на личность, осуществляемое через воспитание и образо­вание. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный ре­зультат таких целенаправленных и стихийных влияний не все­гда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.

По своему устройству общество представляет собой многооб­разие различных взаимосвязанных и взаимодействующих соци­альных институтов — исторически сложившихся форм орга­низации и регулирования общественной жизни людей. Имен­но через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения.