Профессиональная деятельность педагога

План изучения материала

1. Специфика профессиональной деятельности социального педагога.

2. Структура профессиональной деятельности.

3. Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности: личностная характеристика и профессиональная компетентность.

4. Сферы профессиональной деятельности социального педагога.

Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учи­теля, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно и то, что профессиональ­ная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профес­сиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка — «человеческое существо до достиже­ния 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становле­ние.

Вместе с тем профессиональная деятельность этих специали­стов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выя­вить специфику двух родственных профессий. Учитель, выпол­няя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспи­тание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нор­мальных социальных отношений.

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.

С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной дея­тельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в про­цессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независи­мо от возраста.

В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требова­ния к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занима­ется социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.), специфика учреждения, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др.).

Поэтому представляется необходимым дать описание профес­сиональной деятельности социального педагога, раскрыть ее задачи и функции с учетом специфических видов этой деятельности, типов учреждений, в которых может работать соци­альный педагог, и видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку.

Должность социального педагога на сегодняшний день офи­циально установлена в учреждениях двух ведомств — образо­вания и комитетов по делам молодежи.

В системе учреждений комитетов по делам молодежи долж­ность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского твор­чества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.

Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».

В сфере образования эта должность введена в штатное распи­сание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых ди­намично развивается: дошкольные образовательные учрежде­ния; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специаль­ные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения на­чального профессионального образования.