В теории социальной работы
Становления знания теоретической социальной работы связано с динамикой развития ее школ и направлений, поиском эффективных моделей взаимодействий с клиентом на всех уровнях их проявлений, определением предмета познания и исследования.
Теоретические исследования диагностической школы положили начало системному и научному познанию в социальной работе. В основе ее теоретических концептов лежали идеи психоанализа и социального бихевиоризма, они послужили основой для формирования концепций, теорий, принципов и процедур взаимодействия с клиентом. Однако в 1930 годы Rank, Taft, Robinson, начав практическую деятельность в лоне идей психоанализа, отходят от него, предложив концепцию функционального метода индивидуальной работы. В основе предложенного метода лежали идеи и ориентации экзистенцианализма. С 1940 начинаются дискуссии между диагностической и функциональной школами о приоритетах и эффективности научного познания и практической системе помощи клиентам. Результатами этой дискуссии явилось осознание того факта, что школы социальной работы отражают один из подходов к объяснению и поддержки нуждающихся, что они не могут решить все проблемы клиента и удовлетворить все его запросы. Важным аспектом дискуссий стало критическое осмысление практической деятельности школ, которые выступали в качестве моделей практической социальной работы. К этому подтолкнули и открытие теоретических помогающих моделей социальной работы, не связанных с традициями бихевиоризма и психоанализа. H. Perlman предложила свою версию индивидуального подхода к клиенту – проблемно ориентированную модель социальной работы. В основе этой модели лежали концепции и процедуры взаимодействия теории конфликтов и ситуационной теории. Сочетание теорий по природе имеющих общую мировоззренческую основу вызвали к жизни эклектические построения теоретических конструктов социальной работы. Эклектизм явился реакцией на кризис ограниченных вариантов помогающих моделей. Однако он показал направление возможного поиска и принципы модификаций помогающих моделей. С другой стороны, согласно исследованиям Ried, Epstein, эклектические помогающие модели дали возможность осуществлять интервенции в период кризиса клиента, тем самым, открыв направление моделей помощи центрированных на задачах.
Социогенз развития теоретических моделей социальной работы выявил основной объект ее познания. Объектом познания в социальной работы выступает практика, как объективная реальность, существующая в процессе реализации поддержки, помощи клиенту в различных его субъектных модификациях (от клиента до общества в целом). Практика социальной работы, выступает определенным процессом, характеристики которого будут меняться от уровня его реализации. Интеракции – элементы практики, они выражают конструктивную функцию процесса помощи и существуют в виде определенных моделей, которые описывают, объясняют и предсказывают практические теории социальной работы. Формы и виды существования практики могут быть различными, поскольку это «моделируемая» реальность, она интегрируется в модели жизни клиента, социальные институты, общественные связи, в качестве некого образца, нормы, позволяющей восстановить утраченные формы существования объекта помощи. Практика социальной работы существует в методах интервенций, каждый из которого связан с определенным уровнем социального пространства в формах индивидуальной субъектности. Практика в социальной работе – это форма социального изменения среды, социальных отношений, ситуации клиента. В теоретических концепциях социальной работы, она осмысляется по отношению к нуждающимся клиентам как социальное лечение, где под последним, понимают восстановление функционирования субъекта. В основных видах своих интервенций практику можно представить как различные формы существования «конструктивной реальности», направленных на определенную жизненную систему, имеющую проблемы социального, ситуативного или индивидуального характера.
Жизненная система | Социальные проблемы | Ситуативные проблемы | Индивидуальные проблемы |
Индивид | Индивидулаьные методы социаль-ной работы. | - | Консультирова-ние, психотера-пия, психоанализ. |
Семья | Социальная индивидуальная работа | Семейное консультиров-ание, семейная терапия. | Консультиров-ание, психотера-пия. |
Группа | Социальная работа на улице | Группы самопо-мощи, группы,по интересам, груп-пы социального окружения, клуб-ная социальная работа. | Группы терапии, группы эмоцио-нальной поддерж-ки, группы встреч. |
Организации | - | Социальный обмен | Т-группы( дина-мического и орга-низационного раз-вития ), организа-ционной терапии. |
Сообщество | Социальные ак-ции, социальное планирование. | Развитие сообщества | - |
Институты социального обслуживания | Социальные ак-ции, социальное планирование, реформирование. | Социальное администриро-вание. | - |
Таким образом, практика в социальной работе может выступать в следующих своих основных формах: психосоциальное лечение, психотерапия, семейное консультирование, семейное и групповое социальное лечение, групповая работа, общинные социальные акции и развивающие программы, административный процесс, социальное обслуживание, социальная помощь.