В теории социальной работы

 

Становления знания теоретической социальной работы связано с динамикой развития ее школ и направлений, поиском эффективных моделей взаимодействий с клиентом на всех уровнях их проявлений, определением предмета познания и исследования.

Теоретические исследования диагностической школы положили начало системному и научному познанию в социальной работе. В основе ее теоретических концептов лежали идеи психоанализа и социального бихевиоризма, они послужили основой для формирования концепций, теорий, принципов и процедур взаимодействия с клиентом. Однако в 1930 годы Rank, Taft, Robinson, начав практическую деятельность в лоне идей психоанализа, отходят от него, предложив концепцию функционального метода индивидуальной работы. В основе предложенного метода лежали идеи и ориентации экзистенцианализма. С 1940 начинаются дискуссии между диагностической и функциональной школами о приоритетах и эффективности научного познания и практической системе помощи клиентам. Результатами этой дискуссии явилось осознание того факта, что школы социальной работы отражают один из подходов к объяснению и поддержки нуждающихся, что они не могут решить все проблемы клиента и удовлетворить все его запросы. Важным аспектом дискуссий стало критическое осмысление практической деятельности школ, которые выступали в качестве моделей практической социальной работы. К этому подтолкнули и открытие теоретических помогающих моделей социальной работы, не связанных с традициями бихевиоризма и психоанализа. H. Perlman предложила свою версию индивидуального подхода к клиенту – проблемно ориентированную модель социальной работы. В основе этой модели лежали концепции и процедуры взаимодействия теории конфликтов и ситуационной теории. Сочетание теорий по природе имеющих общую мировоззренческую основу вызвали к жизни эклектические построения теоретических конструктов социальной работы. Эклектизм явился реакцией на кризис ограниченных вариантов помогающих моделей. Однако он показал направление возможного поиска и принципы модификаций помогающих моделей. С другой стороны, согласно исследованиям Ried, Epstein, эклектические помогающие модели дали возможность осуществлять интервенции в период кризиса клиента, тем самым, открыв направление моделей помощи центрированных на задачах.

Социогенз развития теоретических моделей социальной работы выявил основной объект ее познания. Объектом познания в социальной работы выступает практика, как объективная реальность, существующая в процессе реализации поддержки, помощи клиенту в различных его субъектных модификациях (от клиента до общества в целом). Практика социальной работы, выступает определенным процессом, характеристики которого будут меняться от уровня его реализации. Интеракции – элементы практики, они выражают конструктивную функцию процесса помощи и существуют в виде определенных моделей, которые описывают, объясняют и предсказывают практические теории социальной работы. Формы и виды существования практики могут быть различными, поскольку это «моделируемая» реальность, она интегрируется в модели жизни клиента, социальные институты, общественные связи, в качестве некого образца, нормы, позволяющей восстановить утраченные формы существования объекта помощи. Практика социальной работы существует в методах интервенций, каждый из которого связан с определенным уровнем социального пространства в формах индивидуальной субъектности. Практика в социальной работе – это форма социального изменения среды, социальных отношений, ситуации клиента. В теоретических концепциях социальной работы, она осмысляется по отношению к нуждающимся клиентам как социальное лечение, где под последним, понимают восстановление функционирования субъекта. В основных видах своих интервенций практику можно представить как различные формы существования «конструктивной реальности», направленных на определенную жизненную систему, имеющую проблемы социального, ситуативного или индивидуального характера.

 

Жизненная система Социальные проблемы Ситуативные проблемы Индивидуальные проблемы
  Индивид Индивидулаьные методы социаль-ной работы.   - Консультирова-ние, психотера-пия, психоанализ.
  Семья Социальная индивидуальная работа Семейное консультиров-ание, семейная терапия. Консультиров-ание, психотера-пия.
    Группа Социальная работа на улице Группы самопо-мощи, группы,по интересам, груп-пы социального окружения, клуб-ная социальная работа. Группы терапии, группы эмоцио-нальной поддерж-ки, группы встреч.
  Организации   - Социальный обмен Т-группы( дина-мического и орга-низационного раз-вития ), организа-ционной терапии.
  Сообщество Социальные ак-ции, социальное планирование.   Развитие сообщества   -
Институты социального обслуживания Социальные ак-ции, социальное планирование, реформирование. Социальное администриро-вание.     -

 

Таким образом, практика в социальной работе может выступать в следующих своих основных формах: психосоциальное лечение, психотерапия, семейное консультирование, семейное и групповое социальное лечение, групповая работа, общинные социальные акции и развивающие программы, административный процесс, социальное обслуживание, социальная помощь.