Коммуникационные барьеры и эффективность коммуникаций
Коммуникационные барьеры и связанные с ними информационные искажения — это причины и изменения, которые происходят с сообщением в процессе движения от отправителя к получателю. Можно выделить четыре вида коммуникационных барьеров: «рассеивание» и «замещение»; различия в людях – «контактерах»; семантическая многозначность; неправильный выбор каналов.
Рассеивание – это потеря части информации в процессе движения по сети. Обычно это происходит тогда, когда кому-то из «контактеров» что-то кажется несущественным, либо просто проявлено недостаточно внимания.
Замещение тесно связано с «рассеиванием». Когда теряется, казалось бы, второстепенная информация, на ее место приходят какие-то новые детали. Последние часто никакого отношения к общению не имеют. Это чьи то предположения в каком-то звене коммуникационной сети.
Не случайно многие теоретики менеджмента указывают, что в каждом звене коммуникационной «цепочки» теряется либо подменяется до 25 % информации.
Различия в людях-«контактерах» заключаются в уровне знаний, жизненном опыте, социальном статусе, эмоциональных состояниях. Разные люди по-разному воспринимают одну и ту же информацию.
Семантическая многозначность как коммуникационный барьер состоит в следующем. Одни и те же слова часто имеют несколько значений. В русском языке таких слов немало. У ряда слов в английском языке имеется до 30 значений и оттенков. Чтобы избежать искажений, в науке, например, особое значение имеет такое явление, как «понятийный аппарат», т. е. даются точные определения основных понятий (категорий).
Неправильный выбор каналов также может стать барьером. Канал следует выбирать в зависимости от вида и характера сообщения. Каждому виду информации соответствует какой-либо канал, который сможет донести ее с минимальными искажениями.
Например, эмоциональные сообщения надо передавать лично, а не через других, либо в письме. Зато информация стандартизированная, предназначенная сразу для не скольких получателей, хорошо передается письменно и «веером».
http://www.aup.ru/books/m98/
рыночных условиях не будет достигнута, если одно или несколько подразделений не будут достаточно эффективно интегрированы в ее общей структуре. Более того, плохая интеграция может сказаться на эффективности организации уже через несколько недель или месяцев.
Например, фирма, производящая текстильные изделия в условиях жесткой конкуренции, частой смены номенклатуры изделий для удовлетворения потребительского спроса и частой смены поставщиков в связи с изменением спроса на виды тканей, не может выпускать все виды тканей одновременно потому, что из-за изменений моды, вкусов покупателей может произойти затоваривание. Выпуск же всех видов тканей небольшими партиями снизил бы риск затоваривания, но лишил бы производителя экономических преимуществ масштабности. Кроме того, если он не сможет удовлетворять поступающие заказы, то рискует быть вытесненным с рынка своими конкурентами. То обстоятельство, что временной лаг между моментом выпуска продукции и ее фактической продажей может достигать шесть и более месяцев, еще более осложняет проблему приведения производства в соответствие со структурой спроса. Это означает, в частности, что фирма может направить ресурсы на выпуск тканей, не пользующихся спросом, и не будет замечать допущенной ошибки в течение полугода. Таким образом, для достижения намеченных показателей по уровню прибыли и производству, этой фирме необходимо наладить более эффективную интеграцию и информационную взаимосвязь между отделом сбыта и производственным отделом. Если же отдел сбыта и производственный отдел будут независимо друг от друга максимизировать свои усилия каждое в своем направлении вместо совместной работы над общими целями, фирма может оказаться не в состоянии достичь поставленных целей, даже если отдел сбыта будет эффективно торговать, а производство — производить.
Таким образом, структура предприятия является органическим единством организационной структуры производства и организационной структуры управления по линии производственной организации. Вне такого единства структура предприятия немыслима. Избранный вариант организационно-производственной структуры задает первоначальную схему структуры управления. Формой же организации составных элементов предприятия как системы является его структура, отражающая упорядоченное расположение элементов и форму их взаимосвязи и превращая действующую структуру в систему. Соответственно структуризация системы управления находит свое проявление (отражение) в функционально обособленных единицах аппарата управления (цех, отдел, бюро и т. п.), которые являются звеньями структурной цепочки управления. Производственная структура неотделима от соответствующей структуры управления как организующего начала производственного процесса. Организационная структура является одновременно способом и формой объединения персонала фирмы для осуществления производственных и управленческих целей.