Выводы.

В этот раздел выносятся выводы, которые уже сделаны в ходе описания экспериментальных данных. Они могут быть повторены дословно или в более общем виде. Раздел пишется в тезисной форме, то есть без словесных связок. Каждый вывод является отдельным абзацем, возможно, пронумерованным. Таких абзацев не должно быть много, обычно достаточно трех-четырех. Один из выводов должен обязательно относиться к гипотезе, практически повторять ее дословно, или быть несколько более подробным. ( П р и м е р. Предложенная программа способствует адаптации первоклассников в первые недели учебного года: у них снижается ситуативная и личностная тревожность. Гипотеза исследования подтвердилась. И л и: Гипотеза исследования подтвердилась частично. Уровень тревожности у пятиклассников к концу первой четверти снижается. Однако значимые изменения отмечаются только по показателям ситуативной тревожности. Личностная тревожность снижается только у мальчиков).

Надо быть достаточно осторожным в интерпретации результатов. Когда автор, проведя эксперимент на одной группе- к примеру, четырехчасовой тренинг креативности, -утверждает, что за счет этого учащиеся стали значительно более креативными, - это вызывает определенное сомнение, так как возможно дети просто научились выполнять задания предлагаемого типа, приобрели соответствующий опыт и проведение ретестирования через два месяца может показать, что уровень креативности стал прежним. По этому подобные выводы стоит сформулировать следующим образом: « В результате проделанных занятий, у учащихся повысился уровень выполнения тестов на креативность, при проведении тестов сразу после занятий. Эффект занятий оказался устойчивы в течении трех недель».

Утверждения, подобные следующему: «после проведения эксперимента уровень общительности (успеваемости, интеллектуального развития, креативности) увеличился в 2 раза (повысился на 15%), выглядят достаточно смешными

Трудность формулировки выводов состоит в том, что они должны быть и не совсем конкретными ( как в тексте экспериментальной главы) и не очень обобщенными, так как в этом случае они будут выглядеть слишком тривиальными, неинтересными.