Простые искусства

Итак, самые известные простые искусства – литература, музыка, архитектура, изобразительное искусство, художественная фотография. Мы видим, что часть из них относится к классу изобразительных искусств – литература, фотография, изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика), есть и неизобразительные – архитектура и музыка. Мы также можем уже охарактеризовать их с точки зрения онтологического деления – временные искусства – музыка и литература, пространственные – архитектура, изобразительное искусство, фотография. Посмотрим, как это знание работает при анализе конкретных видов искусств.

Архитектура (греч. «architecton» – «мастер, строитель») – вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизнедеятельности человечества. Архитектуру издавна называли искусством строить. Итальянский гуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства XV века Леон Баттиста Альберти в трактате «Десять книг о зодчестве» говорил о ней как искусстве, без которого никак не обойтись, искусстве, которое приносит и пользу, и наслаждение. Будучи пространственным искусством, архитектура всегда преобразует некоторую область пространства, приспосабливает пространство для того или иного вида деятельности: зрелища, труда, игры, спорта и т. п. Связь архитектуры с практическими нуждами выражается в термине «функция». В истории архитектуры можно наблюдать разные связи между формой и функцией. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Мы уже обращали внимание на особенности пространственных искусств – их долговечности и устойчивости, последнее обеспечивается конструкцией. Итак, функция, конструкция, форма – три составляющих архитектуры. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий по-другому называл базовые понятия для архитектуры, они у него образовывали триединство: «прочность — польза — красота». В этом триединстве нет ничего самодовлеющего, все компоненты равнозначны. Из этой формулы видно, что разнообразный материал архитектуры (естественный, к примеру, дерево, или искусственный, к примеру, железобетон) имеет принципиальное значение. Если материал «отвечает» за прочность архитектуры, то выбор материала связан с функцией. Форму (красоту), в свою очередь, определяет среда, функция и культурный контекст. Архитектура – всегда элемент среды – природной и социокультурной, она же сама и формирует среду (городская среда, промзона и т. п.). Присутствие архитектуры всегда связано с присутствием некоторой массы, объема, будь то объем отдельного здания или ансамбля зданий. Объем, в свою очередь, создается из сочетания вертикали — опоры и горизонтали — балки — при этом остается незыблемым. Лучше всего можно рассмотреть эти сочетания на одной из древнейших конструктивных составляющих архитектуры – колонне. Колонны, появившиеся в древневосточной архитектуре, уже там они поражали разнообразием формы – у египтян – массивные, у персов – стройные, декоративно украшенные. Декоративность колонны связана с оформлением капители, горизонтальной конструкции, ложащейся на балку. Но соединить прочность, пользу и красоту было суждено грекам. Именно они создали особый порядок соотношения частей архитектурного сооружения, который называется ордером. Ордер — значит порядок. Колонна и капитель – главные участники архитектурного спектакля. На колонне лежит антаблемент — основная конструкция перекрытия. Антаблемент делится на три части — архитрав, фриз и карниз. Архитрав — это главная нижняя балка, гладкий каменный блок. Над архитравом идет пояс фриза, состоящий из триглифов и метоп. Триглиф — каменная дощечка с вертикальными вырезами, метопа — плита из керамики или камня, украшенная скульптурным барельефом. Завершался антаблемент — выступающей над фризом карнизом. Из этих элементов складывалась архитектура древнегреческого храма — колоннада. Колоннада была основной конструкцией, несущей на себе перекрытие. Периптер (коллонада, идущая по периметру) завершался фронтоном — выходящей на фасад треугольной плоскостью. Обычно фронтон украшался скульптурой. Из школьной программы многим известны и типы ордеров античной архитектуры – дорический, ионический, коринфский. Греческая архитектура – не только функциональна, ее композиция напрямую связана с принципом соразмерности космоса по отношению к жителю полиса. Композиционное единство, несущее определенную символическую информацию, называют тектоникой или архитектоникой.

Современная архитектура не отказывается от ордерного строительства, но новые материалы, в первую очередь, металл, бетон и стекло диктуют свои функционально-конструктивные требования.

Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным искусством. Синтез изобразительных искусств в архитектуре мы находим в сооружениях эпохи барокко и модерна. Но и сегодня, при всей аскетичности архитектуры, мы находим художников, преодолевающих силу тяготения. Так, австрийский архитектор Хундертвассер «привнес» в архитектуру мир детских игр, текучесть объемов, его конструкции принципиально отличаются от ордерного строения, они, подобно архитектуре модерна, словно «вырастают» из фантазий и сновидений. Объем, масса, все эти понятия архитектуры становятся участниками веселой игры, предлагаемой автором. Так архитектура «преодолевает» свою статичность, определенную ей принадлежностью к пространственным искусствам, становится «застывшей в камне музыкой».

Среди простых искусств есть и временные искусства. Остановимся на музыке. Музыка, как говорил А.Ф. Лосев, есть искусство времени, или становящегося числа. По способам работы со временем и его масштабом, музыка бывает эпическая, лирическая и драматическая. Эпическая музыка вызывает в нас состояния свободные от обязательного проявления личной воли, здесь личная актуальность сведена до минимума, она спокойная и уравновешенная, господствуют высшие силы и высшая реальность. Драматическая музыка вызывает состояния, которые хотят действия и произволения, борьбы и движения, здесь личная актуальность взрывная и дееспособная. Лирика по силе вызываемой ею личной актуальности занимает среднее место между тем и другим, личная актуальность находится на полпути от созерцания к действию, говорил А.Ф. Лосев.

С точки зрения типов ситуаций, для сопровождения которых рождается музыка, она делится на культово-религиозную (сопровождающую религиозные обряды и звучащую во время религиозных церемоний в культовых пространствах), и на светскую (сопровождающую повседневный труд и досуг).

По способу звукоизвлечения музыка может быть вокальной (когда в качестве музыкального инструмента используется человеческий голос) и инструментальной музыкой (когда музыкальные звуки извлекаются при помощи инструмента). Инструмент в современной музыке может быть как специальным музыкальным: фортепиано, скрипка, гитара и бас и т. д., так и бытовым: глиняный горшок, пила, чайник, ванна с водой. Особенно часто использование бытовых предметов в качестве средств звукоизвлечения используется в авангардной музыке (Д. Шостакович – заводской или паровозный гудок, Дж. Кейдж – ванна, чайник, кран с водой, рукомойник и т. д.). С авангардом связано также рождение немой, незвучащей музыки. Самый яркий пример – пьеса Дж. Кейджа «4’33», когда музыкант садится за рояль и 4 минуты и 33 секунды он не производит ни звука, а зал слышит только сам себя: аплодисменты, тишину, аплодисменты, крики, свист, топот, тишину и снова аплодисменты.

Светская музыка кроме того может быть камерной – предназначенной для частного музицирования небольшого количества музыкантов в домашней обстановке и оркестровой – предназначенной для публичного исполнения в общественных пространствах большим коллективом музыкантов, представляющих разные группы инструментов.

Кроме того, музыка может выступать в качестве самостоятельного вида искусства, а может синтезироваться с театром, или в современном мире с кино или видео, или другими современными технологиями. Крайним случаем слияния музыки и технологий является техно-музыка или техно-звук, когда звучат и воспринимаются в качестве музыки звуки, издаваемые какими либо техническими установками – вентиляторами, жесткими дисками компьютеров, установками для эхолокации, предупреждающими сиренами оповещения, колесами трамвая или автомобиля и т. д.

В качестве синтетических форм возникает и музыкальный театр, где музыка определяет характер формы театрального произведения, и музыка для театра, или кино, или видео – где музыка является лишь сопровождением к тому виду искусства, которое является определяющим. В музыкальном театре принято на сегодня выделять самостоятельные жанры: оперу, оперетту, мюзикл, рок-оперу.

Музыкальное исполнительство может быть индивидуальным – сольное пение или музицирование, и коллективным – групповым (дуэты, трио, квартеты, квинтеты музыкантов, камерные или симфонические оркестры) или массовым (хоровое пение). В современной культуре музыка может быть по характеру своего создания, происхождения – любительской (т. е. рождающейся непосредственно в самой повседневной жизненной практике и исполняемой не-профессионалами) и профессиональной (создаваемой и исполняемой, с участием многих специально обученных специалистов в разных музыкальных профессиях: композиторов, исполнителей, оранжировщиков, ди-джеев, звукооператоров, регентов, концертмейстеров, капельмейстеров, настройщиков, мастеров по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов, и т. д.).

Одновременно по характеру художественного участия исполнителей в авторстве произведений музыка может подразделяться на композиторскую (придуманную, записанную нотами, озвученную под руководством и при участии композиторов – личном или при помощи знаков нотации) и импровизационную (когда звучание музыкальной пьесы лишь частично опирается на изначальный композиторский или озвученный ранее исполнительский музыкальный текст, и выстраивается свободно в процессе импровизации самим исполнителем на основе музыкальной традиции (народной, джазовой, роковой, рэпперской, ди-джейской музыки), и собственного мастерства импровизатора).

С развитием институций современного музыкального искусства и средств звукозаписи, усложнились и стали разнообразными формы восприятия музыки. Музыка продолжает существовать в непосредственном звучании в жизненном процессе: свадебная – на свадьбах, погребальная, патетическая – на похоронах, религиозная – в храмах, театральная – в театре. Музыку стало возможно воспринимать в живом звучании в концертном зале (религиозная, плясовая, погребальная, театральная звучат в одном, но оторванном от контекста создания пространстве), или в электронном звучании в концертном зале (когда музыка не только звучит вне контекста творения, но и вне живого звука исполняющих инструментов, и в том числе, голоса). Еще более популярным стало восприятие музыки при помощи транслирующих устройств, или, наконец, в цифровом рафинированном ультра-чистом звучании, лишенном «живых» шероховатостей и звуковых «примесей». Индустрия звукозаписи, распространяющей и тиражирующей музыкальный звук огромными тиражами во всем глобальном пространстве современной культуры, оценивается учеными не однозначно. Н. Лебрехт называет индустрию звукозаписи в ряду феноменов «убивших классическую музыку».

Однако, какой бы ни была музыка с точки зрения классификации и типологии искусства, она остается одним из самых популярных и востребованных видов искусства. Мнения светских и религиозных мыслителей, представителей разных культурных эпох сходятся в понимании того, что востребованность музыки как вида искусства состоит в том, что в музыке изначально заложен уникальный, и потому ничем не заменимый и не устранимый никакими новыми интеллектуальными или художественными тенденциями механизм запечатления динамики душевного и духовного движения во всей полифонии, ритмическом разнообразии, вариабельной интенсивности переживаний человека – это интонация.

Интонация составляет суть музыкальной художественной формы. Музыкальная художественная форма – есть процесс изменения музыкального тона. Изменение тона Асафьев назвал интонацией. Интонация является и формой музыкальной мысли – гармоническим или мелодическим интервалом, и ее душевно-духовным содержанием – личностным ценностным отношением, напряженным смыслопорождающим переживанием автора, исполнителя или слушателя музыкального произведения.

Удивительная притягательность музыки для людей любой эпохи и народности, нарастающее присутствие музыкального сопровождения в структуре современной повседневной жизни объясняется сходством формально-содержательных качеств музыкального произведения и структур внутреннего мира человека. Музыкальное произведение и внутренний мир человека характеризуются вне-пространственностью бытия, в котором нет внешних границ, но лишь пределы самого музыкального или душевного бытия; отсутствием строгого соотношения части и целого, так как части существуют в виде слитности и предельной водвинутости одной в другую, как нерасчленимое воссоединенно-множественное единство. Музыкальное произведение и душа человека представляют собой сплошную процессуальность, которая непрерывно движется, стремится, влечется.

Внутренний мир души и мир музыки изоморфны и по временному характеру бытия. Музыкальное и душевно-духовное бытие разворачиваются через нераздельность и взаимопроникнутость последовательных событий, данных во вне-пространственном времени души, в живом опыте чувств, где линейное, однонаправленное физическое время превращается в неустойчивую, определяемую внутренними обстоятельствами длительность и последовательность в физическом пространстве-времени разъятых, разделенных и не связанных событий.

Кроме того, в переживательном и музыкальном бытии нет прошлого. Реально, налично существует только актуально переживаемое, следовательно, в музыкальном переживании прошлое трансформируется в настоящее, настоящее устремляется в будущее. То есть переживание музыкального произведения восстанавливает субъективную целостность бытия, минует физические пространственно-временные барьеры.

И душевное, и музыкальное бытие характеризуются как нераздельно слитное и взаимо-проникновенное самопротивоборство. Подобно тому, как в недрах души борются разномодальные мотивы, настроения и эмоции, так и в недрах самой музыки происходит борьба тем и гармоний, ритма и метра, беспрерывное самопорождение, устремленное к дальнейшей жизни.

В переживании, равно как и в музыкальном произведении нет противопоставления субъекта и объекта бытия, а есть противоречивое субъект-объектное единство. Точно так же, как переживающий человек обнаруживает окружающий мир в себе самом, так и в музыкальном бытии происходит глубинное слияние субъективного и объективного, индивидуально-неповторимого и предметно-определенного бытия. То, что переживается в музыкальном или душевном бытии, то и становится предметом музыкального мироотношения: события, явления, вещи. В этом самопротивоборстве мир, бытие, душа вновь творятся заново, обновляются и очищаются. Бытие становится из не-бытия, гармония из стихии, смысл из порыва, движения.

Невыразимый в словесной форме, нерациональный, хаотичный и бессознательный имплицитный мир души человека и мир музыки подобнытак же и по смысло-содержательным признакам.

Прежде всего, признаком содержательной общности повседневного и музыкального переживания является постижение вне-логического бытия, не затронутого мыслью, существующего как цельная органическая жизнь, говорить о которой невозможно, можно лишь быть ей самой, и сама эта жизнь, в присущих ей формах, только и может себя выявлять. Следовательно, сущность музыкального и душевного бытия состоит в их невыявленности, несказанности и вне-логичности.

Следующим признаком аналогии является интенциональностьдушевных и музыкальных явлений. Душа и музыка всегда стремятся к чему-то более совершенному, нежели та реальность, которая обнаруживается человеком в его повседневной жизни. Эта способность музыки увлечь и заразить душу исполнителя и слушателя потребностью в невыразимом совершенстве, способность вернуть в мир гармонию, упорядочить движения души во времени: скорости и последовательности, является основой не только для растущей потребности современного человека в музыкальном творчестве и исполнительстве, но и в становлении музыкальной арт-терапии самостоятельной отраслью психотерапевтической помощи.

Кроме того, особым признаком музыкальной художественной содержательности является ее энергийность, т. е. способность музыки концентрировать жизненную энергию в определенную музыкальную форму, и посредством музыкальной формы передавать слушателям энергию ритма, чистоты и высоты звука, заряжая слушателей положительной духовно-душевной энергией, и воодушевляя их на жизненно-необходимые большие и малые, личные или коллективные дела.