Разгрузка и перемещение товаров

3.33. Разгрузочные операции и перемещение товаров должны быть основаны на взаимосвязях с торговыми залами, помещениями хранения товаров, системой товародвижения и оснащением предприятия средствами комплексной механизации.

3.34. Разгрузочные платформы должны быть, как правило, выше уровня площадки, где расположены автомобили, на 1,1-1,2 м.

Для малотоннажных автомобилей (в магазинах заказов для отправки) можно принимать высоту над уровнем площадки для автомобилей 0,6-0,8 м (по заданиям на проектирование).

Допускается по заданиям на проектирование размещать площадки для автомобилей на одном уровне с разгрузочной платформой при наличии разгрузочно-подъемных средств. Площадь разгрузочной платформы включается в состав нормируемой площади только при разгрузке в отапливаемых помещениях, когда прием товаров производится на разгрузочной платформе (рис. 13).

Глубина платформы прямоугольной формы должна быть 4-4,5 и (для сельских населенных пунктов и для разгрузки малотоннажных автомобилей 3 м), пилообразной формы - 2,5-3,5 м в наиболее узком месте.

В крупных продовольственных и непродовольственных магазинах и в магазинах заказов глубину платформы допускается увеличивать до 6 м (по заданиям на проектирование).

3.35. Количество разгрузочных мест в магазинах должно устанавливаться исходя из следующих рекомендаций: при торговой площади магазина до 400 м2 - 1 разгрузочное место; при торговой площади св. 400 до 1000 м2 - 2 разгрузочных места; при торговой площади св. 1000 м2 - 3 и более разгрузочных мест (по расчету).

В магазинах "Спорт и туризм", "Бытовые машины и приборы", "Хозтовары", "Мебель" и "Строительные материалы" следует предусматривать помимо разгрузочных мест места для отправки купленных товаров: при торговой площади до 1000 м2 - 1 место; при торговой площади св. 1000 м2 - 2 места (по расчету).

В магазинах заказов количество разгрузочных мест следует принимать из расчета 1 место на 1000 м2 нормируемой площади, а количество мест для отправки скомплектованных заказов - из расчета 2 места на 1000 м2 нормируемой площади.

Помещения приемочных пунктов следует предусматривать во всех магазинах при разгрузке товаров под навесами и при разгрузке в неотапливаемых помещениях.

Рис. 13. Примеры схемы планировки разгрузочных помещений

Площадь приемочных пунктов следует принимать в расчете на одно разгрузочное место при торговой площади до 150 м2 - 12 м2, при торговой площади св. 150 м2 - 16 м2.

3.36. Разгрузочные платформы и платформы для отправки товаров рекомендуется размещать в зависимости от климатического района строительства и величины магазина:

I климатический район (кроме IВ климатического подрайона при температуре минус 30 °С и ниже) - в отапливаемых помещениях при величине магазина не менее 400 м2; при меньшей величине - в неотапливаемых помещениях (по заданию на проектирование);

IВ климатический подрайон (при температуре минус 30 °С и выше), II и III климатические районы (кроме IIIБ подрайона) - в отапливаемых и неотапливаемых помещениях или по заданиям на проектирование;

IIIБ климатический подрайон и IV климатический район - под навесами, в неотапливаемых помещениях (по заданию на проектирование).

Для загрузки продуктами помещений общественного питания следует выделять отдельную зону на разгрузочной платформе предприятия.

В магазинах заказов платформы для разгрузки и отправки скомплектованных заказов рекомендуется размещать во всех климатических районах и подрайонах преимущественно в отапливаемых или неотапливаемых помещениях в зависимости от климатических условий (по заданиям на проектирование).

Навесы должны полностью перекрывать разгрузочную платформу и на 1 м кузов автомобиля.

В случае когда разгрузочные места для ночного завоза товаров предусматривается (как исключение) вне основной разгрузочной платформы, допускается заменять платформу разгрузочно-погрузочными устройствами.

При реконструкции магазина разгрузка товаров организуется в соответствии с конкретными условиями реконструкции согласно заданиям на проектирование.

3.37. Положение разгрузочной платформы должно определяться требованием обеспечения кратчайших связей с торговым залом, имея в виду возможность продажи товаров из контейнеров, доставляемых в торговый зал, и отказ от перевалки товаров в торговое оборудование.

Между разгрузочной платформой и торговым залом (при разгрузке под навесом) целесообразно размещать приемочную и кладовую для ночного завоза товаров (в универсамах и продовольственных магазинах) (см. рис. 3 и 4).

3.38. Разгрузочные площадки перед грузовыми лифтами должны иметь глубину (перпендикулярно проему шахты лифта) для лифтов грузоподъемностью до 100 кг - не менее 1,7 м, для лифтов грузоподъемностью 500 кг - не менее 2,5 м, для лифтов грузоподъемностью 1000 кг и более - не менее 3 м.

3.39. В магазинах торговой площадью 6500 м2 и более съем железнодорожных контейнеров с автомашин должен выполняться средствами механизации (кран-балки, тельферы). Разгрузку железнодорожных контейнеров при этом можно предусматривать на отдельно стоящей или примыкающей к зданию разгрузочной платформе; высоту пространства под навесом следует принимать согласно техническим характеристикам применяемых разгрузочных средств.

3.40. При организации разгрузки товаров в подвале рационально предусматривать на том же уровне кладовые для хранения крупногабаритных и тяжелых товаров.

Допускается хранение товаров в подвале, а также в верхних этажах над торговыми залами при ограниченных размерах отведенного участка или особых архитектурных требованиях к повышению высоты зданий.

3.41. Тупиковое расположение машин в разгрузочном помещении рекомендуется при количестве разгрузочных мест до четырех. При большем количестве разгрузочных мест следует предусматривать сквозной проезд через разгрузочные помещения с воротами для въезда и выезда, что обеспечит оптимальные условия при разгрузке товаров и организации движения транспортных средств (см. рис. 13).

Разгрузочные платформы должны быть связаны с площадками для автомобилей лестницей шириной не менее 0,6 м или пандусом с уклоном не более 1:10.

Для магазинов торговой площадью до 250 м2, пристроенных к глухим торцам жилых домов, разгрузку товаров рекомендуется предусматривать под навесами. При торговой площади св. 250 м2разгрузку можно предусматривать под навесами или в помещениях (отапливаемых или неотапливаемых). Желательно, чтобы разгрузка была предусмотрена со стороны фасада пристроенного объема, противоположного торцу жилого дома.

3.42. Для встроенных в жилые дома магазинов разгрузку рекомендуется предусматривать в отапливаемых и неотапливаемых помещениях, расположенных в торцах или в середине жилых домов, а также в пристройках к ним с подъездом транспорта со стороны магистрали (в этих случаях - возможно под навесами). Сквозные проезды по первому этажу жилого дома должны при этом обеспечиваться в соответствии с противопожарными требованиями.

Ширина ворот для проезда грузовых машин должна быть не менее 3,6 м, высота - не менее 4,2 м.

Для встроенных в жилые дома магазинов ширина и высота ворот должны приниматься в соответствии с конкретными условиями размещения магазинов.

Разгрузочные помещения на уровне подвального (цокольного) этажа допускается размещать при количестве разгрузочных мест не менее четырех.

Въезд в разгрузочное помещение, расположенное в подвальном (Цокольном) этаже, и выезд из него следует предусматривать по пандусам, размещение которых должно обеспечить минимальные потери территории. В случае выноса расположенного в подвале разгрузочного помещения за пределы площади, занятой первым этажом, необходимо предусматривать над ним перекрытие повышенной несущей способности.

3.43. Разгрузочное помещение при тупиковом расположении машин в расчете на автомашину средней грузоподъемности должно иметь глубину 8 м (от ворот до разгрузочной платформы), для большегрузных автомашин (рефрижераторы, автомашины с прицепом) - 12-14 м.

Разгрузка автомашин должна предусматриваться со стороны правого борта и торца автомашины, а высоту разгрузочного помещения или пространства под навесом от уровня проезжей части до выступающих конструкций следует принимать не менее 4,1 м.

Помещения и платформу с навесами для погрузочно-разгрузочных работ в отдельно стоящих зданиях рекомендуется предусматривать со стороны одного из фасадов зданий (преимущественно со стороны заднего фасада).

На путях проезда автомобилей и других транспортных средств колонны, стены, перегородки и откосы проемов должны быть защищены от механических повреждений на высоту не менее 1,6 м.

3.44. Разгрузка в ночное время хлеба и молока должна производиться на общую платформу. Дополнительных разгрузочных мест при этом предусматривать не следует.

Разгрузку товаров рекомендуется предусматривать в расчете на их доставку специализированным автотранспортом, преимущественно в таре-оборудовании, на поддонах (пакетах), вешалах и другом прогрессивном оборудовании для транспортировки, хранения и продажи продовольственных и непродовольственных товаров. Для разгрузки рекомендуется предусматривать выравнивающие устройства и подъемно-опускные механизмы, автопогрузчики, тельферы, кран-балки (для магазинов стройматериалов). Для отправки тары и стеклопосуды - специализированные люковые окна, оборудованные телескопическими ленточными транспортерами.

Применение телескопических ленточных транспортеров не исключает вывоз стеклопосуды с помощью тары-оборудования через разгрузочные платформы.

3.45. Для перемещения товаров в магазине следует использовать:

малогабаритный и электрифицированный напольный транспорт, а также роботизированные электронные тележки с адресной доставкой;

прогрессивные типы подъемников, как с системой управления самостоятельного пользования, так и подъемники непрерывного действия для подачи тарно-штучных грузов и товаров в таре-оборудовании;

автоматизированные комплексы, осуществляющие складирование, адресную отборку, транспортировку и подачу товаров.

3.46. Прием стеклопосуды может осуществляться в специальном помещении со входом из торгового зала или снаружи. Прием стеклопосуды из торгового зала и вход в помещение приема стеклопосуды должны предусматриваться с внешней стороны расчетного узла. Допускается совмещать помещение приема стеклопосуды с торговым залом кафетерия.

Сдача стеклопосуды должна быть основана, как правило, на системе самообслуживания. При площади помещения приема 36 м2 и более рекомендуется использовать средства механизации, применяемые в данном магазине.

3.47. Помещения для мусора и охлаждаемая камера пищевых отходов должны примыкать к разгрузочной платформе (рис. 14). На разгрузочной платформе следует предусматривать зону для выгрузки мусора и пищевых отходов при общем количестве разгрузочных мест не менее трех.

3.48. Мастерскую мелкого ремонта оборудования и рекламно-декорационную мастерскую рекомендуется размещать в зонах, примыкающих к помещениям хранения товаров или к служебно-бытовым помещениям.

Рис. 14. Камера пищевых отходов (а, б, в - варианты планировок)

1 - охлаждаемая камера; 2 - сборно-разборный шкаф для охлаждения; 3 - машинный агрегат охлаждения; 4 - платформа при разгрузочном помещении; 5 - опускное устройство

3.49. Ширину коридоров в группе помещений для хранения и подготовки товаров к продаже в зависимости от величины предприятий и применяемых транспортных средств следует принимать при площади торгового зала, м2: 250 - 1,6-1,7 м, св. 250 - 1,8-2 м и при использовании электрифицированного транспорта - 2,3-2,7 м (в том числе в магазинах заказов).

Двери кладовых и помещений для приема товаров должны быть двупольными шириной не менее 1,3 м и высотой не менее 2,3 м.

Двери между разгрузочной платформой и приемочной или другими помещениями должны быть двупольными шириной 1,6-2,2 м и высотой не менее 2,3 м.