Основные направления и формы работы в специализированных учреждениях.
Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
Выделяют следующие основные направления воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях:
Правовое воспитание осужденных. Это процесс формования правосознания, включающего знание принципов и норм, права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного и социально активного поведения. Это направление воспитания занимает особ место в условиях исправительного учреждения. Его задача заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоен осужденными знаний основных законов государства, и на этой основе способствовать формированию у них высокого правое знания. Такой подход позволяет в определенной степени возвращать в общество правопослушных (законопослушных) людей, выходящих из мест заключения.
Нравственное воспитание осужденных. Оно предусматривает целенаправленную деятельность, направленную на преодоление у осужденных чуждых обществу моральных качеств и убеждений. Итогом воспитательной работы должно быть формирование нравственных чувств, сознания и нравственного поведения. В основе данного направления — формирование гражданина.
Трудовое воспитание осужденных. Оно предусматривает закрепление у осужденных трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного отношения к нему, осознанной потребности трудиться. Это направление является исключительно важным, так как труд, трудовая деятельность — одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных.
Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных. Сама обстановка пенитенциарного учреждения предусматривает важное значение этого направления в работе с осужденными. Оно позволяет не допустить деградации личности осужденного, сохранять его человеческое достоинство. Оно направлено на развитие физических способностей, укрепление здоровья, формирование морально-волевых качеств.
Важное значение имеет активизация самовоспитания осужденных. Это направление является ведущим во всей системе воспитательной деятельности с осужденными. Главным его назначением является включение заключенного в самовоспитательную деятельность, осознание им необходимости преодоления каких-либо негативных качеств личности. Оно направлено на превращение объекта воспитания в субъект самовоспитания. В этом суть всей воспитательной (перевоспитательной) деятельности в условиях исправительного учреждения.
Существуют различные средства исправления и перевоспитания осужденных. Следует различать средства педагогического процесса и средства педагогической деятельности.
Средства педагогического процесса — это те средства, которые выступают составной частью процесса перевоспитания и обеспечивают его функционирование в интересах исправления осужденных. К ним относятся: труд, режим, культурно-досуговая деятельность, общественная работа и др.
Средства педагогической деятельности — это то, что использует воспитатель для воздействия на воспитуемых в процессе воспитательной деятельности. К ним относятся: слово, действия, пример, книга, технические средства и пр
Основные средства педагогического процесса:
Труд как основа перевоспитания осужденных. Главное назначение — обеспечить его воспитательный характер. Для этого необходимо:
— обеспечить общественно-полезный характер труда;
использовать труд для удовлетворения потребностей индивида, как средство развития личных потребностей;
способствовать физическому и нравственному развитию человека в процессе трудовой деятельности. Общественный характер труда способствует нравственному воспитанию;
обеспечить высокий уровень организации и культур» труда;
способствовать состязательности в процессе труда, сплочению людей в интересах общего результата.