АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ 1. Личность мыслителя
Алексей Степанович Хомяков — несомненно самый яркий и самый крупный представитель «философского пробуждения». Он родился 1 мая 1804 г. и умер от холеры 23 сентября 1860 г. Дворянская семья, из которой он происходил, была во многом непохожа на обычные дворянские семьи своего времени. Это своеобразие определялось матерью Алексея — Марией Алексеевной, урожденной Киреевской. Впоследствии А. Хомяков говорил, что именно ей он обязан непреклонной верностью православной церкви и верой в русский национальный дух. Мать А. Хомякова отличалась сильным характером. Когда семья оказалась в трудном материальном положении из-за карточных долгов отца, она взяла в свои руки управление имениями и скоро восстановила доходность хозяйства. На свои сбережения она построила церковь в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 г. Патриотизм этой женщины поистине не имел границ.
А. Хомяков получил широкое европейское образование, как домашнее, так и университетское, закончив физико-математическое отделение Московского университета. Он прекрасно знал родной язык и историю собственной страны. Выдающимися были его способности к иностранным языкам. А. Хомяков одинаково свободно мог говорить и писать на французском, английском и немецком языках. Кроме того, он знал латинский и греческий языки, и такой мало кому знакомый, как санскрит — древний язык, считающийся общим предком всех индоевропейских языков. Познания в санскрите были настолько глубоки, что он составил словарь этого языка.
Личность А. Хомякова менее всего может быть охарактеризована парадоксальностью или противоречивостью. Это была исключительно цельная и органическая натура. Целостность натуры при небывалой широте научных, философских и практических интересов — такова
формула, выражающая отличительные черты личности этого человека. Будучи небольшого роста и на вид не столь уж крепким, А. Хомяков отличался исключительным здоровьем и выносливостью. «Ездил верхом отлично, по всем правилам берейторской школы. Прыгал через препятствия в вышину человека. На эспадронах дрался превосходно. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты по уставу Православной Церкви, а в праздничные дни посещал все Богослужения... Хомяков не позволял себе вне службы употреблять одежду из тонкого сукна... и отвергнул позволение носить жестяные кирасы вместо железных, полупудового веса... Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он в высшей степени спартанскими качествами» — так пишет о А. Хомякове командир кавалерийского полка, в котором довелось некоторое время служить будущему философу1.
Целостность натуры проявлялась во всем, прежде всего, конечно, в вопросах веры. В отличие от многих мыслителей и деятелей культуры, отечественных и зарубежных, А. Хомяков не переживал духовных кризисов, не мучился терзающими душу сомнениями. Он нес свою веру гордо и с достоинством от юности до самых последних дней. Точно так же и в философии у него не было периодов, резко отличных один от другого, как, например, у И. Канта или В. Белинского. Не менял он своих политических и социальных симпатий, как, например, А. Герцен. Мировоззрение А. Хомякова сложилось рано, и ценностное ядро его оставалось неизменным во все периоды жизни. Поразительная цельность натуры сочеталась с исключительной широтой и разнообразием интересов.
Поэт, художник, журналист, врач-самоучка, инженер-изобретатель, земледелец-биолог, охотник, любитель стрельбы, историк, лингвист -вот перечень того, чем успешно занимался А. Хомяков, не говоря уже о той особой сфере интересов, которую нам предстоит рассмотреть специально. А. Хомяков был прирожденным оратором. Он обладал исключительным даром полемиста и почти из всех споров выходил победителем. За жаром красноречия всегда просматривались любовь к истине, подлинная человечность и доброта. Во всем, чем бы он ни занимался, А. Хомяков достиг вполне зримых результатов. Он изобрел особый тип паровой машины, получив за нее патент в Англии, особое дальнобойное ружье и боевые снаряды, применявшиеся во время Крымской войны, разработал ряд методов лечения средствами гомеопатии, открыл новые методы сахароварения, применив их в своих имениях. А. Хомяков ввел в употребление на русском языке английское слово «спорт». Разнообразие интересов было жизненной программой А. Хомякова и соответствовало его философско-мировоззренческим построениям.
1 См.: Лосский И.О. История русской философии. М., 1991. С. 29.