АНТИЧНОСТЬ КАК КУЛЬТУРНАЯ ЭПОХА
Вершиной древнегреческой философской мысли справедливо принято считать философские достижения Платона и Аристотеля. Могучие интеллектуальные фигуры основателя Академии и основателя Лицея вместе с их непосредственным предшественником Сократом стоят в центре философии античности. Влияние на последующее философское и культурное развитие идей, выдвинутых Платоном и Аристотелем, многократно превышает влияние созданного их предшественниками. Без платоновских и аристотелевских подходов и концепций невозможно понять ни одну философскую систему на всем длительном пути последующей эволюции, включая и современность. Именно поэтому усвоение идей этих двух мыслителей должно стоять в центре внимания при изучении философии античности.
История древнегреческой философии открывается именем Фале-са Милетского (ок. 625-647 гг. до н.э.). Фалес утверждал, что все в мире происходит из воды. Однако, видимо, не лишено оснований соображение, высказанное Б. Расселом в свойственной ему полуиронической манере: «В любом курсе по истории философии для студентов первым делом говорится о том, что философия началась с Фале-са, который сказал, что все происходит из воды. Это обескураживает новичка, который старается — возможно, не очень притом упорно -почувствовать то уважение к философии, на появление которого, по-видимому, рассчитан учебный план»1. Впрочем, Рассел находит выход в том, чтобы высоко оценить Фалеса как «человека науки», если уж взгляд на великого ионийца как на философа не впечатляет. Однако в соображении Б. Рассела заключена та правда, что правильное понимание идей первых философов, в первую очередь их озабоченность поисками первоначала (каковыми совместно или поочередно
1 Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 1. С. 42.