Выбор стратегий деятельности предприятия. Матричные модели анализа бизнеса. Критерии выбора оптимальной стратегии. Организация реализация стратегии. Основные этапы.
1. Изучение результатов SWOT – анализа;
2. Анализ текущей стратегии.Существуют разные подходы к анализу в соответствии с методикой Томпсона-Стрикланда выделяют 5 внешних и 5 внутренних факторов:
Внешние факторы:
- объем деят-ти фирмы
- характер недавних приобретений фирмы и продаж ее собственности
– непроизв. деятельность фирмы за последний период
- возможности, на которые ориентируется фирма
- отношение к внешним угрозам
Внутренние факторы:
- цели фирмы
- критерии распределения ресурсов
- отношение рук-ва к фин.риску, финансовая политика
- уровень НИОКР и опытного производства
- стратегии отдельных функциональных сфер
3. Анализ портфеля продукции (бизнеса)
Необходимо опред-ть стратегические единицы бизнеса (СЕБ). Ансофф назвал их СЗХ – стратегические зоны хозяйствования – это продукт вместе с сегментом потребителей..
Матрица Бостонской Консультационной Группы (БКГ). Матрица рост- доля рынка.
Доля рынка – это отношение объема продаж продукции фирмы к объему продаж аналогичной продукции фирмы-лидера.
Позиция ? (трудный ребенок) – это продукт новый, доля рынка низкая, но относится к привлекательной отрасли. Необходимы средства для развития продукта.
Позиция *- это очень привлекат.продукт, но сильная конкуренция.
Позициямешочек с деньгами. Продукт приносит наибольшую прибыль, которая используется для поддержания ? и звездочки
Позиция @ Доля прибыли маленькая, сложная позиция. Нужно вывести либо в другую позицию, либо в другую отрасль, либо увеличить объемы продаж. Возможет отказ от этого продукта.
Матрица Консультационной Группы МакКинзи
Привлекательность отрасли определяется следующим образом:
1. Устанавливается набор параметров, по которым оценивается привлекат-ть (прибыльность, рост отрасли, размер). 2. Каждому параметру эксперты определяют вес его относит.значимости для фирмы 3. Каждому параметру дается оценка степени его привлек-ти для фирмы в оцениваемой отрасли 4. Оценка относит.значимости каждого параметра умножается на оценку привлекательности. Все произведения складываются.
Конкурентная позиция оценивается: 1. Для каждой отрасли, в кот.работает фирма, составляется список ключевых факторов успеха (КФУ) (издержки, производит-ть, доля рынка) 2. Оценивается относительный вес КФУ. 3. Для каждой СЕБ определяется степень ее конкурентной силы в отрасли по каждому их КФУ. 4. Вычисляется обобщенная оценка конкурентной позиции