Qs – величина предложения;Р - цена

Если цена ¯, то предложение ¯.Все остальные неценовые факторы предложения принимаются неизмененными.

Прямая зависимость объясняется, тем, что фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения. В случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение.

Закон предложения можно выразить через шкалу предложения /см. оъяснение во 2 вопросе шкала спроса/.Например:

Цена (ден. ед. за шт.) Объем предложения (шт. в год)
1,0
1,5
2,0
3,0
4,0

Кривая предложения ¾ это графическое выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое может предложить продавец.

 
 

 


.На реакцию продавцов влияет изменение неценовых факторов:

· изменение технологии (то есть способ производства товара). Как правило, технологический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения.

· изменение цен на ресурсы. Влияние этого фактора очевидно, но не так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что величина затрат на ресурсы в экономическом смысле вовсе не тождественна сумме денежных издержек производителя. Это объясняется следующими доводами:

а) Почти все ресурсы имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов и должен рассматривать в качестве затрат на ресурс денежную выручку от наиболее выгодного из альтернативных способов использования ресурса. (Например, у фермера участок земли и он решает вопрос: что на этой земле выращивать? У него имеется 2 варианта выбора: рожь и пшеница, и известно, что один гектар земли, отведенный под рожь, приносит доход в 2 раза больше, чем тот же гектар отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, следовало бы включить в его издержки всю сумму упущенного им дохода от возможного использования земли под рожь).

б) Экономисты учитывают не только явные бухгалтерские издержки, но и неявно оплаченные ресурсы (К неявным ресурсам относится собственный труд владельцев ресурсов и вложенный капитал). Например, для владельца магазина к таким ресурсам относится собственный труд и вложенный капитал. Очевидно, что рост процентной ставки или предложение работы по найму с высокой оплатой могут вынудить предпринимателя закрыть дело, хотя никакого изменения стоимости явно оплаченных ресурсов и не произойдет.

· изменение цен на другие товары. Товары могут находиться между собой в отношении взаимодействия и взаимозаменяемости как в производстве, так и в потреблении. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость в производстве определяются характером потребляемых ресурсов и видом технологического процесса;

· изменение ожидания;

· налоги и дотации. Государство осуществляет законодательную деятельность, устанавливая правила поведения экономических агентов; взимает налоги с производителей, причем налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров, (а в некоторых случаях выплачивает дотации); занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда государство осуществляет прямое вмешательство в процессы производства и обмена.

· число продавцов на рынке (то есть конкурентная и неконкурентная среда. · качество ресурсов;

· неэкономические факторы (погодные условия и др.)

При изменении цены товара, происходит изменение объема (величины) предложения.

На графике это изменение цены отражается как движение вдоль кривой предложения:

 
 


Схема 5.

 

При изменении неценовых факторов предложения происходит сдвиг кривой предложения. Графически это выглядит:

 

 

Схема 6.

Рыночное равновесие ¾ это центральная проблема любого рынка. Оно существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Рыночная цена фиксируется в точке пересечения кривых спроса и предложения.

 

Схема 7.

Точка пересечения кривых спроса (ДД) и предложения (SS) есть точка равновесия (Е). В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, есть равновесная цена. Объем спроса, равный объему предложения, есть равновесный объем (Qe).

Положение на рынке, при котором объем спроса равен объему предложения, есть рыночное равновесие*.

 

 
 

 


Рыночное равновесие – положение на рынке, при котором количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители.

Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеет место избыточный спрос на товары, что приводит к сокращению товарных запасов и появлению очередей в сфере услуг, т.е. состояние дефицита. Это заставляет продавцов повышать цену.

Избыточное предложение – если рыночная цена превышает равновесное значение, то существует избыточное предложение товаров, что проявляется в росте товарных запасов, появлении очередей предпринимателей, предлагающих услуги, это заставляет продавцов снижать цену.

 

Графическая модель:

 
 

 

 


Если рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены.

Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:

а) монополизм продавца /или покупателя/, искусственно удерживающего цену в свою пользу.

б) административное регулирование цен /со стороны государства/.

Виды контроля государства над ценами:

(1) регулирование арендной платы в жилищном хозяйстве;

(2) установления потоков цен;

(3) установление минимума в ценах.

 

12. Модели потребления и сбережения. Инвестиции и их виды Величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережения. Динамика инвестиций определяется прежде всего динамикой процентных ставок, что находит отражение в соответствующих функциях потребления, сбережений и инвестиций. 1. Простейшая функция потребления имеет вид ,где С – потребительские расходы;С0 – автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущегорасполагаемого дохода (жизнь в долг);MPC – предельная склонность к потреблению;Y – доход; – налоговые отчисления; – располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений). Предельная склонность к потреблению – доля прироста расходов на потребительские товары в любом изменении располагаемого дохода , где – прирост потребительских расходов, – прирост располагаемого дохода. Изменение MPC графически отражается в изменении тангенса угла наклона прямой потребления C (рис. 28.1). Например, если MPC составляло 25 % от прироста дохода ( ) – прямая С1, то в результате увеличения склонности к потреблению (MPC = 50 %) – прямая С2, совокупные доходы общества в целом увеличатся от Y1 до Y2. 2. Функция сбережений имеет вид , где S – величина сбережений в частном секторе;–С0 – автономное потребление; MPS – предельная склонность к сбережению;Y – доход;T – налоговые отчисления. Изменение MPS графически отражается в изменении тангенса угла наклона прямой сбережения (рис. 28.2). Если MPC увеличивается (прямая С1 на рис. 28.1), то MPS сокращается (прямая S2 на рис. 28.2 ), что естественно ведет к увеличению доходов общества в целом. Предельная склонность к сбережению – доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода: ,где – прирост сбережений, – прирост располагаемого дохода. Поскольку располагаемый доход представляет собой сумму потребления С и сбережения S ( ), то и прирост дохода вызывает определенный прирост потребления и сбережения , следовательно MPC+MPS составляет прирост дохода : . 3. Функция автономных инвестиций , где I – инвестиционные расходы; I0 – автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами (запасы полезных ископаемых и т.д.); R – реальная ставка процента; d – эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента. Факторы, определяющие динамику инвестиций: – ожидаемая норма чистой прибыли;– реальная ставка процента;– уровень налогообложения;– изменения в технологии производства;– наличный основной капитал; – экономические ожидания;– динамика совокупного дохода. С ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются стимулированными, величина которых возрастает по мере роста ВВП. Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции , где Y – совокупный доход, MPI – предельная склонность к инвестированию, которая означает прирост расходов на инвестиции при изменении дохода и рассчитывается по формуле : . Рис. 28.3. Функция инвестиций Чем большая часть от прироста дохода инвестируется, тем больше будут доходы общества (рис. 28.3). Основные факторы нестабильности инвестиций: – продолжительные сроки службы оборудования;– нерегулярность инноваций; – изменчивость экономических ожиданий;– циклические колебания ВВП. Несовпадение планов инвестиций и сбережений обусловливает колебания фактического объема производства вокруг потенциального уровня, а также несоответствие фактического уровня безработицы естественному. Этим колебаниям способствует низкая эластичность заработной платы и цен в сторону понижения (т.е. если цены снижаются, то заработная плата – нет, так как это грозит потерей квалифицированных работников).   13. Государственный бюджет, способы финансирования дефицита Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы: • на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством • на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики • на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды. Основными источниками доходов государства являются:
  • налоги (включая взносы на социальное страхование);
  • прибыль государственных предприятий;
  • сеньораж (доход от эмиссии денег);
  • доходы от приватизации.
Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг). Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинства эмиссионного способа финансирования: • Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии. • Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами. Достоинства этого способа финансирования: • Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования. • Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент). Недостатки: • По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования. Достоинства подобного метода:
  • Возможность получения крупных сумм
  • Неинфляционный характер
Недостатки:
  • Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)
  • Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
  • Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
  • При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны
Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки. 14. Макроэкономическая политика государства, ее инструменты Макроэкономическая политика — государственная политика, целью которой является ограничение уровней безработицы и инфляции, поддержка роста экономики, предотвращение экономических кризисов, обеспечение стабильного функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую политики. Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране.Инструменты макроэкономической политики (Macroeconomic policy instruments) – это рычаги, позволяющие обществу через воздействие на макроэкономический механизм поддерживать стабильный уровень цен, стабильный рост национального объема производства, высокий уровень занятости и баланс внешнеэкономической деятельности.Совершенная конкуренция обладает способностью саморегулироваться, но воздействие внешних факторов, таких как природные и социальные катаклизмы, а также монополизация, не позволяют в краткосрочный период достичь абсолютно эффективного распределения ресурсов. Существуют четыре основных макроэкономических инструмента. 1. Фискальная политика. С помощью налогов и правительственных расходов осуществляется воздействие на общие расходы, осуществляемые в стране, стимулируя тем самым или тормозя производство. 2. Монетарная политика. Воздействие ее связано с возможностью центрального банка подвергать изменению количества денег в стране, в результате чего приводить к колебанию ставки процента, а следовательно, размеру капиталовложений, которые прямо влияют на объем национального производства. 3. Политика зарплата-цена. Политика ограничения доходов населения страны через замораживание уровня заработной платы и цен. В развитых странах этот инструмент использовался для борьбы с инфляцией в краткосрочный период, современной экономической теорией он рассматривается как неэффективный и дорогостоящий, кроме того и вредный, поскольку приводит к искажению цен и препятствует действию свободного конкурентного рынка. 4. Внешнеэкономическая политика. Через тарифы, квоты, лицензирование внешней торговли и управление обменным курсом регулируется экспорт и импорт, влияя на размер производства внутри страны. Особенно важен для открытых экономик, т.е. для стран с небольшим внутренним рынком. Необходимо учитывать также то, что каждый из инструментов вовлекает в совместное движение массу дополнительных компонентов и факторов, оказывающих дополнительное воздействие на макроэкономику.В связи с этим макроэкономические инструменты представляются также как политические факторы, влияющие на макроэкономику наряду с внешними факторами и побудительными факторами или целями макроэкономики. 15 Цикличность экономического развития и экономический рост.Цикличность экономического развития -- это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности -- понижением. Цикличность характеризуется периодическим взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Периоды повышения экономической активности характеризуются преимущественно экстенсивным развитием, а периоды понижения экономической активности -- началом преимущественно интенсивного развития. Следовательно, цикл является постоянной динамической характеристикой рыночной экономики, без него нет развития экономики. Экономический цикл -- это форма движения и развития рыночной экономики. Экономический рост -- важнейшая макроэкономическая категория, отражающая количественное увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг, возрастание мощи страны, а также качественные преобразования в экономике. Цели экономического роста: повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности. Экономический рост любой страны определяется факторами, четыре которые связаны с физической потребностью экономики к росту. Перечислим их: 1. количество и качество природных ресурсов; 2. количество и качество трудовых ресурсов; 3. объем основного капитала; 4. технология. Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличивать производство реального продукта.Однако следует различать способность к росту и реальный рост сам по себе, для которого важны следующие два соображения. Во-первых, рост зависит от факторов спроса. Для реализации растущего производственного потенциала экономика страны должна обеспечить полное использование расширяющегося объема ресурсов. Для этого требуется повышение уровня совокупных расходов. Во-вторых, на экономический рост влияют факторы распределения. Для наиболее целесообразного использования производственного потенциала должно быть обеспечено не только полное вовлечение ресурсов в экономический оборот, но и наиболее эффективная их утилизация. Способность к наращиванию производства недостаточна для расширения общего выпуска продукции; необходимо также реальное использование растущего объема ресурсов и их распределение таким образом, чтобы получить максимальное количество полезной продукции. Экономический рост измеряется двумя взаимосвязанными способами: 1. как увеличение реального валового национального продукта или чистого национального продукта за определенный период; 2. как увеличение валового национального продукта или чистого национального продукта на душу населения за определенный период.Показатели современного типа экономического роста:1. повышение качества продукции;2. повышение производительности труда;3. ресурсосбережения, т. е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта;4. динамика фондоотдачи;5. снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции;6. интегрированный показатель нового типа экономического роста -- рост эффективности общественного производства.    

 

return false">ссылка скрыта