Группа – подростки, имеющие проблемы межличностного взаимодействия (19 человек)

Общая характеристика группы

Возрастная характеристика группы:

11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет

Пол: мальчики – 5

девочки – 14

Стадия обращения: ранняя – 5

поздняя – 14

Характеристика семьи: полная – 14 семей (4 мальчика, 10 девочек)

из них повторный брак – 4 семьи (2 мальчика, 2 девочки)

неполная – 5 семей (1 мальчик, 4 девочки)

Количество детей в семье: 1 ребенок – 9 семей (2 мальчика, 7 девочек)

2 ребенка – 9 семей (3 мальчика, 6 девочек)

4 ребенка – 1 семья (1 девочка)

В целом, рассматривая различные половозрастные и социальные характеристики детей данной группы, можно отметить следующие закономерности: по критерию пола – преобладают девочки (74%). При этом зависимость проблемы от возраста и типа семьи по количеству детей не наблюдается. Однако можно констатировать, что большая часть обращений исходит из полных семей (74%).

Методика «Несуществующее животное»

Мальчики (n=4). В трех случаях наблюдается заниженная самооценка, зависимость от мнения окружающих, в одном случае – демонстративность, при этом в двух случаях выражена склонность к агрессии. Также можно констатировать недостаток внимания и общения.

Девочки (n=11). Данная группа подростков обладает весьма разнообразными особенностями, но при этом можно выделить следующие тенденции. Первая – потребность во внешней оценке и активность поведения: важность мнения окружающих (6), заинтересованность в информации о внешнем мире (5), любознательность (2). Вторая связана скорее с пассивной позицией: страхи, тревоги, неуверенность в себе (5), заниженная самооценка (3), чувство одиночества (2). Кроме того есть случаи демонстративности (2), эгоцентризма, инфантильного поведения, агрессии (4), которая носит скорее всего защитный характер (см. индекс враждебности). Вероятно, в обеих линиях поведения лежат неудовлетворенные потребности в признании, в самоутверждении.

Методика «Дом – Дерево - Человек»

Девочки (n=6). Результаты данной методики перекликаются с предыдущими: 3 человека характеризуются активностью, для 2 свойственно пассивное поведение. Также наблюдаются эмоционально-волевая нестабильность (2) и высокая тревожность (3).

Методика «Рисунок семьи»

Мальчики (n=4). На рисунках прорисованы все члены семьи (кроме одного случая, где отсутствует отчим). В двух случаях наблюдается отсутствие опоры, в одном страх, беспокойство. Не наблюдается связи с семейной ситуацией, так как в двух случаях изображение можно интерпретировать как дистанцирование членов семьи друг от друга, но в двух других наблюдается тенденция к сплоченности семьи.

Девочки (n=10). На всех рисунках изображены все члены семьи (в одном рисунке образно в виде облаков), на 4 рисунках изображены открытые контакты между членами семьи. На 4 рисунках отсутствует основание, опора; в большинстве рисунков наблюдаются какие-либо проблемы: нестабильная семейная ситуация, страхи, тревоги, беспокойство, отсутствие внутрисемейных контактов и т.п.

Диагностика родителей (матерей)

Результаты диагностики родителей и мальчиков (n=2), и девочек (n=5) в целом не отличаются от предыдущей группы: преобладает гиперопекающие тенденции в стиле воспитания, выражающиеся в чрезмерном вмешательстве в мир ребенка (5), страхе причинить ребенку вред (4), оберегании ребенка от трудностей (2), подавление воли ребенка (4). Однако помимо этого прослеживаются элементы конструктивного взаимодействия с ребенком: предоставление ребенку возможность высказаться (6)