Индивидуальная работа со сновидениями
Индивидуальное консультирование, как правило, концентрируется на проблемах личностного роста, межличностных отношении к одной из главных его целей является активизация ресурсов для гармонизации личности, поскольку истоками данных проблем является невротизация личности и, как следствие, высокий уровень тревожности.
Следует отметить, что любой индивид с рождения находится под влиянием родительской семьи. Но это не единственное социокультурное образование, под чье давление попадает человек, появившийся в этом мире. На него влияют также: родовой" миф, социальный статус семьи, вероисповедание, национальный и культурный факторы.
Таким образом, одной из глубинных личностных проблем является проблема осознания «Кто Я такой?» и «Что Я хочу на самом деле?», которые в своих истоках можно обозначить как проявление подлинного «Я».
Для достижения положительных результатов можно применять различные техники, в зависимости от предпочтений консультанта, специфики личности клиента и его проблемы. Одним их эффективных методов, который будет рассмотрен подробнее, является анализ сновидений. В данном параграфе будет дан подробный анализ сновидческой культуре, а также предложены две авторские методики работы со сновидениями в рамках индивидуального консультирования.
В течение всей истории развития цивилизации многие проблемы субъектов, к которым возможно отнести и состояние повышенной тревожности, решались многообразно, исходя из конкретного социокультурного контекста. Одним из методов, пережившим все исторические метаморфозы, является анализ сновидений: в Древней Греции114 существовали специальные храмы, в которых желающие могли получить ответы на свеж вопросы посредством сновидений; «вещие сны» использовались в шаманской практике115, в магии, народ ной медицине; в настоящее время они активно применяются в психологии и психотерапии.
113 Коаесниковв Г.И. Лепестки хризантемы е хрустальной вазе. — Новосибирск, 2001.
114 Лосев А.Ф. Типы античного мышления // Философия. Мифология. Культура. — М., 1991. С. 453-474.
115 Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. — М., 1989
Имея, таким образом, культурологическое значение, сновидческая реальность подвергалась препарированию на протяжении всей истории человеческого общества, став объектом тщательного исследования литераторов, психологов, философов.
Современные исследователи уделяют больше внимания цели сновидений, чем их причине, оставляя сновидцу способность избегать скрытого, самообмана и стремления к самооправданию. Большинство школ, работающих со сновидениями, считают, что сновидения представляют собой один из способов самовыражения личности.
Существует общее мнение, что содержание сновидений имеет три источника: биологический, психологический и культурный. Работа со сновидениями для правильного постижения как психики сновидца, так и мира, окружающего его, должна включать в себя все эти источники. Ульман резюмировал принципы своей работы со сновидениями, которыми он руководствуется уже многие годы, а мы считаем весьма значимыми, по крайней мере в рамках данного исследования, следующим образом:
• во-первых: сновидения являются сообщениями, приходящими из внутреннего мира, они могут раскрывать определенные истины о жизни сновидца. Эти истины можно сделать доступными после пробуждения сновидца;
• во-вторых, если мы вспоминаем сновидение, то в известном смысле мы готовы встретиться с содержащейся в нем информацией;
• в-третьих, если позволить этой конфронтации происходить надлежащим образом, результат будет целительным и способствующим движению к целостности;
• в-четвертых, несмотря на то, что сновидения содержат сообщения частного характера, их совместное рассмотрение в щадящей, поддерживающей обстановке может создать прекрасные возможности для терапии и излечения;
• в-пятых, сновидения можно сделать доступными.
Любой человек, у которого есть достаточно мотивации и интереса, может обучаться, совершенствоваться и разделять с другими людьми искусство работы со сновидениями.
Мы думаем, что в данном контексте весьма уместным будет вспомнить мысль, высказанную еще в 1975 году Дональдом Маккиннон116 о том, что понятие «творчество» является просто общепринятым ярлыком для обозначения ряда процессов (мотивационных, эмоциональных, познавательных), создающих нечто совершенно новое. Это тем более интересно, что данный комплекс, состоящий из восприятия, мышления, планирования, памяти, воображения, оценки, принятия решений, тождественен комплексу, необходимому для создания сновидений, и присутствует у каждого субъекта. Одним из важных моментов в творческом подходе к проблемам, как и при создании сновидческой реальности, является момент распознавания паттернов (устойчивых конфигураций объектов или событий в пространстве или во времени). В процессе распознавания паттернов у человека имеется ряд предположений о правильном ответе. Он отвергает те ответы, которые не согласуются с предположениями, и дает ответ тогда, когда появляются подтверждения его предположения. И здесь мы уже можем говорить о существовании некого внутреннего, неосознанного знания. Знания, находящегося вне сознания и проявляющегося тогда, когда в реальности появляются феномены, его подтверждающие. Яркой иллюстрацией этого явления может служить библейский сюжет об Иосифе и царском сне о семи колосьях.
Одним из способов работы со сновидениями является определение, через анализ зрительных образов, сновидческих паттернов. Сравнение их с подобными паттернами дневной жизни дает представление о проблеме, существующей в ре альной жизни, которая требует решения, взывая к индивиду через сновидения. Возможно использование паттернов сновидений для предвидения грядущего развития событий. Эти знания, как правило, доступны, но не распознаются рациональным умом. Но в сновидениях все обстоит по-другому. Иначе: то, что показывают сновидения, является, по своей сути, тенью той мудрости, которая существует в человеке и на уровне осознаваемой реальности бытия проявляет себя в представлениях о долге, судьбе и ответственности.
Тема судьбы и взаимоотношений человека достаточно детально проработана в древнегреческой философской мысли117
Мы можем сказать, что одна из ее ценностей состоит именно в становлении и утверждении категории закона, необходимости и случайности. Именно эти идеи в наибольшей степени были подготовлены древнегреческой мифологией, в рамках которой, задолго до возникновения науки и
116 MacKinnon D.W. In search of human effectiveness: Identifying and developing creativity. — Buffalo, N. Y., 1978.
117 Горан В.П. Древнегреческая мифологема сдобы. — Новосибирец, 1990.
философии, существовали развитые представления о Судьбе (миф об Эдипе). Роль древнегреческой мифологемы судьбы, как предвосхищения идеи закона, прежде всего состоит в том, что в ней представлена такая существенная черта закона как необходимость. Ахейское (или микенское) слово «айса» в «Илиада» и «Одиссее» означает «судьба». Греческое слово «мойра» в значении «часть», «доля» в гомеровском эпосе, в его последнем значении, является главным термином для обозначения судьбы. Также у Гомера встречаются выражения: «назначенный день», «предопределенный день», «судьбин день», непосредственно выражающие идею представления, которая составляет центральный пункт в размышлениях о судьбе, а именно, день, в отличие от остальных, который изменить нельзя.
В работе Даниила Андреева «Роза Мира» дано представление о Пути, как постоянно возникающих диадах118, после выбора одной из которых дальнейший путь предопределен до последующей диады. То же мы находим и у Борхеса в новелле «Сад расходящихся тропок»: та же идея о диадах, но про грессирующая в том смысле, что проблемы выбора, как такового, не существует, так как выбираются сразу все варианты. Уже в греческой философской системе темы предопределенности (миф об Ахиллесе) и выбора (миф о Дедале) — одни из основных тем.
Существовало в древнегреческой философии и такое Понятие как «Кера», которая, по представлениям древнегреческих философов и мистиков, давалась человеку в момент его рождения и сопровождала его всю жизнь (Ангел-хранитель, Демон-искуситель, Кера-Карма). Но каждая Кера отвечала за реализацию только одного жизненного пути (здесь «путь» надо понимать как «ведущий к определенному концу», то есть имеющий определенное завершение (свершение). У Ахилла, например, две Керы и, следовательно, два возможных жизненных пути. Как писал Платон в своем труде «Государство»: «Добродетель не есть достояние кого-либо одного: почитая или не почитая ее, каждый приобщится к ней больше или меньше. Это вина избирающего: бог — невиновен». И через столетия в унисон звучат слова: «...отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование». Мы не ошибемся, если скажем, что оба эти автора, несмотря на разделяющие их временные пространства, сходятся во мнении, полагая, что свободой выбора душа обладает только перед выбором образчика своей будущей жизни, а затем этот выбор обуславливает фатальность существования человеческой судьби созвучно идеи Д. Андреева в «Розе Мира».
В греческой народной вере герой был духом умершего, который еще при жизни обладал силами, далеко превосходящими силы любого обыкновенного смертного119. Таким образом, смерть как бы еще больше увеличивала силы героя, еще при жизни возвышавшегося над другими людьми. Герой приобретал свою силу в смерти («вырваться из круга перерождений» — эта тема является одной из основополагающих в «Тибетской книге мертвых»120, и ее же мы видим в основе философской системы герметиков). Очевидно, что воспринятая подобным образом смерть не только и не столько обнажала индивидуальность человека, но, в известной мере,•, и определяла ее: Отсюда: не только рождение, но и смерть определяет удел человека (родиться мало — необходимо еще достойно завершить жизненный путь). Преодоление жизни через продление жизни посредством рождения новых и новых поколений — это главное для рода. А для индивида, разумеется индивида, достигшего определенного уровня Личностного самосознания, главным в его жизненном пути является встреча со смертью, так как она выявляет его индивидуальность (то есть характер смерти) (Ахилл и Эвхенор). Собственно рождение не столь важно для индивида, поскольку он застает себя уже живущим на Земле, и, следовательно, само физическое рождение не было для него объектом непосредственного переживания. Следовательно, главными переживаниями для его сознания становятся Жизнь (Путь), духовное рождение, происходящее в процессе осознания сути этого Пути, и Смерть, как логическое завершение жизни, призванное венчать ее. Смерть принимается безропотно только при том условии, что она возвеличит героя (человека), выявив его индивидуальность, станет средством утверждения его воли в определении судьбы. Таким образом, через смерть, через принятие своей смерти, человек становится;; творцом и своей жизни и ее финала, обретает жизнь вечную. Например, в скандинавских мифах, ушедший из мира в бою, с оружием в руках, попадает к Одину на пир. Данное представление определяет и уклад жизни и ее цель.
118 Андреев Д.Л. Роза Мира. — М„ 1992.
119 Ранк. Миф о рождении героя / Пер. с ажл. — И., 1997.
120 Тибетская книга мертвых / Пер. с англ. — СПб., 1992
Одна из самых ярких особенностей древнегреческих представлений о судьбе состоит в том, что судьба предстает не просто как весь жизненный путь человека от рождения до смерти, но индивидуальная, неповторимая жизненная доля, которая у каждого человека своя. Здесь возникает тесная связь концепта судьбы с идеей справедливости (женихи Пенелопы) и идей справедливости с темой возмездия: Дика — богиня правосудия; Немезида — богиня возмездия. Дика и Немезида олицетворяют принцип справедливости, который •имеет разумное оправдание в самом себе, в собственном содержании. Справедливость и есть разумное основание, внутренний закон. (Древняя Греция — идея справедливости; Индия — карма; герметики, христианство — принцип равновесия). Но идея подчинения безличностной необходимости формировалась лишь в той мере, в какой выкристаллизовывалась идея свободы, идея человеческой личности (например» контраст рабской доли и доли свободного человека).
Таким образом, в развитии мифологемы судьбы можно выделить три главные тенденции:
1) безличностно-фаталистическую;
2) личностно-волюнтаристическую;
3) равенство сил судьбы и личности.
Сходные мысли можно найти и у Адлера, чью концепцию о неразрывной связи между жизненным стилем в бодрствовании и стилем сновидений мы положили в основу нашего исследования, соединив ее с Юнговской техникой амплификации и методом контент-анализа. Кроме того, для нас, в рамках4 данного исследования, интересными оказались результаты, полученные Домино в 1985 году. А именно: Домино121 вывел прямую зависимость между творческими способностями и способностью видеть сны. Он объяснял этот результат тем, что творческое поведение и погружение в сновидение включают в себя способность к расслаблению, которая и освобождает личность от повседневного рационального сознания. Эти данные и послужили критерием для отбора в группу реципиентов, а именно:
1) наличие законченного высшего образования;
2) способность видеть и запоминать сновидения.
Наше феноменологическое исследование имело две цели.
Первую — практическую, основанную на предшествующих изысканиях в области сновидений, — через работу со сновидениями сфокусировать внимание реципиентов на внутреннем мире, через это восстановить утраченные и (или) создать новые связи с подсознанием, и, как следствие, привести к гармонизации личности, улучшению ее взаимоотношений с внешним миром, разрешению проблем личностного роста. Сновидения в этом случае выполняли две функции:
1) «отвлечение» сознания от проблем реальности, что должно способствовать «снятию» психологических барьеров и внутреннему раскрепощению;
2) роль «экрана» для диагностики и отслеживания психоэмоционального состояния реципиенте» в ходе эксперимента.
С этой целью реципиентам было дано задание: в течение трех недель вести дневники сновидений, в которых записывать сны, приснившиеся за это время, или те, которые они вспомнят по каким-либо причинам, а также эмоции, сопровождающие их во время и после окончания сновидения, события, происходящие в реальности, в том случае, если испытуемые находили какую-либо взаимосвязь между ними и сюжетом сновидения. Кроме того, все задействованные в эксперименте были обследованы до и после его окончания. Им были предложены:
1) опросник Джерсайлда—для вскрытия проблем личности и отслеживания возможных ш разрешений;
2) опросник Цунга надепрессивность — с целью определения психоэмоционального состояния реципиентов;
3) тест УСК для определения уровня субъективного контроля;
4) составленный нами опросник для выявления существующих взаимосвязей между сновидениями и реальностью и сопровождающих их эмоций (гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление, презрение).
Данные эмоции были выделены в результате многочисленных межкультуральных экспериментов и определены исследователями как универсальные, межкультуральные и вне-исторические и положены в основу различных методов по оценке и измерению экспрессии. Например: FAST, FACS, метод П. Экмана и У. Фризена (PFA, 1976), JACFEE (усовершенствованный П. Экманом и Д. Матсимотой PFA в 1988 году122).
121 Domino G. Primary process thinking in dream reports as related to creative achievement//Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1976. » 44. P. 929-932
122 Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.М. Маничева. — СПб., 2000. С. 468.