Методика расчета и корректировки регулируемых цен

 

Экономически обоснованная цена на продукцию АПК должна возмещать прежде всего общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции при нормальном уровне интенсивности и эффективности производства. По расчетам БелНИИ аграрной экономики, для обеспечения конкурентоспособности отечественной растениеводческой и животноводческой продукции достигнутую в последние годы продуктивность растениеводства и животноводства необходимо повысить в 2,5 раза, себестоимость единицы продукции — снизить в 2—3 раза. Для этого следует довести среднесуточный прирост живой массы крупного рогатого скота до 1000 и свиней — до 500 г., годовой удой молока на фуражную корову — до 4100 кг при затратах кормов соответственно 7,0, 3,5 и 1,0 ц корм. ед. на центнер продукции.

Государственная закупочная цена на сельскохозяйственную продукцию должна обеспечивать возможность каждому нормально работающему товаропроизводителю не только возместить нормативную себестоимость сельскохозяйственной продукции, но и получить чистый доход, достаточный для уплаты земельного налога, налога на добавленную стоимость, на отчисления в централизованные фонды социального обеспечения и страхования, а также на создание внутрихозяйственных фондов экономического и социального развития для обеспечения достаточно высоких темпов расширенного воспроизводства и социальной защиты трудового коллектива. При нынешней острой потребности в обновлении, технической реконструкции и модернизации основных фондов колхозов и совхозов закупочные цены должны обеспечивать рентабельность сельскохозяйственного производства на уровне 4 5—50 %. По расчетам Белорусского НИИ аграрной экономики, в целях обеспечения экономических условий для нормального развития сельскохозяйственных предприятий при достижении указанной рентабельности необходимо около двух третей прибыли направлять в фонд накопления, свыше 15 % использовать для пополнения собственных оборотных средств и около 20 % направлять в фонд потребления.

В условиях трансформационного периода представляется целесообразным сохранить действующую практику индексации минимальных закупочных цен, хотя и она не является достаточно совершенной. Проиндексированные закупочные цены должны в полной мере компенсировать удорожание оптовых цен на промышленные средства производства, на минеральные, сырьевые и топливно-энергетические ресурсы. На практике же проектные уровни индексируемых закупочных цен зачастую корректируются финансовыми и ценно утверждающими органами в сторону снижения. Дотационные надбавки к закупочным ценам на продукцию низко рентабельных и убыточных хозяйств, располагающих худшими природно-экономическими условиями, ассигнующиеся из фонда финансовой поддержки сельских товаропроизводителей и аграрной науки, целесообразно включить в номинальный уровень этих цен, дифференцированных по группам хозяйств республики.

Периодичность пересмотра (индексации) регулируемых закупочных цен зависит от этапов пересмотра оптовых цен, сезонности производства различных сельскохозяйственных продуктов и некоторых конъюнктурных условий. для расчета паритетных индексов следует использовать динамику оптовых цен на продукцию товаропроизводящих отраслей отечественной промышленности и цены на импортируемые из зарубежных стран сырье, топливно-энергетические ресурсы. Отслеживание динамики закупочных и оптовых цен должно осуществляться систематически, а корректировка закупочных — ежеквартально.

В связи с формированием общего аграрного рынка (ОАР) с Россией, а затем и с большинством стран СНГ с дальнейшим развитием рыночных отношений отечественный ценовой механизм пополнится новыми разновидностями цен приобретения и реализации продукции. Минимальные гарантированные закупочные цены призваны сужить нижним пределом рыночных цен с учетом издержек на транспортировку и таможенно-налоговых платежей. Подобные цены будут применяться заготовительными организациями республики и стран—участниц ОАР для гарантированных закупок сельскохозяйственной продукции. Верхним пределом свободных рыночных цен будут целевые расчетные цены, выступающие в качестве торгового их уровня с учетом таможенных сборов на продукцию в рамках ОАР. При этом предполагается практиковать метод залоговых закупок продукции с помощью кредитных ресурсов под залог произведенной продукции. В целях стабилизации национальных аграрных рынков и их разгрузки от товарных излишков могут создаваться резервные продовольственные фонды, защищающие свободные рыночные цены от конъюнктурного спада. Наряду с залоговыми могут формироваться целевые и пороговые цены, устанавливаемые по соглашению стран—участниц общего аграрного рынка.