Предварительное обследование и согласование условий проведения аудита.

Регулируется федеральным правилом (стандартом аудита) ФПСАД№ 12 «Согласование условий проведения аудита» может быть применено и при оказании услуг по проверкам, не являющимся аудитом или специальным аудиторским заданием, а также по сопутствующим аудиту услугам.

в договоре на оказание аудиторских услуг (письме о проведении аудита) указываются:

1) цель аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) объем аудита, включая ссылки на законодательство РФ и ФПСАД;

4) аудиторское заключение и любые иные документы, которые предполагается подготовить по результатам аудита;

5) информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск необнаружения искажений, в том числе существенных, бухгалтерской (финансовой) отчетности;

6) требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;

При проведении повторяющихся на протяжении ряда лет аудиторских проверок аудитор должен решить, есть ли необходимость в пересмотре условия аудиторского задания или напоминании аудируемому лицу о существующих условиях задания.

Аудитор может принять решение не составлять каждый раз новое письмо о проведении аудита. Однако составление нового письма целесообразно при появлении:

- любого признака, указывающего на неправильное понимание аудируемым лицом цели и объема аудита;

- любых пересмотренных или особых условий аудиторского задания;

- кадровых изменений в высшем руководстве, совете директоров или структуре аудируемого лица;

- изменений в структуре собственности аудируемого лица;

- значительных изменений характера или масштабов деятельности аудируемого лица;

- требований законодательства РФ.

В случае если аудируемое лицо до завершения выполнения аудиторского задания обратится к аудитору с просьбой изменить его условия на условия, предусматривающие более низкий уровень уверенности в достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, чем разумная, аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения.

Просьба аудируемого лица к аудитору об изменении аудиторского задания может быть вызвана изменением обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуги, неправильным пониманием характера аудита или сопутствующих услуг, запрашиваемых изначально, либо ограничением объема аудита, устанавливаемым руководством аудируемого лица или связанным с другими причинами. Аудитору необходимо тщательно изучить причину данной просьбы и возможные последствия ограничения объема аудита.

Прежде чем согласиться на такое изменение условий аудиторского задания, которое может привести к замене аудита сопутствующими аудиту услугами, аудитор должен рассмотреть возможные правовые последствия таких изменений.

Аудитор не должен соглашаться на изменение условий задания при отсутствии разумного обоснования. Например, он не должен идти на изменение условий задания в случае, если не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении дебиторской задолженности, а аудируемое лицо обращается к нему с просьбой изменить задание по проведению аудита на задание по проведению обзорной проверки во избежание получения от аудитора мнения с оговоркой или отказа аудитора от выражения мнения.