Разными методами и способами
1. Ознакомьтесь с содержанием статьи Т.В. Смо-леусовой «Этапы, методы и способы решения задачи» // Начальная школа. – 2003. - №12. Ответьте на следующие вопросы.
· Как автор трактует понятия «метод решения задачи» и «способ решения задачи»?
· С точки зрения трактовки автором метода решения задачи обоснуйте или опровергните возможность существования табличного метода решения задачи.
· Указан ли автором общий принцип решения задачи алгебраическим методом?
· Как автор статьи рекомендует обучать решению задач разными способами?
2. Заполните таблицу, указав виды методов и способов решения задачи, формы записи их решения и способы проверки правильности решения задачи.
Таблица
| Методы решения задачи | Способы решения задачи | Формы записи решения задачи | Способы проверки правильности решения задач |
3. На примере ниже данной задачи приведите пример рассуждений, которые следует проводить, решая задачу тем или иным методом.
Задача. Во второй корзине на 8 кг яблок больше, чем в первой и на 4 кг меньше, чем в третьей. В четвертой корзине яблок столько, сколько в первой и второй корзинах вместе. Сколько килограммов яблок в четырех корзинах вместе, если в первой корзине 20 кг?
4. Решите задачу разными способами. Приведите примеры рассуждений, которые должны проговаривать дети, выполняя тот или иной способ решения задачи.
Задача. Каменщик укладывает 4 000 кирпичей за 8 часов, а монтажник с помощью крана укладывает один блок, заменяющий 800 кирпичей за 16 минут. Во сколько раз меньше времени требуется монтажнику, чтобы уложить блоки, заменяющие 4 000 кирпичей?
Какие приемы можно использовать, чтобы помочь детям найти новый способ решения задачи?
Какие приемы используются с этой целью авторами учебников по математике для начальных классов?
5. Рассмотрите вариант дифференцированной работы с учащимися при обучении решению задач разными способами.
| 1 группа детей | 2 группа детей | 3 группа детей |
| Задача. В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых. Три яблока съели. Сколько яблок осталось в вазе? | Та же, что и для 1 группы детей. | Та же, что и для 1 группы детей. |
| Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом? | Решите задачу двумя способами. | Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами. |
Приведите примеры своих заданий для реализации дифференцированного подхода при формировании умения решать задачи разными способами или методами.
6. Приведите примеры математических задач, которые можно использовать при формировании свойств арифметических действий.