Вопросы и задания для самопроверки
1. Дайте определение понятию «воспитательная система».
2. Приведите примеры и объясните сущность наиболее распространенных воспитательных систем образовательных учреждений.
3. Дайте характеристику авторитарной и гуманистической воспитательным системам.
4. В чем особенность современной воспитательной системы в профессиональных училищах.
5. Как изменилась цель-идеал в современной системе?
6. Культура будущего рабочего и особенности ее формирования.
7. Приведите и объясните содержание основных элементов культуры личности будущего рабочего.
8. Каковы критерии успешности формирования культуры личности будущего рабочего.
9. Приведите структурный состав компонентов воспитательной системы и дайте их характеристику.
Рекомендуемая литература к разделу 5
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
2. Воспитательная работа в новых условиях. Научно-метод. сборник. Авторы-составители: И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко – М.: Издательский Центр НОУ ИСОН, 2003.
3. Ежеленко В.Б. Методы воспитания в педагогической среде. – СПб, 1992.
4. Зеер Э.Ф., Хасанова И.И. Социально-профессиональное воспитание в вузе: Практико-ориентир. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.
5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
6. Караковский В.А. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски. – М., 1989
7. Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых // Как любить ребенка.-М., 1990.
8. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 1997.
9. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания // Избр.пед.соч.: В 2т. - М., 1977. - Т. 1.
10. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2003.
11. Паркинсон К.Н. Дети, как их воспитывать. - М., 1993.
12. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
13. Сидоркин А.М. Методы воспитания // Магистр. - 1992. - №1.
14. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Киев, 1975.
15. Таланчук Н.М. Воспитание – синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. – Казань: «Дом печати», 1998.
16. Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания. - М., 1993.
17. Учимся думать о себе и о других / Сост. Н.П. Лукина, Г.В. Пенькова, Н.И. Элиасберг. - СПб, 1996.
* Народное образование в СССР: Сб. докладов. 1917-1973. – М., 1974. С. 240.
* Социально-профессиональное становление молодежи: Тезисы докладов международной научно-практической конференции (17-18 мая 1999 г.). – Казань, ИСПО РАО, 1999. – 176 с.
* Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Современный учащийся НПО (всероссийское социологические исследование). – М.: Издательский центр АПО, 2002.
* Ст.2, п. 1. Закона РФ «Об образовании» (1997 г.).
* Макаренко А.С. Соч. в 8 т. М., 1985. С. 121.
* Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избр. пед. соч. в 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 142.
** Макаренко А.С. Соч. В 8 т. Т. 4. М., 1984. С. 150.
* Ткаченко Е.С. Социопедагогическая диагностика как основа выделения новых принципов и моделей воспитания // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. тр. Вып. 2 / Отв. редактор Г.Д. Бухарова. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2004. – С. 8-21.
* Здесь термин «убеждение» употребляется в двух значениях: убеждение как форма сознания и убеждение как метод воспитания, что следует различать.
* Концепция – генеральный замысел, определяющий стратегию действий.
* Интериоризация (от лат. Interior – внутренний), переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидуумом внешних действий с предметами и социальных форм общения.
* Подход – это совокупность приемов, способов изучения чего-то (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.
** Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 89.
* Синергия (от гр. synergeia – сотрудничество, содружество) – совместное действие
* Российская педагогическая энциклопедия. Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», М., 1993. Т.1. – С. 169.