ГЛ А В А 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Психология, согласно классификации Б. М. Кедрова, находится на стыке трех дисциплин: естественных,
социальных и философских. Поэтому, как любое развивающееся явление, психология постоянно
изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты. Это, в свою
очередь, приводит к возникновению новых отраслей психологии.
Общим для всех отраслей психологии остается то, что все они изучают факты, закономерности и механизмы
психики в различных условиях и на разном уровне развития. Ядром современной психологии является
общая психология.
Общая психология изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Общая
психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией. Общая психология
включает в себя четыре основных раздела: общетеоретический (вопросы возникновения и функций
психического), психологию познавательных процессов (психология ощущения и восприятия, психология
памяти, психология мышления и речи, психология воображения), психологию регулятивных процессов
(психология эмоций и мотивации, психология внимания, психология воли) и психологию личности.
Общая психология является фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической
науки.
Отрасли психологии классифицируют и различают по нескольким критериям.
1. Конкретная деятельность: психология труда, педагогическая психология, психология спорта, психология
искусства, медицинская психология и др. :
— психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, исследует профессиональные особенности человека, закономерности развития трудовых навыков, влияние условий на деятельность. Психология труда имеет ряд разделов: инженерная, авиационная, космическая психология;
— педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания. Она занимается изучением проблем усвоения приемов и навыков учебной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, занимается проблемой взаимоотношений между педагогом и учеником. К разделам педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя;
— медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. К медицинской психологии относятся такие разделы, как нейропсихология (проблема нарушений психики с мозговыми поражениями), психофармакология, психотерапия;
— юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, криминальную и исправительно-трудовую психологию.
2. Критерий развития: психология развития, возрастная психология, психология аномального развития,
сравнительная психология:
— возрастная психология изучает различные психологические процессы и качества развивающегося человека, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и характерные особенности каждого возраста. Эта область психологии делится на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию;
— психология аномального развития изучает различные отклонения в развитии психики человека. В ней существуют области патопсихологии, олигофренопсихологии, сурдопсихологии и др. ;
— сравнительная психология изучает и сопоставляет психику животных и человека, причины
существующих сходств и различий. В свою очередь, одним из разделов сравнительной психологии является
зоопсихология.
3. Критерий отношений личности и общества: социальная психология.
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Сюда входят:
— социально-психологические явления в больших группах. Проблемы массовой коммуникации, механизмы
воздействия СМИ на различные общности людей, проблемы психологии классов, наций, общественных
настроений. Сейчас это одна из самых популярных областей психологии;
— социально-психологические явления в малых группах. Проблемы психологической совместимости,
межличностные отношения в группах, степень сплоченности группы, ценностные ориентации в группе,
проблема лидерства;
— социальная психология личности. Направленность личности, самооценка, психологическая устойчивость
личности и внушаемость, социальные установки личности.
Существуют и те области психологии, которые трудно классифицировать и определить в одну группу, например психология творчества, психология личности, генетическая психология и др. В последние годы интенсивно развивается практическая психология. Увеличивается потребность общества в психотерапевтах и психологах-консультантах, способных помочь в разрешении различных межличностных и личностных проблем. Прослеживается тенденция к становлению практической
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. - 248 с. 9
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 10 of 147
психологии как особого вида психологической науки.
В настоящее время не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология —
наука молодая, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых
отраслей.
Термин «психология» образован от греческих слов psyche — душа, психика и logos — смысл, разум,
познание, изучение, исследование (по аналогии с традиционным наименованием наук, где одна часть
обозна-
чает объект науки, а другая — способ его постижения). Таким образом, в буквальном смысле психология —
это знание о психике, наука, изучающая ее.
По словам Ю. Б. Гиппенрейтер, «это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика
— это свойство высокоорганизованной материи. Если же иметь в виду психику человека, то к словам
«высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — это самая
высокоорганизованная материя, известная нам»1.
А. Н. Леонтьев, один из основоположников советской психологии, дает следующее определение этой науке: «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в процессе жизни и деятельности человека»2.