Мир товаров многообразен. Классификация товаров по некоторым критериям представлена в таблице 8.1.

Таблица 8.1 - Классификация товаров

Критерий Основные группы товаров
Целевое назначение - Потребительские товары (товары повседневного спроса*, предварительного выбора, особого спроса и пассивного спроса); - Товары производственно-технического назначения (промышленные товары).
Тип рынка Товары, поставляемые на: - потребительский рынок; - рынок производителей; - рынок посредников; - рынок общественных организаций.
Готовность к употреблению Сырье, материалы, полуфабрикаты, изделия, детали.
Число потребителей - Товары массового пользования; - Товары индивидуального пользования.

 

*Товары повседневного спроса дополнительно подразделяются на:

- основные товары (хлеб, сигареты);

- товары импульсной покупки (мороженое);

- товары для экстренных случаев (лекарства, полиэтиленовые пакеты).

Классификация и характеристика основных типов потребительских товаров приведена в таблице 8.2.

Таблица 8.2 – Классификация и характеристика основных типов потребительских товаров

Маркетинговые факторы Типы потребительских товаров
Товары повседневного спроса Товары предварительного выбора Товары особого выбора Товары пассивного спроса
Покупательское поведение Покупки частые, без раздумий и при минимальных усилиях на их сравнение Менее частые покупки, значительный уровень планирования и покупательских усилиях, различные марки товаров сравниваются по цене, качеству и стилю Сильно выраженные приверженность, "верность" маркам; особые усилия при покупке; сравнение между отдельными марками почти не производится; низкая ценовая чувствительность Малая осведомленность о товаре (даже в случае осведомленности, слабый или отрицательный интерес)
Цена Низкие цены Более высокие цены Высокие цены Различные цены
Распространение Повсеместно в удобных для покупателя местах Выборочное распространение в нескольких торговых точках Эксклюзивное распространение только в одном или в нескольких магазинах на всей территории рынка В различных местах
Продвижение на рынок Широко рекламируется производителем Рекламируются и продаются производителями или посредниками Более тщательно спланированная реклама как производителем, так и посредниками Агрессивная реклама и личная продажа производителем и посредником
Примеры Многие продукты питания и сангигиены, журналы, стиральные порошки, табачные изделия, хозяйственные мелочи Большинство бытовых приборов, телевизоры, мебель, одежда, средства производства Предметы роскоши или драгоценные камни, особо модная одежда, автомобили Страхование жизни, донорская сдача крови, облигации государственного займа