ЗАГАДКА ПЕРСОНАЛЬНОГО ТОЖДЕСТВА

недавно я перелистывал альбом со старыми фотографиями. На этих фотографиях я видел себя на разных этапах моей жизни. Вот я лежу в детской кроватке, иду в школу в своей первой школьной форме, получаю диплом об окончании университета. Поразительно, как сильно я изменился за все эти годы — и физически, и психически. Мое тело, например, стало намного больше, а память увеличилась в сотни раз. Тем не менее, несмотря на все эти изменения, на всех фотографиях был я. Так что же такого было в людях, запечатленных на этих фотографиях, спросил я себя, что всех их делало мной? Что связывало всех этих индивидов в единственного человека? Что такое «Я»?

Биологическая теория

На мой вопрос имеется ответ, кажущийся вполне правдоподобным. Когда я гляжу на фотографии в моем альбоме, я вижу один и тот же живой организм в разные периоды его жизни — конкретного представителя вида Homo sapieп . Я не имею в виду, что в каждом случае это один и тот же сгусток материи. Материал, из которого состоит мое тело, постоянно заменяется, так что только очень небольшая часть атомов, из которых состояло мое тело несколько лет назад, сохраняется в нем сейчас. На фотографиях я вижу скорее одно и то же живое существо, один и тот же биологический организм на разных этапах его развития. Может быть, в таком случае каждый человек, по сути дела, является неким животным. Если это так, то каждый человек умирает, когда умирает его организм.

Эту теорию относительно сущности и смерти человека будем называть биологической теорией. На первый взгляд биологическая теория кажется весьма здравой — по крайней мере до тех пор, пока мы не задумались над таким случаем.

Случай пересадки мозга

Однажды ночью, когда Фрейя и Ферн спали, рядом с их домом опустилась летающая тарелка инопланетян. Инопланетяне прокрались в дом, тихо проникли в спальни и произвели над Фрейей и Ферном сложную хирургическую операцию. Они вскрыли им череп и извлекли живой мозг, затем мозг Фрейи поместили в череп Ферна, а его мозг — в череп Фрейи, тщательно подсоединив все кровеносные сосуды и нервные окончания. Устранив все видимые следы произведенной операции, инопланетяне покинули дом.

Утром люди проснулись как обычно. Человек, лежавший в кровати Фрейи, встал на пол и

посмотрел на свои ноги. Ему оказалось, что его тело изменилось. А когда он взгля­нул в зеркало, то едва не потерял сознание от изумления и ужаса. На его смотрело лицо Фрейи, а вовсе не то лицо, которое он привык видеть каждый день! Он бросился в соседнюю спальню. «Что про­ходит? — вскричал он при виде Ферна. — Почему ты выглядишь как я, а я в точности похож на тебя?»

Конечно, у нашей медицины еще нет возможности осуществлять такого рода операции. Кажется, однако, нет принципиальных причин, запрещающих переносить мозг из одного тела в другое. Мы уже пересаживаем различные органы и конечности от одного организма другому. Почему бы когда-то не дойти и до мозга?

Теперь поставим вопрос: кто из них Фрейя, а кто — Ферн. Руководствуясь интуицией, большинство из нас скажет, что в данном случае два человека просто обменялись телами. Фрейя теперь находится в теле Ферна, а Ферн — в теле Фрейи.

Но почему? В конце концов, когда пересаживают какой-то другой орган, печень, скажем, или даже сердце, личность остается на своем месте. Почему, когда пересаживают мозг, происходит и перемещение личности?

Ответ, конечно, заключается в том, что психическую сторону личности определяет прежде всего мозг. Ваши воспоминания, способности, различные особенности xaрактера, например, в значительной мере зависят от того, как функционирует ваш мозг—как соединены в нем нейроны, каков его химический баланс и т.п. Поэтому когда мозг Ферна был перемещен в тело Фрейи, вместе с ним были перемещены и эти психологические особенности личности Ферна. Спросите у человека, имеющего тело Фрейи: «Кто вы?», и вы услышите: «Я — Ферн», ибо у этого человека сохраняются воспоминания Ферна и все психологические особенности его личности. Но тогда он обладает всеми существенными признаками Ферна, хотя и находится в теле Фрейи.

Проблема для биологической теории

Но если моя интуиция верна и Фрейя с Ферном просто обменялись телами, биологическая теория личности ошибочна. Хотя каждый из нас может всю жизнь прожить с одним и тем же биологическим телом, в этом нет никакой не­обходимости. Тогда личность нельзя просто отождествлять с биологическим телом. Вам случайно досталось какое-то тело, но вы могли бы в принципе обойтись без него.

Мозговая теория

По-видимому, биологическая теория ложна. Однако мы можем слегка изменить ее. Можно считать, что не все биоло­гическое тело существенно для личности, а только часть его, а именно мозг. Наша интуиция относительно случая с пере­садкой мозга согласуется с этой измененной теорией, ибо при пересадке мозга личность остается там, где находится мозг человека. Поэтому теория, отождествляющая вас с вашим мозгом, по сути дела, верна. Назовем ее мозговой теорией.

Немногие философы готовы признать мозговую теорию. Одна из наиболее очевидных проблем, возникающих перед ней, иллюстрируется следующей историей.

Мозговой транслятор

Вот мозговой транслятор. Прикрепим его к чьей-нибудь голове и включим. Он точно запишет все, что происходит в мозге человека: как взаимодействуют нейроны, протекают химические реакции и т.п. Вся эта ин­формация запоминается. Поместим этот прибор на голову другого человека, нажмем соответствующую кнопку, и в мозге этого человека прибор воспро­изведет ту картину, которую он записал с мозга первого человека. Нейроны головного мозга у второго человека образуют те же связи, которые были у пер­вого. Работа желез внутренней секреции будет отрегулирована так, как и у первого человека. В итоге тело второго человека обретет психологические свойства, ранее присущие телу первого.

Конечно, в настоящее время такое технически невозможно. Однако никаких принципиальных препятствий для разработки такого механизма не существует.

Теперь предположим, что вместо пересадки мозга у Фрейи и Ферна мы просто воспользовались нашим мозговым транслятором. Мы передали психические свойства тела Фрейи Ферну, а телу Ферна — психические свойства тела Фрейи.Вопрос: где теперь находятся Фрейя и Ферн?

Моя интуиция говорит о том, что Фрейя находится в теле Ферна, а Ферн заключен в теле Фрейи. Они обменялись телами. В конце концов, человек, находящийся теперь в теле Фрейи, будет думать о себе, что его зовут Ферн. У него сохранятся все вспоминания Ферна, умственные навыки и недостатки. Он будет обладать всеми теми чертами, которые существенны для Ферна.

Обратим внимание на то, что ни одна физическая частица Ферна не перешла в тело Фрейи, даже мозг. Поэтому кажется, что и мозговая теория также неверна. В принципе личность способна существовать не только вне тела, но, даже и вне своего первоначального мозга.

Орудия мысли: философия и научная фантастика

Здесь вы можете выразить удивление по поводу использования научно-фантастических историй для извлечения философских выводов. «Такие истории, — можете вы сказать,
ничего нам не дают. Они ведь не являются истинными. Как можно прийти к философскому пониманию, просто рассказывая сказки?» -

На этот вопрос имеется один традиционный ответ (я предоставляю вам самим решить, насколько он адекватен). Философов интересует не то, что действительно происходит, а то, что является существенным. Ученый исследует реальное положение дел — каковы законы природы, как структурирован материя и т.п. Однако философа интересует не только то, что реально существует, но и то, что могло бы существовать. Мы размышляем о том, что могло бы быть истинно в принципе.

Проверить, может ли что-то быть истинным в принципе, мы можем, создавая научно-фантастические сценарии. Рас­смотрим, например, философское утверждение о том, что личность тождественна конкретному живому организму, так что для личности принципиально невозможно существовать вне тела. Для опровержения этого утверждения мы можем представить себе в принципе возможную ситуацию, в кото­рой личность и ее тело разделены. Существует ли медицинс­кая, техническая или научная возможность реализации та­кой ситуации, не имеет никакого значения.