Современные подходы к анализу рентабельности предприятия
В настоящее время очень важно понимать, какие коэффициенты анализа рентабельности основные, но существует такая проблема, как наличие множества разных мнений об этих коэффициентах. Они различаются по содержанию и по направленности. В связи с этим особенно актуальным является уточнение и выбор наиболее важных показателей рентабельности.
По мнению В. Д. Грибова, И. Н. Иванова и В. К. Скляренко, коэффициенты рентабельности можно подразделить на следующие группы:
1) Рентабельность отдельных видов продукции – характеризует прибыльность различных видов продукции;
2) Рентабельность продаж – показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации;
3) Рентабельность активов - характеризует отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов;
4) Рентабельность текущих активов;
5) Рентабельность чистых активов;
6) Рентабельность собственного капитала – характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, в том числе после уплаты налогов и процентов за кредит. [1, C. 332; 2, С. 250; 3, С. 196].
Такую же классификацию выделяет А. М. Ковалева, только без рентабельности текущих, чистых и рентабельности отдельных видов продукции.
По мнению А. С. Паламарчук, коэффициенты рентабельности можно подразделить на следующие группы:
1) Коэффициенты рентабельности на базе объема выручки и реализации продукции (продаж);
2) Коэффициенты рентабельности на базе стоимости имущества и средств, с выделением производственных активов;
3) Коэффициенты рентабельности на базе оценки потоков денежных средств. [4, С. 247].
Данный автор не объясняет, почему выбрана именно эта классификация, также отсутствует характеристика каждого показателя.
А. Е. Карлик и М. Л. Шухгальтер выделяют только рентабельность активов, продаж и рентабельность инвестируемого капитала. Мы считаем, что это слишком узкая классификация, так как расчет только этих коэффициентов не даст полную картину о состоянии предприятия.
По мнению О. И. Волкова и О. В. Девяткина, в качестве оценочных коэффициентов часто используют следующие коэффициенты рентабельности:
1) Коэффициент рентабельности имущества, который показывает, сколько прибыли может быть получено на 1 руб. стоимости имущества;
2) Коэффициент рентабельности собственных средств, позволяющий судить, сколько приходится прибыли на 1 руб. капитала;
3) Коэффициент рентабельности производственных фондов, который дает информацию о том, сколько прибыли получено на 1 руб. вложенных основных и материальных оборотных средств;
4) Коэффициент рентабельности акционерного капитала, определяющий, сколько прибыли получено на 1 руб. средств собственников;
5) Коэффициент рентабельности финансовых вложений, определяющий размер прибыли, полученной от инвестиций;
6) Коэффициент рентабельности продукции, показывающий, сколько прибыли получено на 1 руб. затрат по производству и реализации продукции. [5, C. 440].
Также они выделяют рентабельность продаж, как и предыдущие авторы.
Ранее уже были описаны коэффициенты с такой же сущностью. Можно сказать, что авторы поменяли только название показателей и не совсем точно раскрыли суть коэффициентов, так как каждый показатель сам по себе и так подразумевает, что прибыль приходится на 1 руб. анализируемого объекта, т. е. на активы, затраты, капитал и др. Также хотелось обратить внимание на показатель рентабельности продукции. Так как, мы думаем, что необходимо уточнить, что именно реализованной продукции, потому что продукция может находиться на складе, что, по сути, не подходит по расшифровке данного показателя.
По мнению Е. С. Стояновой, наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового менеджмента являются коэффициенты рентабельности всех активов предприятия, рентабельности реализации, рентабельности собственного капитала.
Рентабельность всех активов является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевыми значениями.
Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. [6, C. 73].
Также классификация не совсем полная. В общем, по предприятию невозможно дать полную оценку, нужно, как минимум, не забывать и про рентабельность продаж. Вызывает также сомнение слово «конкурентоспособность», потому что, сравнивая с отраслевыми значениями, мы не можем судить о конкурентоспособности, можно лишь выявить эффективно ли работает предприятие. Не совсем понятно, что имелось в виду под сравнением с «возможным получением дохода от вложения», т. е. здесь не указано, каким образом необходимо это сделать.
По мнению В. В. Ковалева, показатели оценки эффективности инвестиций дополняются коэффициентами рентабельности продаж. Соответственно рассчитываются три показателя рентабельности продаж: норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции; норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции; норма чистой прибыли или чистая рентабельность реализованной продукции. [7, C. 385]. Данным автором отдельно выделена классификация рентабельности продаж, что очень важно, так как можно отдельно рассмотреть, сколько валовой, операционной и чистой прибыли в 1 рубле анализируемого объекта.
По мнению В. В. Жиделева, различают рентабельность производства и продукции. [8, C. 79]. Как говорилось ранее по другим авторам, дана слишком узкая классификация, которая не дает полной характеристики эффективности деятельности предприятия.
По нашему мнению, ни одна из предложенных классификаций не является удовлетворительной, так как выделены и раскрыты не все показатели, также ни один автор не предложил группировку по степени важности, именно поэтому в данной работе мы предложили собственную классификацию, показатели которой будут сгруппированы по степени убывания важности:
1. Рентабельность продаж на основе чистой прибыли, так как он позволяет оценить, насколько эффективно предприятие осуществляет свою деятельность в целом, то есть отношение чистой прибыли к выручке. Учитывая, что изучить прибыльность работы предприятия в целом важнее всего можно заключить, что его нахождение на первом месте обосновано.
2. Рентабельность реализации, то есть отношение прибыли от реализации к выручке. Он показывает, насколько прибыльна основная деятельность предприятия. Учитывая, что основная деятельность на подавляющем большинстве предприятий является основным источником прибыли можно заключить, что его присутствие на втором месте тоже обосновано.
3. Рентабельность активов, то есть отношение чистой прибыли к активам. Он показывает, сколько рублей чистой прибыли предприятие получает с одного рубля своих активов. Учитывая, что активы состоят из материальных и нематериальных ресурсов предприятия – узнать насколько эффективно они используются важнее всего после оценки прибыльности предприятия в целом и оценки прибыльности его основной деятельности. Это позволяет заключить, что его присутствие на третьем месте вполне обосновано.
В зависимости от целей анализа могут быть использованы и другие коэффициенты рентабельности, но выделенные автором три коэффициента в любом случае должны быть применены для анализа деятельности предприятия, причем в изложенной выше последовательности.
В результате в данной работе названы основные коэффициенты рентабельности, выделенные в порядке убывания степени их важности, что позволит упростить и ускорить оценку рентабельности на предприятиях.