Нормативно - правовое регулирование противодействия коррупции на муниципальном уровне.
Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, институтов гражданского общества в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пересечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Таким образом, на органы местного самоуправления в пределах их полномочий возлагаются обязанности по противодействию коррупции.
Соответственно, правовую основу такой деятельности будут составлять Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон о противодействии коррупции, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
принимать целевые программы по профилактике коррупции; проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов; проводить антикоррупционный мониторинг; совершенствовать организацию муниципальной службы; участвовать в формировании в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; организовать информирование граждан о деятельности органов местного самоуправления и о представляемых ими муниципальных услугах; создавать совещательные органы по противодействию коррупции.
Деятельность органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции складывается по нескольким направлениям: принятие муниципальных правовых актов по противодействию коррупции (сюда же можно отнести принятие антикоррупционных программ, планов противодействия коррупции и т.д.); проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов (а также установление порядка ее проведения); осуществление антикоррупционного мониторинга; создание совещательных и экспертных органов по противодействию коррупции; антикоррупционная пропаганда (в том числе организация антикоррупционного образования, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; информирование граждан о деятельности органов местного самоуправления и др.).
Таким образом, можно выделить как меры общего характера (принятие муниципальных правовых актов), на основе которых реализуются иные меры, меры, направленные на противодействие коррупции в системе органов местного самоуправления, и меры работы с гражданами и институтами гражданского общества по недопущению коррупционных проявлений.
Необходимо отметить, что использование какого-либо одного направления деятельности отдельно от других практически невозможно. Так, муниципальными правовыми актами будут предусматриваться: организация проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и проведение антикоррупционного мониторинга. К числу задач совещательных и экспертных органов, как правило, относится в том числе и проведение антикоррупционной пропаганды и т.д. Такой подход, несомненно, свидетельствует о реализации принципа комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, закрепленного ст.3 Федерального закона о противодействии коррупции.
Планы противодействия коррупции принимаются во всех муниципальных образованиях. Как правило, они включают перечень мероприятий по противодействию коррупции с указанием исполнителей и сроков исполнения.
К мероприятиям антикоррупционной направленности, встречающимся в муниципальных целевых программах, например, можно
также отнести:
1. Мероприятия по совершенствованию структуры муниципального аппарата и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц при условии их приоритета.
2. Контроль исполнения служебных полномочий и должностных инструкций муниципальными служащими.
3. Проверку соблюдения требований к служебному поведению муниципальных служащих.
4. Проверку своевременности представления в налоговые органы декларации о доходах муниципальных служащих.
5. Проверку деятельности муниципальных служащих с целью установления фактов занятий деятельностью, не предусмотренной законодательством о муниципальной службе (в части соблюдения ограничений и запретов при соблюдении защиты государством прав и законных интересов муниципальных служащих).
6. Контроль исполнения нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и прохождение муниципальной службы.
7. Мероприятия по обеспечению прозрачности проведения процедур, связанных с подрядами, тендерами, аукционами, торгами и т.д.
8. Проверку правильности выдачи разрешений, согласований.
Органами местного самоуправления могут быть созданы специальные
структурные подразделения, а также совещательные органы, в компетенцию которых входят вопросы противодействия коррупции. Это могут быть комиссии по урегулированию конфликтов интересов, экспертные советы по проведению антикоррупционной экспертизы законодательства и т.д.
Например, Комиссия по противодействию коррупции на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области является совещательным органом при главе городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Основными задачами Комиссии являются:
- участие в профилактике коррупции, устранение причин и условий, способствующих ее проявлению;
- подготовка предложений по совершенствованию правовых, экономических и организационных механизмов функционирования органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в целях устранения причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, в том числе разработка соответствующих законопроектов;
- выработка мер по совершенствованию работы с поступающими обращениями и жалобами граждан в части выявления коррупции в органах местного самоуправления;
- мониторинг состояния потребительского рынка, градостроительства, землепользования, жилищно-коммунального хозяйства, использования
природных ресурсов и природных объектов, расходования бюджетных средств, использования государственного, муниципального имущества, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, а также иных сфер деятельности в целях выявления коррупционных проявлений.
Проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, как правило, регулируется отдельными актами, определяющими порядок проведения экспертизы, а также субъекта, наделенного полномочиями по ее проведению. В разных муниципальных образованиях по-разному решается вопрос, какой орган местного самоуправления (структурное подразделение, отдел) будет осуществлять антикоррупционную экспертизу.
Это может быть:
- рабочая группа по противодействию коррупции в администрации муниципального района;
- комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы и антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов, включающая специалистов юридической службы, экспертов-специалистов в области применения анализируемых нормативных правовых актов, представителей общественности;
- экспертный совет по выявлению коррупционных факторов, формируемый представительным органом местного самоуправления;
- уполномоченный орган - администрация муниципального района.
Необходимо отметить, что деятельность органов местного самоуправления по противодействию коррупции непосредственно
осуществляется отдельными муниципальными служащими, на которых возложены соответствующие обязанности в той или иной сфере, по проведению отдельных антикоррупционных мероприятий и т.д.
Таким образом, муниципальные служащие в данном случае в пределах своих полномочий осуществляют деятельность по противодействию коррупции. В то же время следует отметить и специальные обязанности
муниципальных служащих в сфере противодействия и профилактики коррупции. Отдельно федеральным законом такие обязанности не выделены, однако в ряде статей Федерального закона о противодействии коррупции, Федерального закона о муниципальной службе такие обязанности закреплены.
Таким образом, основными направлениями противодействия коррупции на муниципальном уровне являются следующие:
- принятие МПА о противодействии коррупции в муниципальном образовании, в частности на муниципальной службе;
- организация работ общественного и депутатского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции на местном уровне;
- принятие муниципальных целевых программ противодействия коррупции;
- в размещении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования;
- в повышении эффективности функционирования системы контроля доходов должностных лиц муниципалитетов и членов их семей;
- в совершенствовании организации органов местного самоуправления и осуществления функций муниципального управления (определение полномочий по исполнению муниципального управления, а также функций муниципального контроля; выявление структурных подразделений и должностных лиц, несущих коррупционные риски; оптимизация управления в данной сфере; формирование реестра муниципальных услуг; подготовка и утверждение административных регламентов структурных подразделений; порядок взаимодействия в сфере оказания бюджетных и муниципальных услуг; подготовка методических рекомендаций по анализу функций органов местного самоуправления поселений; совершенствование практики работы контрольных органов администрации района; участие в работе коллегиальных органов администрации представителей общественности и бизнеса; ведение регулярного приема граждан должностными лицами администрации; совершенствование работы с обращениями граждан, поступившими по телефону горячей линии, в интернет-приемную, в письменном и устном виде);
- в совершенствовании кадровой политики (организация замещения муниципальных должностей муниципальной службы; формирование кадрового резерва муниципальных служащих на конкурсной основе; разработка и утверждение должностных регламентов; обеспечение мотивации муниципальных служащих к добросовестному исполнению должностных обязанностейи соблюдению антикоррупционного законодательства РФ; проведение проверок соблюдения муниципальными служащими запретов и ограничений, установленных законодательством; принятие мер по предотвращению конфликта интересов; разработка и внедрение принципов служебного поведения муниципальных служащих);
- в совершенствовании нормативно-правового регулирования муниципального управления (разработка и внедрение стандартов качества и регламентов оказания муниципальных услуг; проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления);
- в повышении уровня информированности граждан о деятельности органов местного самоуправления и мерах антикоррупционного воздействия (обеспечение прав граждан на информацию о деятельности органов местного самоуправления; предоставление достоверной информации о системе органов местного самоуправления и муниципальных нормативных правовых актах на официальном сайте администрации; опубликование официального сборника нормативных правовых актов районе; издание печатных материалов о деятельности органов местного самоуправления районе; осуществление антикоррупционной пропаганды и правового воспитания; проведение опроса населения по распространенности коррупционных проявлений в органах местного самоуправления; проведение семинаров с субъектами малого предпринимательства по вопросам антикоррупционной направленности);
- в совершенствовании механизма распоряжения муниципальным имуществом и бюджетными средствами (регламентация использования муниципального имущества с целью снижения коррупционных рисков; увеличение доли муниципальных контрактов, заключенных путем проведения запроса котировок и торгов; увеличение доли муниципального имущества, переданного путем проведения торгов по продаже имущества или права на заключение договора аренды; внедрение в практику муниципальных предприятий и учреждений заключения договоров путем проведения торгов);
- в организационных мерах (организация деятельности рабочей группы по снижению коррупционных рисков в администрации района; подготовка и реализация планов мероприятий по снижению коррупционных рисков; мониторинг выполнения плана мероприятий).