Экадашные небылицы.

Читатели эссе могут сравнить эти наставления Шрилы Прабхупады с экадашными историями о нём, которые доводится иногда слышать от проповедников, пытающихся убедить этими историями не ожидающую демагогических подвохов публику, что в Экадаши, якобы, необязательно поститься – достаточно воздерживаться от зернобобовых.

Если кому-то нравится проповедовать в самсаре, оставаясь её вечным узником, то воздержания от зернобобовых, действительно, достаточно. Но для обретения бхакти нужна, по крайней мере, уступка, избавляющая от нама-апарадхи несоблюдения Экадаши. Тогда за счёт шраванам-киртанам и других анг бхакти можно прогрессировать в развитии преданности. Однако с последствиями несоблюдения Экадаши, на которые обрекает воздержание от зернобобовых, невозможно преодолеть самсару – таково свидетельство Кришны, шастр и ачарьев.

Доказать принятым у вайшнавов способом, то есть свидетельством шастр, что в Экадаши достаточно воздерживаться от зернобобовых, невозможно; поэтому проповедники пытаются использовать в качестве «праманы» какой-нибудь нестандартный, экстремальный или выдуманный случай, приписывая его жизни какого-нибудь вайшнавского авторитета. Ниже мы рассмотрим два таких случая, один из которых связан с жизнью Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады.

Представьте человека, который решил повесить картину, но не нашёл молоток, чтобы вбить в стену гвоздь; вместо молотка он взял валявшийся под ногами слиток золота и вбил гвоздь им; после этого он хотел было выбросить слиток за ненадобностью, но, подумав, оставил – на тот случай, если вновь понадобится гвоздь вбить.

Именно так понимают ценность сокровища Экадаши-враты рассказчики этих историй. Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада имел высшую реализацию всех таттв! Именно он поведал о сокровенной природе Экадаши, уходящей корнями во Врадж Голоки. Он – хранитель гуру-парампары, её милости и чистоты, поэтому допустить мысль, что он дал повод ссылаться на себя, чтобы опровергать учение парампары относительно Экадаши, представленное Шрилой Санатаной Госвами в «Хари-бхакти-виласе», – это.... Не буду подсказывать, что это такое, а спрошу: если Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада (доверенная служанка Шримати Радхики, Наяна-мани-манджари) принимал Шрилу Санатану Госвами (другую доверенную служанку Шримати Радхики, Лавангу-манджари) самым дорогим слугой Шри Чайтаньи Махапрабху – вишвамбхара прийанкара шри-сварупа дамодара шри-госвами рупа-санатана – то во что могут обойтись спекуляции на его жизни, направленные на то, чтобы отговорить слушателей принять авторитет «Хари-бхакти-виласы» Санатаны Госвами в таком принципиальном для обретения бхакти процессе, как соблюдение Экадаши? У меня мороз проходит по коже от этого вопроса…

Итак, ссылаясь на особые единичные случаи, проповедники пытаются оправдать регулярные нарушения предписаний бхакти-шастр в отношении Экадаши. Однако примеры из жизни возвышенных вайшнавов, лишённые подтверждения шастр и объяснений самих этих вайшнавов, а лишь наблюдаемые со стороны не достигшими совершенства преданными, не могут быть ни праманой, ни примером для подражания, особенно, если речь идёт о сиддха-махатмах. Их поступки и намерения – трансцендентны, а потому могут быть неправильно поняты, неправильно истолкованы и даже искажены, а точнее, не могут быть правильно поняты, правильно истолкованы и не искажёны, что мы и увидим ниже. Также и противоречащие шастрам наставления, приписываемые какому-нибудь уважаемому вайшнаву и пересказываемые в оправдание неконтролируемых чувств – весьма сомнительная прамана.

Однажды в преддверии Картики, начиная парикраму по Матхуре, Шрипад (*) Махарадж сказал: «Сегодня Экадаши, но вы можете принять прасад – Шрила Вамана Махарадж разрешил есть в Экадаши». Однако упомянутая выше книга Шрилы Ваманы Махараджа, «Экадаши-врата-катха», свидетельствует о других наставлениях, которые давал Шрила Вамана Махарадж:

«Обязательно надлежит поститься и соблюдать вышеупомянутый обет во все Экадаши. Всем человеческим существам, начиная с 8-ми и до 80-ти лет, надлежит поститься как в тёмные, так и в светлые Экадаши. Дети, старики, больные, страдающие и немощные личности могут соблюдать Экадаши-титхи, поев один раз вечером молоко, фрукты или корнеплоды»....

Последнее означает, что всем остальным – не детям, старикам и больным людям – запрещено принимать пищу в Экадаши даже один раз вечером! Даже если этой пищей будет молоко и фрукты – они должны соблюдать нирджал! Почему же Шрипад (*) Махарадж сделал такое заявление? Возможны 2 ответа на этот вопрос: 1) Махарадж сказал неправду, чтобы оправдать собственную практику «соблюдения Экадаши». 2) Он в искажённой форме представил индивидуальные наставления, полученные им самим или кем-то другим. Есть разница между тем, когда ученик приходит к ачарье и спрашивает: «Как следует соблюдать Экадаши?» и когда он приходит и говорит: «Я не могу поститься в Экадаши!». В первом случае ученик услышит предписания «Хари-бхакти-виласы», а во втором – индивидуальные наставления, которые помогут постепенно развить способность следовать этим предписаниям. Шрила Вамана Махарадж, как ачарья «Шри Гаудийа Веданта Самити», несомненно, давал своим ученикам, помимо общих, и индивидуальные наставления. Он давал их, в том числе, и тем, кто был неспособен поститься в Экадаши, поддерживая их энтузиазм продолжать процесс и делать то, что могут. «Если не можешь поститься полностью, не ешь, хотя бы…» – это не разрешение есть в Экадаши. Человек уже признался, что ест и будет есть в Экадаши, ибо не может поститься, и гуру рекомендует ему диету, приносящую меньший вред, а не разрешает кушать. Ещё гуру даёт наставления: «Живи в Матхе, посещай арати, бхаджаны, повторяй Наму, слушай Кришна-катху, служи преданным…» – это метод обретения вайшнавских качеств посредством посильного исполнения садхана-бхакти; вайшнавские качества позволят со временем научиться контролировать чувства и осуществлять процесс в полном объёме. В наставлениях Шрилы Ваманы Махараджа наверняка присутствовало указание соблюдать полный пост в Пандава-экадаши – не потому, что этот Экадаши компенсирует нарушения всех Экадаши года (это не соответствует действительности), а потому, что он наделяет способностью соблюдать их. В этом смысл индивидуальных наставлений Шрилы Ваманы Махараджа. Однако, спустя некоторое время, когда длительное пребывание в Матхе и выполняемое служение создаёт авторитет преданному, неквалифицированному когда-то поститься и остающемуся неквалифицированным поститься до сих пор, он, обретя вес духовного лидера, представляет полученные им когда-то индивидуальные наставления как общие, а слова гуру «Если не можешь поститься полностью, не ешь, хотя бы…» как разрешение принимать пищу: «Шрила Вамана Махарадж разрешил есть в Экадаши!». Однако, читая книгу Шрилы Ваманы Махараджа «Экадаши-врата-катха», мы узнаём, какие наставления о соблюдении Экадаши давал Шрила Вамана Махарадж на самом деле. Мы уже приводили эту часть его книги.

return false">ссылка скрыта

Сравнение наставлений Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады с экадашными историями о нём, которыми проповедники оправдывают прасада-севу в Экадаши, даёт тот же результат, что и в случае со Шрилой Ваманой Махараджем: истории противоречат наставлениям. Из этого факта и того, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада не расходился в том, что думал, говорил и делал, легко понять, что истории эти – выдуманы. Источником этих небылиц стал искажённый до неузнаваемости один единственный случай испытания, которому Шрила Прабхупада подверг своего дорогого ученика Хайагриву-брахмачари и которое тот с честью выдержал, о чём проповедники не любят просвещать публику. Всё представляется ими так, будто Шрила Прабхупада регулярно и собственноручно готовил в Джанмаштами для своих учеников зернобобовые и кормил их этими кушаньями, в то время, как все благочестивые вайшнавы держат в Джанмаштами сухой пост! Ученики, якобы, ели это и, вдохновлённые, уходили на проповедь! «Всё – в жертву проповеди!», как в каламбуре: «Всё – в жертву Харинаме!». Ещё одна демагогическая ловушка, призванная оправдать неспособность рассказчиков этих историй контролировать язык и желудок. Ради этого они исказили ситуацию с Хайагривой-брахмачари до такой степени неузнаваемости, что она, не давая к этому никакого повода, стала служить им доказательством возможности принимать пищу в Экадаши – вплоть до зернобобовых! В действительности же, Шрила Прабхупада никогда не готовил для своих учеников, тем более, в Джанмаштами! Он готовил в Джанмаштами, но для Кришны, для удовольствия сына Яшоды, и, поскольку Кришна не постится ни в Экадаши, ни в Джанмаштами, он готовил, в том числе, и зернобобовые. И вот однажды Шрила Прабхупада решил устроить экзамен Хайягриве-брахмачари. Гуру может экзаменовать своего ученика. Даже Господь Чайтанья устраивал испытания Своим преданным, например, Мурари Гупте и Шривасу Тхакуру, отговаривая одного поклоняться Рамачандре, а другого – принимать в своём доме Нитьянанду Прабху. В чём же состоял экзамен, устроенный Шрилой Прабхупадой? Хайагрива-брахмачари, действительно, отправлялся на проповедь, и Шрила Прабхупада, испытывая его реализацию полученных от Гуру наставлений, предложил ему подкрепиться перед дорогой маха-прасадом Кришны в нарушение правил празднования Джанмаштами. Шрила Прабхупада готовил не каждый день, и был большой соблазн отведать приготовленные им в Джанмаштами для Кришны блюда. Но Хайагрива-брахмачари любил своего Гуру. Он понимал сокровенное желание Шрилы Прабхупады и то, каким тот хочет видеть своего ученика, поэтому он отказался нарушить пост и принять прасад. Счастье, которое Хайагрива-брахмачари доставил своему Гуру, следуя вайшнава-дхарме, было ему наградой. Шрила Прабхупада был полностью удовлетворён и обнял своего дорогого ученика. Все прочие истории о случаях, произошедших, якобы, с другими учениками Шрилы Прабхупады, имена которых никто не может назвать, доведённые до абсурда принятия зернобобовых в Джанмаштами из рук Шрилы Прабхупады, возникли из желания проповедников, чтобы такие случаи были. Есть нечто, однозначно доказывающее, что Шрила Прабхупада никогда не наставлял своих учеников принимать пищу в Экадаши или Джанмаштами ради проповеди или чего бы то ни было ещё. Что же это? Это то, что Хайагрива-брахмачари отказался принять Кришна-прасад, предложенный ему Прабхупадой – он следовал в этом личному примеру своего Гуру, его учению и тем принципам, которые Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада прививал своим ученикам.