О тех, чьё положение хуже, чем положение тех, кто никогда не достигнет совершенства.

Итак, на основе «Хари-бхакти-виласы» (12.91) и книги Шрилы Бхактиведанты Ваманы Махараджа «Экадаши-врата-катха» мы установили, что только дети, старики и больные люди получили, как Бхимасэна, уступку Господа принимать в Экадаши прасад один раз после захода солнца, и пищей им может служить лишь молоко, фрукты и корнеплоды. Мы установили также, что эта уступка имеет оговорку, которую мы обсудили и которую рассмотрим ещё раз под другим углом зрения:

«Дорогой! Вкушая один раз в день, не соблюсти Двадаши [Экадаши]. Тот, кто таким способом решил всегда соблюдать этот обет, никогда не достигнет совершенства!» («Хари-бхакти-виласа», 12.96)

В этом стихе речь идёт о тех, кто пользуется уступкой на законных основаниях – им, вкушая один раз в Экадаши, никогда не достичь совершенства! Им позволено в Экадаши принять один раз молоко и фрукты, поэтому последствия не будут катастрофическими, но совершенства они не достигнут! Никогда!

Насколько же бесперспективно положение тех, на кого эта уступка не распространяется, но кто присвоил себе исключительное право Бхагавана – Его прерогативу принимать пищу в Экадаши – и ест в этот святой день, не имея на это благословений Кришны, да не один раз и не два, и не ограничивая себя только молоком с фруктами?! Очевидно, что положение таких людей несоизмеримо хуже, чем положение тех, кто никогда не достигнет совершенства. Дети, старики, больные и немощные, пользующиеся уступкой, подпадают под приговор стиха 12.96 «Хари-бхакти-виласы», а узурпаторы прерогативы Бхагавана есть в Экадаши – под приговор стихов, определяющих в качестве наказания пребывание в аду, рождение в форме насекомых, молекул воды и другие виды «навлечения на себя вреда». В это трудно поверить, потому что «узурпаторы» – это подавляющее большинство окружающих нас замечательных преданных, которым мы выражаем своё почтение. Однако эти же преданные учат нас смотреть на мир через призму шастр, а шастры учат на примере Бхараты Махараджа, что для вечного существа, ступившего на бхакти-марг, низшие формы жизни – это не смерть и не конец пути, а получение недостающего для обретения бхакти опыта. Наказание, предусмотренное шастрами, – это единственное средство, способное что-то объяснить тем, кто не верит, не понимает на словах и даже иронически посмеивается, слыша, что пренебрежение нирджалом в Экадаши пронзает сердце Бхагавана стрелами.

Помимо хронической нама-апарадхи и перспективы угодить в ад и низшие формы жизни, пренебрежение нирджалом в Экадаши влечёт за собой также и все дурные последствия неспособности контролировать речь, язык, желудок, гениталии, ум и гнев. Есть много примеров этому, в том числе, досадных падений, но мы остановимся на самом безобидном – на повальной эпидемии покупать в маркетах и есть всевозможные закуски, напитки, печенья, сладости, мороженое, то есть пищу, заряженную настроением людей, стремящихся получать прибыль и удовлетворять свои материальные желания. И опять же: заражают всех этой инфекцией и своим личным примером – увы, увы, увы – уважаемые носители данды, саньяси! Их защищают: «Махараджи, наверное, знают, что делают!». Но тогда Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами не знает, что пишет, потому что в «Чайтанья-чаритамрите» сказано:

«Когда преданный принимает пищу от любителей мирских удовольствий, его ум оскверняется и не позволяет ему помнить о Кришне!» (Антья, 6.278).

«Преданный никогда не должен принимать пожертвования от знатных и богатых людей, ибо, съедая предложенную ими пищу, он оскверняет свой ум. Осквернённый ум не позволит помнить о Кришне, а, без памятования о Кришне, жизнь – бесполезна!» (Ади, 12.50-51).

Шрила Гурудэв в биографии Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа (4-г) приводит такие слова нашего прославленного Парам-гурудэва:

«Пища и деньги, полученные от людей, которые заняты удовлетворением чувств, содержат сильный “яд”, и обычный человек не в состоянии его переварить. В шастрах сказано, что когда садхака ест пищу, полученную от вишайи, его сердце оскверняется, а ум приходит в беспокойство, отчего садхака уже не может помнить о Бхагаване. Нужно всегда быть очень осторожным! Даже лучшие из садхаков уходили с пути духовной жизни и оставляли свой бхаджан из-за того, что ели пищу, полученную от любителей мирских удовольствий».

Игнорировать эти предостережения Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами и Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа осмелится только тот, для кого ценность наслаждения чувств откровенно превосходит ценность памятования о Кришне. Так знают Махараджи, что делают, или не знают? Любое отклонение от наставлений парампары свидетельствует о пребывании вне парампары. Питаться в маркетах – это самый безобидный пример дурных последствий, которые влечёт за собой нарушение правил соблюдения Экадаши.

Если мы ищем вкус бхакти, а не счастье сентиментальных тусовок в «Клубе любителей Сознания Кришны», пищу, приготовленную не то, что в маркетах, а даже преданными, которые не соблюдают Экадаши, а воздерживаются от зернобобовых, принимать нельзя! Почему?

Во-первых, из-за их приверженности настроению «наслаждающегося», а не слуги, которое ими декларируется (факт лицемерия). Из чего это видно? Из того, что, распространяя на себя исключительное право Кришны принимать пищу в Экадаши, они делают это не так, как Бхимасэна, молитвенно сложив руки и моля Бхагавана о милости, а искажая Экадаши-таттву и объявляя, что поститься в Экадаши – необязательно, будто имеют право распоряжаться этой таттвой. Только Бхагаван может вести себя подобным образом, самовольничая по Своему божественному усмотрению.

Во-вторых, их положение хуже, чем положение тех, кто никогда не достигнет совершенства, а этот уровень сознания не может способствовать развитию Враджа-премы.

В-третьих, есть угроза обрести вместе с их положительными качествами, которые у них, несомненно, есть, и хладнокровие, с которым они регулярно – каждый Экадаши! – ради наслаждений своего языка и желудка пронзают сердце Бхагавана стрелами!

Четвёртая причина в том, что мы не должны есть бхогу, а любые блюда, которые они готовят, остаются бхогой, потому что Кришна не принимает то, что готовят не для Него. Из чего видно, что эти преданные готовят не для Кришны? Это видно из того, что, когда наступает Экадаши, они начинают готовить специальные блюда – экадашные, которые сами могут есть в Экадаши. Это значит, что и в другие дни они готовят для себя. Если бы они всегда готовили для Кришны, то ассортимент блюд, приготовленных в обычные дни, не отличался столь радикально от того, что они готовят в Экадаши, потому что Бхагаван не постится в Экадаши. Повара, которые любят Кришну и готовят для Него, лишь увеличивают количество подношений в Экадаши, в том числе, зерновых и бобовых, потому что это праздник, посвящённый удовлетворению чувств Бхагавана, – любимый день Господа Хари! А мы в Экадаши Кришну потчуем кхиром, сваренным из гречи. Почему? Потому что сами едим гречу в Экадаши. Вот вам и доказательство того, ради кого мы стараемся, готовя пищу. Греча не относится к молоку, фруктам или корнеплодам, разрешённым в Экадаши тем, кто получил уступку Господа; но и мы не относимся к группе «льготников» – мы расширили для себя эту группу собственным волевым решением, а заодно и список разрешённых, якобы, в Экадаши продуктов, и количество приёмов пищи. Это самоуправство, конечно же, и оно притянет свои последствия, но речь не об этом. Где-то написано, что Кришна любит кхир из гречи? Если написано, то надо предлагать Кришне такой кхир каждый день, а не только в Экадаши. Но мы не будем это делать, даже если прочитаем об этом в шастрах, потому что сами больше любим кхир, сваренный из риса…

return false">ссылка скрыта

Пятая причина. Шрила Бхактивинода Тхакур составил перечень продуктов, которые можно использовать для приготовления блюд Господу Джаганнатхе. Картофель, помидоры, чили, кажется, баклажаны и ещё какие-то продукты (нужно уточнить) не входят в этот список. Джаганнатха – это Кришна! Шрила Бхактивинода Тхакур знает то, что Кришна любит и что Он не любит, и он запретил предлагать Кришне картофель, помидоры, чили.... В этом запрете выражена забота Шрилы Бхактивиноды Тхакура о счастье Кришны: он не хочет, чтобы Кришну оставляли голодным, предлагая Ему то, что Кришна не любит и не ест. А мы предлагаем Кришне картошку, помидоры, чили, несмотря на запрет Шрилы Бхактивиноды Тхакура, потому что сами всё это любим и едим. Для кого же мы готовим? Да ещё 64 круга Харе Кришна маха-мантры не считаем для себя обязательным повторять. Почему же мы уверены, что Кришна принимает такие подношения?