Посты нитья- и наймитика-кармы.

Кто-то может возразить, приведя следующий стих из «Вайю-пураны», цитируемый в «Хари-бхакти-виласе» (12.97):

«Достоин уважения ночной приём хавишйи или пищи без зернобобовых; заслуживает большего почтения приём фруктов, сезама, молока, воды или гхи; но наилучшим будет приём панча-гавйи [пяти даров матери-коровы – молока, йогурта, гхи, мочи и навоза] или воздуха».

Здесь даны варианты совершения поста, среди которых каждый последующий лучше предыдущего. В них представлен более широкий выбор возможностей и более широкий перечень ингредиентов одноразового ночного приёма пищи во время поста, нежели молоко с фруктами, – даже «пища без зернобобовых»! Почему же, описывая уступку, мы говорим только о молоке с фруктами, а «воздержание от зернобобовых» даже не считаем соблюдением Экадаши?

Потому что мы руководствуемся предписаниями шастр, которые регулируют Хари-васар, а не другие враты. В ведической культуре, помимо постов в Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы, существует множество постов и врат, которые рекомендованы шастрами для последователей кармы, гьяны, йоги и членов общества варна-ашрамы в целом – например, посты в новолуние, полнолуние и другие. Это обычные посты; они приносят материальное благополучие и счастье и являются постами наймитика-кармы, временной материальной деятельности дживы. Правила, регулирующие посты наймитика-кармы, не действуют в отношении постов в Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы, так как эти вайшнавские враты являются нитья-кармой, вечной деятельностью дживы. В 11-ой главе приводится доказательство этого утверждения, которое мы откладываем до 11-ой главы, так как некоторые, представленные там аргументы, ещё будут обсуждаться нами, а ясность в понимании стиха 12.97 нужна уже сейчас. Этот стих описывает варианты совершения обычных постов, постов наймитика-кармы, поэтому Шрила Вамана Махарадж не ссылается на него, а пересказывает стих 12.91 – «и пищей им может служить лишь молоко, фрукты, корнеплоды» – как и Шрила Санатана Госвами, давая свой комментарий:

«Старики, дети и больные, проведя весь день в посте и приняв затем молоко и прочее, не прервут этим Экадаши-врату» (12.91 ком.).

Из всех вариантов, перечисленных в стихе 12.97, Хари-васару подходит только последний – это «воздух», соответствующий строгому соблюдению Экадаши, а для уступки – накта, одноразовый ночной приём молока и фруктов. Более нет ничего, что соответствовало бы правилам соблюдения Экадаши. Сезам, гхи, вода не являются пищей, разрешённой «льготникам» в Экадаши. Вода особенно противопоказана: через воду, находящуюся в теле, Луна влияет на чувственную активность человека, поэтому на воду вводится ограничение даже в дашами и двадаши. Это ограничение в дашами и двадаши тем более оправдано, что в эти дни разрешается один раз после полудня принять подходящую для дашами и двадаши пищу, а пища способствует удержанию воды в теле. (Поэтому тот, кто в дашами и двадаши не ест, а пьёт только воду, находится в лучшем положении: без пищи даже большое количество выпиваемой воды быстро выводится из тела). В соответствии с логикой стиха 12.97, замена молока и фруктов на воду – это более совершенное проведение поста; но, в соответствии с логикой Экадаши-враты, это недопустимо, и шастры не предусматривают такую возможность. Шри Вьясадэва говорит, что одна капля воды, превышающая по размерам горчичное зерно, попадая в рот в Экадаши, опьяняет, как вино! Всё это доказывает непричастность стиха 12.97 к Экадаши. Приём панча-гавйи (третий вариант) рекомендован во время Чатурмасьи, особенно при выполнении Бхишма-панчакам, когда в каждый из пяти дней этой враты принимается какой-то один из ингредиентов панча-гавйи. С точки зрения отказа от амиша…. (Амиш – это всё, что является наиболее любимым. Отказ от амиша должен сопровождать любую врату!)…. С точки зрения отказа от амиша, замена одноразового ночного приёма молока и фруктов на одноразовый ночной приём панча-гавйи, казалось бы, должна приветствоваться. Однако у нас нет подтверждений, что панча-гавйя может использоваться в Экадаши «льготниками», а свидетельства стиха 12.97 – недостаточно: «Федот, да не тот!». Теперь о хавишйе. Хавишйя – это «кот в мешке»! Встречая слово хавишйя, нужно точно знать, что это за хавишйя: гопи, например, соблюдавшим Катьяяни-врату, хавишйей служили рис и мунг-дал, сваренные вместе без масла, соли, специй и овощей. Это не экадашная хавишйа для «льготников». Экадашной хавишйей для «льготников» является лишь молоко и фрукты – таково свидетельство Шрилы Ваманы Махараджа, стиха 12.91 «Хари-бхакти-виласы» и Шрилы Санатаны Госвами, который подвёл итог своим комментарием к этому стиху (12.91 ком.). Также и «пища без зернобобовых»: что это такое? Это всё, кроме зернобобовых, то есть райские кущи, в разнообразии вкусов и ароматов которых заканчивает своё существование всякий пост и всякая диета! Но здесь (в стихе 12.97) это всё же «пост», потому что присутствует слово накта – одноразовый ночной приём пищи! Накта облачает всё же «райские кущи» («пищу без зернобобовых») в наряд постящегося. «Одноразовый ночной приём» – это совсем не то, что подразумевает наше «воздержание от зернобобовых» в Экадаши, привыкшее к многоразовому приёму незернобобовых блюд и несчётному количеству приёмов воды и напитков! В силу нарушения всех, как мы видим, составляющих факторов уступки – состава пищи, времени её приёма и количества раз, а также права пользоваться уступкой только детям, старикам и больным людям – «воздержание от зернобобовых», как это проходит у нас, не является соблюдением не только Экадаши, но даже поста наймитика-кармы, описанного в первом варианте стиха 12.97. На этом мы закончим анализ этого стиха. Он описывает различные способы проведения поста, но к Хари-васару отношения не имеет:

«Строго говоря, предписания, данные с 97-ого по 100-ый стих включительно, применимы только к обычным вратам, поскольку в них нет ничего, конкретно указывающего на Экадаши», – это цитата из предисловия к стиху 12.101 «Хари-бхакти-виласы», изданной на бенгали «Шри Чайтанья Гаудийа Матхом».

97-ой – это только что разобранный нами стих, а 100-ый – это знаменитый стих «Махабхараты»: «Следующие восемь не нарушают врату: вода, молоко, фрукты, корни, гхи, желание брахмана, указание гуру и лекарство», который мы обсудим в 11-ой главе (11.4).