Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока
В духовно-культурной сфере раннее Средневековье стало временем усиления роли религий, духовенства. Вырабатывалась система отношений между светской и церковной властями.
В Западной Европе на протяжении 1 тысячелетия нашей эры христианство превратилось из сообщества гонимых единомышленников, сторонников учения Иисуса Христа в мощную наднациональную и надгосударственную силу, оформилось в теократическое государство во главе с папой. В католическом мире папой (от греч. отец) называют епископа Рима, великого понтифика, главу церкви. Согласно церковному преданию, первым епископом римской христианской общины в I в. н. э. был апостол Петр, ученик Иисуса Христа. В IV-V вв. римские епископы занимают ведущее место среди других епископов.
Их основными конкурентами выступают византийские иерархи. В 756 г. при военной и политической поддержке французского короля Пииина Короткого возникает папское государство (Вотчина Святого Петра, Папская область, Равеннский экзархат). Папа же в 754 г. вновь помазал Пииина и его сыновей на королевство и, опираясь на авторитет церкви, освятил, узаконил власть семьи. Таким образом, остальные ветви Каролингов были лишены права наследования. Папа помог укрепить центральную королевскую власть, противостоящую франкской феодальной аристократии. Одновременно папа присвоил франкскому королю титул «патриций Рима» (который ранее давался лишь наместнику византийского императора в Равенне)1.
В 800 г. папа римский произвел коронацию сына Пипина Короткого Карла Великого императором Священной Римской империи, что вызвало резкий протест со стороны Византии, которая сама считала себя наследницей Рима. В 962 г. та же процедура была проведена в отношении Оттона I, германского короля, ставшего императором Священной Римской империи. От него папа получил гарантию неприкосновенности своего престола.
Папа Григорий VII в «Диктате папы» (1075) изложил свою церковно-политическую программу. Обосновывал религиозное и политическое верховенство пап над светскими государями, идею папской теократии. Активно участвовал в Клюнийской реформе, направленной на укрепление католической церкви. Запретил симонию — приобретение церковных должностей за деньги. Ввел целибат — обязательное безбрачие всего духовенства. Боролся с императором Генрихом IV за инвеституру — право назначения на церковные должности. Был канонизирован в 1606 г.
Христианская церковь изначально претендовала на абсолютный контроль в отношении духовной жизни общества, включая и объяснение сути исторического процесса.
Уже Августин Блаженный (354-430), христианский теолог и церковный деятель, в своем основном сочинении «Град божий» («Civitas Dei») представил философию истории как мировую эволюцию, объединяющую личности и племена в великое целое человеческого рода. История в представлении Августина Блаженного развертывается как грандиозный процесс воспитания человеческого рода к спасению, очищению достойных, предопределенных от греха, раздробления, муки к праведности, единству, блаженству. Таков закон истории и таков в ней прогресс. Данная концепция полностью господствовала около тысячелетия. И в наши дни она имеет важное значение для христиан.
В Византии церковь уже в первые века своего официального признания (с императора Константина в 325 г.) приобрела огромное влияние и объективно превратилась в конкурента верховной светской власти. Императоры в обстановке начавшейся борьбы с арабами остро нуждались в материальных и финансовых ресурсах, но одна треть земельных площадей империи к середине VII в. находилась в руках монастырей, в которых насчитывалось 100 тыс. монахов. Монастырские земли пользовались иммунитетом, были освобождены от налогов. Поэтому императоры из династии Исавров (717-843) повели упорную борьбу за подчинение церкви государственным нуждам. Этот процесс получил название иконоборчества, так как внешне гонения на церковь выразились в уничтожении икон, других церковных реликвий. По существу же «кампания против икон» служила идеологическим прикрытием осуществлявшейся секуляризации церковного имущества, которое переходило в руки государства. Византийская система отношений между светской и церковной властями официально именовалась симфонией. Это понятие должно было означать гармоничное, заинтересованное взаимодействие и взаимопонимание. В научной литературе утвердилось определение цезарепапизм в отличие от папизма в западном христианстве. Церковь, патриархи сохраняли значительное влияние на дела общества, но при столкновении со светской властью духовная власть терпела поражения или отступала.
В арабском мире в VII-X вв. ислам, напротив, определял и направлял все стороны государственной и общественной жизни (см. выше).
В Индии буддизм не вполне удовлетворял интересы правящих кругов. В его лоне возникали разнообразные религиозные секты, которые продолжали выступать против кастовых привилегий, проповедовали идеи религиозного и отчасти экономического равенства. В противовес буддизму происходит постепенное реформирование и восстановление древней брахманистской религии, на основе которой возникает индуизм. В индуизме отсутствовала церковная иерархия и церковный аппарат. Каждый брахман по праву рождения становился духовным наставником верующих, которым под страхом гнева богов предписывалось ему повиноваться. Индуизм постепенно вытеснил буддизм, который получил распространение в основном за пределами Индии.
В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство оправдывало иерархические и патриархальные «пять отношений»: между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женою, старшими и младшими братьями, между друзьями. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обрядов обычно сына учил отец. Иногда обряды отправляли особые должностные лица — «профессора церемоний», которые состояли на государственной службе, но не образовывали особого сословия. Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало, что император должен управлять страной через конфуциански образованных чиновников. Для них был предусмотрен трудный государственный экзамен. Только после его сдачи можно было получить государственную должность.
В Японии древнейшую религию (синтоизм, или «путь местных богов») в середине VI в. стал теснить буддизм. Императоры (тенно) стали поддерживать буддизм («религию Бутсу», как называли его японцы), который превратился в строго централизованную государственную религию. Буддийские монастыри превратились в крупных феодальных землевладельцев. Монахи, жрецы буддизма, назывались бозу, что трансформировалось в слово «бонза». Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображения богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально-экономическим условиям и быть полезными власть предержащим.
В феодальную эпоху вступали огромные регионы. Происходили существенные изменения в политических, социально-экономических и духовно-идеологических основах жизни народов Европы, Северной Африки и Азии. Складывался новый баланс сил при явно наметившемся обострении отношений между Западом и Востоком. Постепенно менялась цивилизационная картина мира. Мировое цивилиза-ционное пространство к рубежу 1 и 2 тысячелетий н. э. было совсем не похоже на то, что представлял собой мир в 1 г. н. э. В этом новом цивилизационном пространстве появилась и русская (российская) цивилизация, которой предстояло обрести свое лицо и найти свое место в мировом историческом развитии.
Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры
В X-XI вв. после распада империи Карла Великого в Западной Европе утверждается феодальная раздробленность. Реальную власть короли сохраняли только в пределах своих владений. Формально вассалы короля были обязаны нести военную службу, выплачивать ему денежный взнос при вступлении в наследство, а также подчиняться решениям короля как верховного арбитра в межфеодальных спорах. Фактически же выполнение всех этих обязательств уже в IX-X вв. почти всецело зависело от воли могущественных феодалов. Усиление их власти и привело к феодальным междоусобицам.
Во Франции династия Капетингов (потомков Гуго Капета с 987 г.) была слаба и не могла противодействовать феодалам, которые жили вольно и с королем особенно не считались. Феодалы вели между собой бесконечные войны. Крепостные крестьяне страдали под бременем множества повинностей.
Капетингам принадлежало небольшое герцогство Иль-де-Франс в центре страны, расположенное в среднем течении двух рек, впадавших в Атлантический океан. Это были река Сена с городом Парижем и река Луара с городом Орлеаном. Удачное географическое расположение позволило Капетингам превратить Иль-де-Франс в хозяйственный центр страны и объединить почти всю Францию. После династии Капетингов (987-1328) династии Валуа (1328-1589) удалось завершить процесс собирания французской земли и французов под своим началом.
В XV в. в Западной Европе началось преодоление феодальной раздробленности, шло постепенное укрепление феодальных монархий и складывание национальных государств. Политическое объединение стало фактом в Англии, Франции, Испанском королевстве, а также в Дании, Норвегии, Швеции, Польше, Чехии и в Московском государстве. Раздробленной оставалась Италия, где процессу объединения препятствовали папы.
Причинами перехода от феодальной раздробленности к централизованным государствам были:
+ вытеснение натурального хозяйства товарно-денежным хозяйством;
+ развитие экономических связей между разными частями страны;
+ рост городов и городского населения.
Королей в деле централизации страны поддерживали ремесленники и купцы. Они были заинтересованы в безопасности торговых путей, отмене поборов на границах феодальных владений, в прекращении междоусобных войн. Поддерживало королей и большинство мелких феодалов, которые рассчитывали найти в сильной центральной власти защиту от своеволия сеньоров, стремились укрепить свои права на владения.
Почти все централизованные государства были национальными — их население принадлежало к одной народности. Но существовало в Европе и огромное многонациональное государство — Священная Римская империя. В этой империи объединения государства под единой властью так и не произошло. В Германии сложилась система территориальных княжеств. Император не имел реальной власти над страной, здесь не было единого законодательства, центрального аппарата управления, единой системы государственных налогов и т. д.
В централизованном государстве формировалась новая политическая структура. Страной управлял король. Он опирался на королевский совет, состоявший из представителей знати. Королевский совет обычно занимался финансовыми (сбор налогов) и судебными делами. Государство делилось на административные территории, которыми управляли не местные феодалы, а служащие короля.
Новым моментом стало появление собраний представителей сословий, которые обсуждали важнейшие экономические, внешнеполитические и другие вопросы, представляя подготовленные решения на утверждение короля. В испанские кортесы, английский парламент, немецкий рейхстаг, шведский риксдаг, да и в русский Земский собор входили представители дворянства, духовенства и горожан. Крестьяне допускались в исключительных случаях. Таким образом, централизованная монархия формировалась и как сословно-представительная.
2. Монгольская экспансия: причины, ход, результаты
Образование монгольской державы
Монгольское раннефеодальное государство сложилось в начале XIII в. В Центральной Азии происходило объединение монгольских кочевых племен в единую, мощную державу. Среди племен, кочевавших по территории Центральной Азии, наиболее многочисленными и воинственными были племена татар. Предположительно это и послужило причиной того, что позже на Руси новых жестоких завоевателей, пришедших с востока, стали называть монголо-татарами. Процесс объединения возглавил Темучин (Чингисхан).
Чингисхан верил, что избран Небом для объединения Монголии, покорения соседних народов. Он внес решающий вклад в формирование единой монгольской народности. После его смерти осталось много Чингизидов. Чингисхан дал своему народу письменность на основе уйгурского письма, ввел делопроизводство и суд. Жизнь этой своеобразной кочевой цивилизации регулировалась «Ясой», законодательством Чингисхана, и поучениями (биликами).
После провозглашения Темучина Великим ханом (Чингисханом) он вел непрерывные войны, разгромил и завоевал крупные государства. Так, монголы разбили армию хорезмшаха Мухаммеда численностью до 400 тыс. человек, из которых 160 тыс. погибли. Некоторые среднеазиатские города были разграблены, сровнены с землей, а население вырезано.
Монголы были номадами (кочевниками) и рассматривали оседлое население как объект грабежа. Завоевательные походы сопровождались разрушением городов, гибелью бесценных памятников культуры. Были опустошены обширные территории. Погибли сотни тысяч людей во многих странах.
Монголы облагали местное население многочисленными налогами и повинностями. Власть принадлежала наместникам, которые опирались на послушных правителей из местной знати, чиновников и военные гарнизоны. Завоеватели старались привлечь на свою сторону крупных землевладельцев, купцов, духовенство.
Мощному движению монгольских войск мало кто мог сопротивляться. Но в статичном, относительно мирном состоянии быстро выявлялась внутренняя слабость, непрочность монгольской империи. Она представляла собой искусственный конгломерат разноязычных племен и народностей с разными историческими судьбами, уровнем общественного и культурного развития, интересами и устремлениями.
Социальная структура монголов
На основе кочевой государственности, которая просуществовала уже полторы тысячи лет со времен скифов и гуннов и имела устоявшиеся формы, Чингисхан создал могучую военно-административную систему. Население делилось на сотни, тысячи, десятки тысяч (тьмы), выставлявшие соответствующее число воинов. Военачальники были одновременно управителями. Главой государств являлся каган (хан), поставленный властвовать волею Неба. При нем был совет, состоявший из ближайших родственников и знати, а также гвардия. Чиновники ведали ханской ставкой (ордой), казной, распределением пастбищ, сбором налогов (дани), исполняли полицейские функции. Для решения наиболее важных дел представители знати и местные правители собирались на съезд (курултай).
В армии царила суровая дисциплина. Осадную технику для штурма городов (стенобитные и метательные орудия) монголы заимствовали у покоренных китайцев. Монгольская армия побеждала не только благодаря своей численности, которая оценивается в 150-250 тыс. человек. Монголы атаковали сомкнутым строем и обращали в бегство численно превосходящие, но плохо организованные силы противника. Каждый монгол был тяжеловооруженным (лук, сабля, шлем и панцырь из толстой кожи) воином-наездником, своего рода «универсальным солдатом» того времени. Монголы метко, из любого положения стреляли из луков, хорошо владели саблями, быстро передвигались, имея при себе несколько лошадей. Защитные доспехи монголов были более удобными, чем у европейских рыцарей. У монголов была прекрасная разведка перед боем. Монгольские войска легко преодолевали реки, брали штурмом города.
Благодаря организации и энергии народ численностью около одного миллиона человек подчинил себе территории с населением в сто миллионов человек.
Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи
Монгольская экспансия XIII в. имела огромное влияние на развитие человечества. Ее можно сравнить с варварскими нашествиями V в., которые опрокинули Римскую империю и положили конец Древнему миру. В VII столетии свое слово сказали арабы-мусульмане.
В 1207-1215 гг. монголо-татарами были захвачены Сибирь и Северо-Западный Китай, в 1219 г. они вторглись в Среднюю Азию, Иран, Афганистан, Закавказье. Были завоеваны Корея, Северная Индия, Ближний Восток. Первая встреча объединенных южнорусских и половецких войск с туменами Чингисхана произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке. Однако из-за отсутствия единства действий русских князей эта битва была проиграна. Монголы дошли до Днепра и вернулись в Азию.
К концу жизни Чингисхана в состав созданной им империи входили, кроме собственно Монголии, Северный Китай, Восточный Туркменистан, Средняя Азия, степи от Иртыша до Волги, большая часть Ирана и Кавказа. Такая громадная по размерам империя возникла в истории впервые.
После смерти Чингисхана в 1227 г. его завоевательную политику продолжили наследники. По желанию Чингисхана его преемником стал Угэдэй (правил 1229-1241). При нем была создана система ямской (почтовой) службы. Почтовые станции (ямы) обеспечивались местным населением лошадьми, продуктами питания и всем необходимым. При этой системе курьеры покрывали за день до 400 км пути. В 1235 г. Угэдэй построил город Каракорум (Харахорин) — столицу Монгольской империи. Каракорум находился в 320 км к юго-западу от того места, где в настоящее время находится столица Монголии Улан-Батор.
Внук Чингисхана Хулагу-хан основал в Иране и Закавказье государство Хулагидов. Другой внук Чингисхана Хубилай в 1271 г. основал в Китае монгольскую династию Юань. В 1279 г. он завершил завоевание Китая и перенес столицу монгольской империи из Каракорума в Чжунду (современный Пекин).
Результаты монгольской экспансии нельзя оценить однозначно. Огромное число государств и народов было стерто с лица земли. Погибли миллионы людей. Были разрушены города, утрачены многие достижения материальной и духовной культуры, нарушены культурно-торговые связи между государствами. В то же время под властью кочевников были объединены огромные территории, на которых впоследствии возникли крупные государственные образования. Для сильных и многочисленных этносов монгольская экспансия стала «вызовом», на который пришлось отвечать, менять свою жизнь, чтобы выжить и снова стать самостоятельными, более сильными. Номадическая, кочевая цивилизация подтолкнула земледельческие, оседлые цивилизации сделать новые шаги в своем развитии.
Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства
С монгольским «вызовом» жестоко столкнулась и Древняя Русь. Внук Чингисхана хан Батый в 1236 г. возглавил новый поход на Запад. Батый обладал огромным войском (по разным оценкам его численность достигала от 37,5 тыс. до 75 тыс. человек). Хорошо организованное войско располагало совершенной осадной техникой, колоссальным опытом ведения военных действий, покорения городов и народов. В конце 1237 г. монголы вторглись в Северо-Восточную Русь. Русские города Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль и другие, имевшие в то время по несколько тысяч жителей и способные выставить небольшое число вооруженных защитников, были взяты штурмом, сожжены и разграблены. В марте 1238 г. войска Юрия Всеволодовича в решающем сражении были разбиты на реке Сить. В 1239-1240 гг. были разгромлены южные и юго-западные княжества. Разоренный Киев не мог восстановиться более 200 лет. Русские северо-восточные княжества вошли в состав Золотой Орды, образовавшейся в 1243 г.
Некоторые авторы считают нашествие большим набегом, кавалерийским рейдом кочевников, не имевшим больших последствий. Дискуссию вызывает и определение этнической принадлежности захватчиков. Далеко не все татары, проживающие сегодня на территории России, считают себя потомками пришельцев из далеких восточных степей. Часто речь идет о преемственности с населением Волжской Булгарии, которая также погибла под ударами агрессивных завоевателей (1236).
Большинство историков считает, что нашествие и установившееся затем монголо-татарское иго изменили весь ход русской истории.
При всех спорах и спекуляциях последствия монгольского нашествия представляются очевидными.
1. В битвах погибло большинство дружинников, часть мужского населения и вообще жителей, особенно в городах. Из 74 городов на подвергшихся нашествию территориях 49 были разрушены войсками Батыя. Треть из них обезлюдела и больше не восстанавливалась. Уцелели Новгород и Псков, до которых монголы не дошли. Многие русские люди были уведены в рабство. Сельское население лесостепи уходило в междуречье Оки и Волги, на северо-западные, северные и северо-восточные территории Руси. Осваивались земли в лесных массивах и на водоразделах рек, требовавшие больших начальных затрат труда. Появление слова «деревня» (от «драть») связано с раскорчевкой новых земель. Природно-климатические условия ведения хозяйства ухудшились. Преобладали тяжелые почвы, которые давали невысокие урожаи.
2. Вся территория некогда мощного Древнерусского государства была поделена между соседями, которые не преминули воспользоваться ситуацией и округлили свои владения за счет соседней Руси. В состав Великого княжества Литовского, возникшего в XIII в., вошли Полоцкое, Турово-Пинское, Волынское, Киевское, Черниговское, Смоленское княжества. Ливонский орден крестоносцев обосновался в Прибалтике и стремился к постоянным захватам русских земель. Только победы новгородцев под руководством Александра Ярославича Невского (1220-1263) над шведами в Невской битве (15 июля 1240) и ливонскими рыцарями в Ледовом побоище (5 апреля 1242) приостановили экспансию с Запада.
3. В 1243 г., после возвращения Батыя из похода в Европу, в степных низовьях Волги образовалось государство Золотая Орда. Формально русские земли не вошли непосредственно в состав территории Золотой Орды, но Владимиро-Суздаль-ская, Новгородская, Муромская и Рязанская земли признали верховную власть (сюзеренитет) великого хана Золотой Орды. «Ярлыки» — грамоты на княжение русским правителям — стали выдаваться в Золотой Орде. Суверенного, политически независимого, самостоятельного государства на русских землях на политической карте Европы не стало.
4. Монголо-татары, осуществив перепись населения в русских землях, собирали дань («выход»). «Ордынский выход» представлял собой прямой денежный налог по полугривне с сохи. Первоначально в сохе числили двух мужчин-работников. Впоследствии соха стала означать определенное количество пахотной земли, с которого взимался налог — посошная подать. Кроме «выхода», или «царевой дани», действовало более десятка других «даней» и «тягостей»: «запросы» — единовременные сборы; «ям» и «подводы» — участие в перевозках; «мыт», «тамга» — торговые сборы; «дары» и «почестья» — подарки в Орду; «корм» для проезжих ордынцев и т. д. Через налоговую систему изымался не только прибавочный, но и необходимый продукт. В денежном обращении наступил «безмонетный период». Почти все золотые и серебряные монеты ордынцы изымали. Приток иноземной монеты сократился. В качестве мелких платежных единиц использовались шкурки пушных зверей, шиферные пряслица, стеклянные бусы, старые дирхемы и денарии. Во время карательных экспедиций в русские земли гибли люди, материальные ценности. В «монгольский период» экономика русских земель оказалась в состоянии стагнации.
На десятилетия прекратилось строительство храмов. Исчезли десятки ремесленных специальностей. У русских людей резко упала заинтересованность в результатах труда. Развитие производительных сил происходило чрезвычайно медленно. Слабо развивались и товарно-денежные отношения.
По подсчетам военных историков, с 1055 по 1462 гг. на Русь было совершено 245 нашествий. За 1228-1462 гг. северо-восточная Русь вынесла 90 внутренних усобиц и до 160 внешних войн, не считая довольно частых эпидемий, неурожаев и постоянных пожаров.
3. Русские земли в борьбе с натиском Запала и Востока
Экспансия Запала
В начале второго тысячелетия европейские народы имели одну цивилизацию, одну веру (они были христианами) и подчинялись папе. Значительные и довольно богатые территории были заняты мусульманами.
В Европе происходил постепенный подъем производительных сил. Развивались и богатели города как центры ремесла и торговли. Завершался процесс феодализации. В XI в. стал ощущаться рост численности населения, нуждавшегося в средствах к жизни. Наиболее беспокойным слоем были рядовые рыцари, нередко занимавшиеся самым обычным разбоем и готовые ввязаться в любую авантюру. К ним прибивались беглые крестьяне, бродячие торговцы, молодые искатели приключений из всех сословий. В 1095-1097 гг. Европа пережила ряд неурожайных лет. Крестьяне, предоставленные самим себе, были готовы идти куда угодно в поисках лучшей доли.
В этих условиях в 1095 г. прозвучал призыв папы римского Урбана II освободить «гроб господень», другие святыни, связанные с жизнью Иисуса Христа
и находившиеся в Иерусалиме, на Ближнем Востоке. «Европейская земля не в состоянии прокормить всех ее обитателей», — откровенно объяснял причину первого крестового похода его инициатор. Участникам церковь обещала отпущение грехов и богатую добычу. Эти войны получили название крестовых походов, так как участники нашивали на свою одежду красный крест.
Состоялось восемь крупных крестовых походов. В результате первого, в котором принимали участие преимущественно французы, в 1096-1099 гг. был занят Иерусалим. На территории Сирии и Палестины образовалось несколько крупных государств крестоносцев. Однако с течением времени мусульмане постепенно объединились, главным образом под руководством турок. Все завоевания европейцев были утрачены. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев в Палестине — город Акра, что считается концом эпохи крестовых походов.
Частью крестовых походов можно считать борьбу испанских рыцарей против мавров (арабов). Возникли христианские королевства Португалия, Кастилия, Леон, Наварра, Арагон. Эта борьба продолжалась более 600 лет.
Часть рыцарей-монахов после изгнания христиан из Иерусалима продолжала военные действия в Прибалтике. На территории Пруссии местное население было истреблено или окатоличено. Поляки и литовцы приняли католицизм.
Крестовые походы сопровождались значительными людскими потерями. В то же время христиане познакомились с более развитой восточной культурой и многое переняли. После крестовых походов Европа стала более цивилизованной. Стало ослабевать крепостное право.
Нараставшее сопротивление со стороны мусульман обратило взоры католической Европы на другой Восток — прибалтийские и русские земли, заселенные язычниками и православными христианами. Скандинавских викингов давно привлекали славянские земли Приладожья и Приневья. Были образованы военно-рыцарские ордена для захвата новых территорий и обращения их населения в католичество. В конце XII — начале XIII в. последовательно были созданы Тевтонский орден, орден Меченосцев, Ливонский орден специально для покорения Прибалтики, русского Северо-Запада. Ослабление Руси нашествием Батыя привело к оживлению агрессивных замыслов западных соседей.
Александр Невский
В середине XIII в. русская цивилизация оказалась между двух огней. Князю Александру Ярославичу Невскому (1220-1263) пришлось делать поистине исторический выбор: или вступить в союз с католической Европой, чтобы совместно бороться против монголо-татарских завоевателей; или, не надеясь на западную помощь, подчиниться Орде и рассчитывать на то, что, как говорили русские люди, «Даст Бог — Орда переменится».
15 июля 1240 г. Александр одержал первую свою крупную победу над шведами в битве на реке Неве. Причем благодаря военному таланту князя потери русского войска в битве были незначительными: новгородцев и ладожан полегло всего около 20 человек. За эту победу Александр получил почетное прозвище Невский. Важным результатом победы явилось сохранение побережья Финского залива за Русью, что дало возможность продолжать торговлю с европейскими странами.
Весной 1242 г. вновь проявился полководческий дар Александра Невского. Новая опасность грозила со стороны немецких рыцарей, которые захватили Псков, Изборск, двигались к Новгороду. Главное сражение русского войска с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера — Ледовое побоище. Талантливое командование Александра Невского и самоотверженность русских воинов привели к полному разгрому немецкого войска.
Некоторые зарубежные и отечественные авторы пытаются отрицать, принизить или исказить деяния Александра Невского. Но совокупность источников и полученных фактов позволяет утверждать, что именно Александр Невский выработал спасительную стратегию выживания русского народа в тяжелейший исторический момент. С одной стороны, победы Александра Невского предохранили Русь от дальнейшей экспансии шведских и немецких рыцарей, защитили население северо-западных земель от политического, экономического и духовного порабощения. С другой стороны, Александр Невский, который четырежды ездил в Золотую Орду и получил там ярлык на великое княжение (великий князь в 1252-1263), проводил единственно спасительную для русских людей политику: «Меч на Западе, мир на Востоке». Он понимал, что у Руси нет еще достаточно сил для успешной борьбы с Золотой Ордой, которая в военном и политическом отношении была
значительно могущественнее. В условиях невозможности сбросить иго оставалась только необходимость найти пути к сосуществованию с Золотой Ордой.
В сражениях с западными врагами Александр Невский не потерпел ни одного поражения. Он стремился закончить военный конфликт мирным договором и одним из первых в Европе выдвинул принцип нерушимости границ. Александр Невский после смерти был причислен к лику святых и стал одним из бесспорных героев отечественной истории.
4. Возрождение русской государственности вокруг Москвы
Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы
Объективное социально-экономическое развитие русских земель, а также тяжелое бремя золотоордынского ига все чаще ставило перед русскими людьми вопрос о необходимости объединения. Под воздействием ига менялось значение городов и княжеств Северо-Восточной Руси. Ослабевала роль старых городов (Владимира, Ростова, Суздаля и др.), которые в первую очередь подвергались набегам и опустошениям. Богатой и влиятельной была Новгородская земля. Одновременно усиливались новые княжества, в том числе Московское и Тверское. Именно между этими последними на протяжении нескольких десятилетий XIV в. происходила наиболее ожесточенная и упорная борьба за великое княжение и политическое лидерство в русских землях. Зачастую решающим аргументом в этой борьбе выступало ордынское войско, которое привлекали па свою сторону русские князья.
Москва, основанная в 1147 г., управлялась посадником и стала княжеством только в 1276 г., когда князем стал сын Александра Невского Даниил (1261-1303). Изначально княжество по территории было маленькое. В генеалогическом отношении (но степени знатности) московские князья занимали низкое место среди других князей. Для потомков Даниила, которые, являясь ветвью рода Рюриковичей, стали называться Даниловичами, низкий «рейтинг» стал своеобразным вызовом, стимулом в политической борьбе.
Каждый из московских князей внес свою лепту в исторический триумф Москвы.
При Данииле (1261-1303) в состав Московского княжества вошел Переяславль, была учреждена первая в Москве архимандрития, основан Свято-Данилов монастырь, где князь был похоронен (позже причислен к лику святых).
Значительное усиление Московского княжества произошло при Иване I Калите (великий князь в 1328-1340). Его политика внешне носила явно проордынский характер: он избегал конфликтов с Ордой, был усердным сборщиком и доставщиком ордынского «выхода», принимал непосредственное участие в подавлении антиордынских выступлений на русских землях.
В то же время действия Ивана Калиты улучшили положение населения. В его правление не было совершено ни одного карательного набега на московские владения. При Калите была полностью отменена система баскачества, столь ненавистная русским людям. Сбором дани и доставкой ее в Орду стал заниматься московский князь. «Такое поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех князей, и доставлять ее в Орду получил и Иван Данилович, когда стал великим князем Владимирским. Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси. Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем». Иван I, являвшийся посредником Золотой Орды по сбору дани.
Это привело к тому, что постепенно Иван I и его преемники оставляют только за собой право общения с Ордой и другими странами, и Москва превращается в дипломатический центр Северо-Восточной Руси. Обогащение казны московского князя позволило ему присоединять к своим владениям новые территории, которые он отбирал у удельных князей, не имевших возможности своевременно выплачивать дань в Орду. Объединительная, налоговая политика Ивана Калиты способствовала централизации управления.
Иван I построил в Кремле каменный собор во имя Успения Божией Матери. Митрополит Петр, переехавший из Владимира в Москву, был похоронен в Успенском соборе, который стал усыпальницей высших руководителей Русской православной церкви. Петр был причислен к лику святых. Москва стала ведущим религиозным центром Северо-Восточной Руси. Материальное положение и идеологическое влияние Русской православной церкви значительно укрепилось. Монгольское законодательство («Яса Чингисхана») защищало церковь и освобождало монастыри и духовенство от всех даней и повинностей в обмен на обещание молиться за хана и его семью. В результате веротерпимости ордынских ханов в XIV-XV вв. происходил расцвет монастырского строительства. Именно в это время были основаны крупнейшие русские монастыри: Троице-Сергиевский, Кирилл о-Белозерский, Соловецкий. Православная церковь безусловно поддерживала московского князя.
В Кремле при Иване I был построен собор Архангела Михаила. Архангельский собор стал усыпальницей московских правителей, начиная с самого Ивана I. Свое прозвище внук Александра Невского получил за умение пользоваться деньгами, которые он и копил, и раздавал нищим, и давал в виде подарков в Орду. Калита означает кошелек, мешок с деньгами. Остается фактом, что ни один правитель, кроме Ивана Калиты, подобного прозвища не удостоился. Правление Ивана Калиты, а затем и его сыновей — Симеона Гордого (правил в 1340-1353) и Ивана Красного (правил в 1353-1359) — сделали Московское княжество самым сильным и богатым в Северо-Восточной Руси.
Борьба с Тверью
Москва вступила в соперничество с Тверью за великое княжение в начале XIV в. при сыновьях первого московского князя Даниила Александровича. Юрий Данилович (правил в 1303-1325) присоединил к Московскому княжеству земли вдоль всего течения Москвы-реки, значительно увеличив таким образом его территорию, первым из московских правителей стал претендовать на Владимирское великое княжение, которое предоставлял ордынский хан. Соперничество с Тверью привело к гибели Юрия Даниловича: он был убит в Орде тверским князем Дмитрием Михайловичем Грозные Очи. Но уже преемник Юрия — его младший брат Иван Данилович (Калита) — сумел получить великокняжеский ярлык, оказав хану помощь в подавлении антиордынского восстания в Твери. В знак верховенства Москвы над Тверью колокол из тверского Спасского собора был отправлен в Москву.
При московском князе Дмитрии Ивановиче (правил в 1359-1389) в результате очевидного усиления Москвы ее старшинство признала и Тверь. В последующем тверские князья пытались восстановить свои позиции, пользуясь ситуацией. Окончательно в состав Московского княжества Тверь была включена Иваном III в 1485 г.
Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества
Ко второй половине XIV в. в круг наследственных владений московского князя попадают все новые уделы: Дмитровский, Галицкий, Углицкий, земли Владимирского и отчасти Ростовского княжеств. Самостоятельные когда-то князья попадали в зависимость от Москвы. Они назывались удельными, но входили в состав Московской Руси.
Рост и усиление Московского княжества, с одной стороны, постепенное разложение и ослабление Золотой Орды — с другой, сделало возможным и неизбежным их открытое военное столкновение. 8 сентября 1380 г. такое столкновение произошло на Куликовом поле. В Куликовской битве московский князь Дмитрий Иванович командовал русским войском, в котором были представлены дружины и народное ополчение многих русских земель. Дмитрий принудил к повиновению своих основных соперников из русских князей, сплотил их для Куликовской битвы. В. О. Ключевский считал, что Московское государство «родилось на Куликовом поле, а не в скопидомском сундуке Ивана Калиты». Приведя к победе объединенную русскую армию, московский князь, получивший почетное прозвище Донской, стал военным лидером Руси. Победа на Куликовом поле не решила проблему освобождения русских земель от монголо-татарского ига. Неоднократно еще совершались разорительные набеги на Русь: в 1382 г. хан Тохтамыш, в 1395 г. — сильный азиатский правитель Тамерлан, в 1408 г. — хан Едигей. После нашествия Тохтамыша Дмитрию Донскому пришлось укрыться в Костроме, выплатить значительную дань Орде и заняться внутрирус-скими делами. Клику святых РПЦ причислила Дмитрия Донского только в 1988 г., так как князь в последний период своего правления стал меньше считаться с духовенством. В памяти потомков Дмитрий Донской остался как победитель Мамая. Куликово поле является одним из святых мест русской земли.
Вновь и вновь восстанавливалась выплата дани в Орду. Однако Куликовская битва показала возможность победоносной борьбы с главными силами монголо-татар, и важнейшим условием этого было дальнейшее объединение русских земель. Победа на Куликовом поле имела и еще одно важное значение: выдача ярлыка на великое княжение перестала быть прерогативой монгольских ханов. Дмитрий Донской по завещанию как свою «отчину» без согласия хана передал Владимирское великое княжение сыну Василию I (правил в 1389-1425). Таким образом, произошло слияние Владимирского и Московского княжеств. Москва стала не только главным городом Северо-Восточной Руси, но и национальной столицей всех русских земель.
Завещание Дмитрия Донского о передаче власти Василию I положило начало новому принципу престолонаследия: вместо родового принципа «по старшинству» в Московском княжестве устанавливалась практика передачи власти «от отца к старшему сыну». Такой принцип в большей степени способствовал централизации земель. Но именно династические споры стали причиной продолжительной кровопролитной феодальной войны (1425-1453), потрясавшей Московскую Русь после смерти Василия I и вступления на великокняжеский престол его малолетнего сына Василия II Васильевича (правил в 1425-1462). В этой войне за великокняжеский престол между московским и северными — галицкими — князьями победу одержал князь московский. Так окончательно утвердился «семейный» принцип престолонаследия, существенно укреплявший великокняжескую власть. Василий II уже без видимого сопротивления передал великокняжеский престол в наследство своему сыну Ивану III Васильевичу (правил в 1462-1505).
Победа московского князя в войне с северными князьями стала возможна в том числе и благодаря поддержке, которую Василий II получил от Московского митрополита. В это время Русская православная церковь была заинтересована в укреплении политической власти московских князей. Уже с 1439 г. после окончательного раскола Русской православной и католической церкви высший русский церковный иерарх стал избираться в Москве, а Русская церковь стала автокефальной, то есть самостоятельной, независимой от константинопольского патриарха. В 1439 г. константинопольский патриарх заключил унию (союз) с Папой Римским, пошел на ряд уступок в надежде на помощь европейцев в борьбе с турками. Эти расчеты не оправдались. Европейская помощь оказалась несущественной. Многие православные христиане считали: лучше турки, чем папа. Захват Константинополя в 1453 г. турками означал дальнейшее ослабление константинопольского патриарха.
Русская православная церковь в этих условиях должна была искать себе нового, более сильного покровителя. Московский князь становился единственным в мире государем, способным защитить православие и всех православных христиан. Именно поэтому церковь и впоследствии оказывала всемерную поддержку московским князьям в их стремлении раздвинуть границы княжества и укрепить свою самодержавную власть.
Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв., которое привело к образованию единого централизованного государства, имело важную особенность по сравнению с аналогичными процессами формирования централизованных государств в Европе. Европейская централизация была результатом внутренних центростремительных тенденций, с опорой на богатевшие города, на поднимавшееся третье сословие (буржуазию). Консолидация русских княжеств происходила в условиях ига Золотой Орды, под контролем ордынской администрации, зачастую при помощи ордынских войск, разорявших и ослаблявших русские земли и города. Однако ускорение объединения Руси вокруг Москвы во многом было вызвано необходимостью освободиться от ига. Таким образом, в ряду причин объединения земель Северо-Восточной Руси политические факторы преобладали над экономическими. Политическое объединение шло быстрее, чем вызревали экономические условия для устойчивого существования такого объединения. Причем складывавшееся в условиях зависимости Московское государство перенимало все больше черт от Золотой Орды: авторитарность, структуру жесткого вертикального подчинения, карательный аппарат, систему наказаний. В русском языке появились соответствующие слова тюркского происхождения: «кандалы», «нагайка», «кабала». Происходило ужесточение политической системы. Русские князья, которые были фактически слугами ханов, зачастую подвергались унижениям, опасности быть уничтоженными своими хозяевами и потому не желали мириться с былой вольностью своего населения. Это привело к ослаблению, а затем — в середине XIV в. — и ликвидации вечевых организаций, которые могли противостоять самодержавным стремлениям московских князей. Только в Новгороде и Пскове сохранялось вече на протяжении XV в., вплоть до окончательного присоединения их к Московскому княжеству.
Процесс централизации. Судьба Великого Новгорода и Твери
Процесс «собирания» московскими князьями древнерусских земель заметно усилился во второй половине XV в. при Иване III (правил в 1462-1505). В течение двух с небольшим десятилетий после занятия великокняжеского престола ему удалось создать сильное войско. Это позволило Ивану III приобрести власть, которая не зависела от воли ордынских ханов. Используя любые средства для достижения своей цели, московский князь форсировал политику «собирания» земель. Свои права на древнерусское территориальное наследие он обосновывал ссылками на «старину», исконностью наследственных прав на земли Киевской Руси, переходящие через великокняжеский стол во Владимире к Москве.
Москве подчинились Ярославское и Ростовское княжества, Великий Новгород и непокорная Тверь. Вышеупомянутые княжества давно попали в орбиту московской политики. Утрата традиционных прав приобретала разные формы. Ярославцы передали «отчины» Ивану III на условиях получения своих земель из рук великого князя. Ростовские князья продали свою половину владений. Тверским землевладельцам были даны гарантии, благодаря которым тверское боярство отъехало на службу к московскому князю, составив «тверской двор».
Труднее всего было добиться подчинения Господина Великого Новгорода. В XV в. новгородская демократия слабела. «С 1126 по 1354 г. в Новгороде существовал один „степенной" посадник при наличии любого числа „старых", остававшихся к тому времени в живых. С 1354 г. была введена коллегия посадников из шести человек, из числа которых ежегодно правящим („степенным") избирался один, так что за шесть лет каждый из членов этой коллегии правил один раз... В 1417 г. коллегия посадников была увеличена до 12, а в 1423 г. — до 24 человек, и „степенные" посадники стали избираться на каждые полгода, т. е. „демократия" так развратила всех, что никто не хотел никому уступать, лишь бы „вкусить от власти" хоть на несколько месяцев. Как же это все повлияет на страну и народ, никому не было до этого дела. Результатом был полный кризис государственной власти, который через 60 лет, в 1471-1478 гг., привел к ликвидации Новгородской республики, к присоединению ее к Московскому княжеству и к „выводу", то есть к переселению из Новгорода почти половины его населения в другие города вглубь России*1. Великий князь Московский в соответствии с известным принципом «цель оправдывает средства» использовал для подчинения Новгорода все методы — подкуп, подлог, насилие, хитрость, раскол. Но основная ставка делалась все-таки на военную мощь Москвы. Три раза московские рати, с 1471 по 1478 гг., выступали в поход на Новгород. Новгородское ополчение, численно превосходившее войска противника, не сумело добиться победы из-за возникшего в их рядах раздора.
Потерпев сокрушительное военное поражение, новгородцы смогли почувствовать всю силу великокняжеской власти. Жертвами кровавой резни стали несколько десятков тысяч человек, в плен уводили в лучшем случае шестую часть ополченцев. Уничтожение части населения, оппозиционно настроенной по отношению к Москве, проходило стремительно и безжалостно. Цвет новгородской вольности — посадники, бояре, «лутчие люди» — были либо истреблены физически, либо отправлены в московскую тюрьму для «перевоспитания» в духе нового времени. Вотчины и прочее имущество опальных новгородцев переписывались на великого князя, а принесшие присягу государю направлялись на московскую службу.
При таких обстоятельствах в 1478-1479 гг. Новгородская республика прекратила свое существование. Все жители города были приведены к присяге московской власти. Вечевые порядки, особый новгородский суд, выборные должности, совет господ были упразднены. Символ древнего Новгорода — вечевой колокол — увезли в Москву, а новгородские вольности стали достоянием истории.
Окончательное свержение монгольского ига
Вместе с тем набиравшая силу Северо-Восточная Русь находилась под пятой татарских поработителей. Несмотря на царящий в ордынском стане беспорядок, вызванный распадом родовых структур власти, татарские царевичи частенько напоминали русским, «кто в их доме хозяин». Стремительные набеги татарской конницы на города, грабежи и взятие в полон все еще были реальностью. В 1472 г., когда Ахмат-хан из Большой Орды в очередной раз наведался пограбить Русь, Иван III перестал платить дань татарам. Предстояла решительная схватка за право быть свободными. Опасность угрожала Москве не только со стороны Ахмат-хана. В то время Псков подвергся нападению ливонских рыцарей, а удельные князья, братья великого князя, подняли против него мятеж.
Иван III умело использовал все обстоятельства и собрал рать не меньшую, чем у хана. Не вступая в большую схватку, московские войска маневрировали вдоль реки Оки. После переправы татарских войск через Оку неприятель двинулся к русско-литовской границе, проходящей по реке Угре. Хан надеялся на помощь Литвы, но, так и не дождавшись ее, с первыми морозами повернул конницу в степь.
После «стояния на реке Угре» в 1480 г. московский князь получил полные суверенные права на подчиненные ему земли. «Свобода действий» вылилась в несколько удачных военных походов, что ускорило окончательное присоединение Твери и Новгорода. Укрепление военной мощи Москвы способствовало разработке новых договоренностей, сужавших владельческие права удельных князей в пользу великого князя. С этого времени Великое княжество Московское получило дипломатическое признание, приобрело полный суверенитет и стало общерусским государством.
Консолидация земель вокруг Москвы объяснялась этническими и религиозно-политическими интересами. Новгородцы, ростовчане, тверичи, жители других городов и сел осознавали свое древнерусское происхождение и ценили усилия московских властей. В 1397-1398 гг. жители Двинской земли, сопротивлявшиеся новгородским властям, приняли уставную грамоту великого князя Василия I для исполнения норм московского права на своей земле. Очевидно, что объединительная политика Ивана III встретила необходимую поддержку со стороны местного населения. Вот почему сторонников Москвы хватало во всех «собираемых» землях.
Народ, связанный единством православной веры, воспринимал Москву как новый религиозный центр после утраты Киева. Во Владимир переместился в 1300 г. митрополит, сбежавший от татарского насилия. Именно церковь наиболее активно препятствовала реализации литовских объединительных планов. Она поддерживала «собирательную» политику московских князей и помогла им справиться с феодальной смутой. Церковь принесла на Русь из Византии не только культуру, но и идеи православной византийской государственности о сильной политической власти и едином государстве. Авторитет церкви способствовал созданию благоприятной почвы, на которой развилось Московское царство.
Территориальное расширение Великого княжества Московского сопровождалось политической централизацией. Изменилось положение московского князя Ивана III, который стал с 1485 г. в своих официальных политических документах употреблять титул «государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский и иных». Прежние народные тяготения к Москве превратились в прочные политические связи. Сложившаяся в удельные века на северо-западе и северо-востоке Руси великорусская народность была объединена сильной рукой Москвы. Задача освобождения от власти Орды и устранения претензий Полыни и Литвы на древнерусские земли была последовательно решена наследниками Калиты.
Судебник 1497 года
Экономическая зависимость крестьян от землевладельцев в XIII-XV вв. не означала еще их личной зависимости. Рассчитавшийся с долгом крестьянин мог покинуть своего землевладельца. Крестьянские переходы в этот период были распространенным явлением. Переходы, как правило, происходили в конце осени. Это было целесообразно с точки зрения земледельческого календаря: собран урожай, есть средства для расчета с хозяином, закончены осенние работы, не начата еще подготовка к новому сезону.
Земли было много, и на протяжении длительного времени наибольшую ценность представляли рабочие руки. Поэтому все феодалы-землевладельцы стремились привлечь на свои земли крестьян или получить уже населенные государственные земли. Крестьяне работали на определенных условиях. Как правило, они получали участок земли. Обычный участок составлял от 3,5 до 5 десятин (десятина равна 1,09 гектара). Крестьян зачастую называли вытными. Выть в зависимости от качества земли составляла от 2 до 10 десятин, обжа — 10 четвертей или 5 десятин. Крестьянину для начала хозяйствования обычно предоставлялась ссуда в 2-5 рублей. Оброк в XV в. составлял одну пятую или одну четвертую часть урожая. В натуральный оброк входили хлеб, сыр, яйца, масло, пиво, куры, лен и т. д. Иногда оброк выплачивался в денежной форме. Поселенец с землевладельцем в XIV-XV вв. договаривался словесно, с XVI в. обычно составлялся письменный договор. За вновь пришедшего человека брали поручительство крестьяне, уже находившиеся на данном месте. «А который крестьянин выйдет из тех сел за волость, двор огноивши, — и тот двор ставить тех сел крестьянам, которые остаются в тех селах своими деньгами, потому, чтобы берегли друг друга, чтобы двор не огноен был», — говорилось в одном из документов. Это была система так называемой круговой поруки, что было удобно для землевладельца. За уход полагалась неустойка («заряд») в размере 10 рублей, что было большой суммой.
Однако по мере развития поместной системы среди землевладельцев, особенно мелких, заметно растут настроения в пользу максимального усиления зависимости крестьян от землевладельцев, так как их экономическое и служебное благополучие обеспечивалось трудом крестьян. Правительству также было выгодно прикрепить крестьян к земле, так как это помогало решить проблему материального поддержания служилого сословия.
В 1497 г. государь всея Руси Иван III утвердил общегосударственный Судебник, заменивший Русскую правду. В Судебнике 1497 г. впервые использован термин «поместье» для обозначения особого вида землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы. Этот свод всего законодательства допускал единственный срок крестьянских переходов — за неделю до 26 ноября (Юрьев день) и в течение недели после него. При переходе крестьяне должны были заплатить землевладельцу за пользование его землей — пожилое. Оценка крестьянского двора при переходе в момент принятия Судебника в степной полосе составляла 1 рубль в расчете на год, в лесной — полтину (50 копеек). Но в качестве пожилого иногда взыскивалось до 5 и даже до 10 рублей. В связи с тем, что многие крестьяне не могли уплатить пожилое, они вынуждены были оставаться на землях феодалов на их условиях. Договор между землевладельцем и крестьянином заключался чаще в устной форме, но сохранились и письменные соглашения. Так началось юридическое закрепощение крестьян, которое завершилось в XVII в.
Вопрос о крестьянском «переходе» был важным в контексте изменившейся исторической обстановки. Усиление власти великого князя, возрастание влияния дворянства, появление аппарата управления получили отражение в Судебнике 1497 г.
Законодатель полагал, что имущественные, обязательственные и семейные отношения регулировались силой обычая и традиции. Поэтому Судебник не включал в себя «общеизвестных истин» и регулировал судебный процесс, являлся детализированной «инструкцией» для проведения судебных заседаний. Судье предназначалась роль арбитра в состязании между обвинителем и обвиняемым. Под явным влиянием сурового периода ига стал формироваться розыскной, или инквизиционный процесс, который вели государственные служащие. Для облегчения их работы Судебник узаконил использование пытки в качестве средства получения истины.
Р1зменилось понятие «преступления». В Русской правде оно понималось как «обида» и связывалось с ущербом, нанесенным лицу или группе лиц. Отныне преступление называлось «лихим делом», деянием, направленным против существующего строя, против правопорядка, против воли государя. Наиболее опасным преступлением против государства считалась крамола, то есть заговор, мятеж, любые действия, направленные против государства. Убийства, похищение людей, оскорбления делом или словом составляли группу преступлений против личности.
Групп имущественных преступлений составляли татьба (кража), разбой, грабеж, поджог.
Основной целью наказаний стало устрашение. По наиболее тяжелым составам преступлений (крамола, татьба, поджог и т. д.) предусматривалась смертная казнь. Стала применяться торговая казнь — битье кнутом на торговых площадях. Появились членовредительные наказания — урезание языка, ушей, клеймение. Гуманизм и мягкость Русской правды остались в прошлом.
Судебник регулировал такие виды договоров, как наем, заем, кабала, обмен, а также правила наследования. Ограничивалось холопство в городах для увеличения количества «тяглецов» (налогоплательщиков) среди городского населения.
Судебник 1497 г. пронизан заботой государства о себе и стал важной мерой укрепления политического единства, усиления центральной власти.
Формирование дворянства как опоры центральной власти
Объединение русских княжеств вокруг Москвы сопровождалось серьезной эволюцией системы поземельных отношений, политического и правового положения как землевладельцев, так и земледельцев. Еще со второй половины XII в. люди, живите при княжеском дворе, назывались дворянами. Их, как правило, военных слуг, лично свободных, следует отличать от дворовых людей, несвободных лиц, часто холопов, прислуживавших князьям и полностью зависимых.
Московские князья нуждались в большом количестве ратных людей, в администраторах для управления разраставшимся хозяйством. За службу московскому князю предоставлялся земельный участок из огромного земельного фонда, находившегося в собственности московских князей. Земельные владения московского правителя особенно выросли после присоединения к Москве Новгорода. Земли новгородских бояр были конфискованы в пользу великого князя, часть их передавалась дворянам во владение при условии — служить московскому князю. Служилые люди испомещались по месту службы. Такие земельные владения стали называть поместьями, а их владельцев — помещиками. Юридически поместья считались собственностью киязя и его военные или гражданские слуги могли сохранять поместья за собой только при условии исправной службы.
Существовавшее еще со времен Древней (Киевской) Руси вотчинное землевладение сохранялось и в Московском княжестве. Однако со второй половины XV в. владение вотчиной также обусловливалось обязательной службой князю. При этом вотчина оставалась более высокой формой условного землевладения. В отличие от поместья, вотчину можно было делить между наследниками, продавать. Вотчина передавалась дочерям, оставалась в роду, даже если в семье не было сыновей. Поместье же в этом случае после смерти дворянина возвращалось в казну, а вдовы и несовершеннолетние дочери получали небольшой земельный надел «на прожиток».
Рост поместного землевладения увеличил количество людей, материальное и социальное благополучие которых целиком зависело от Московского князя. Такой слой лично преданных правителю служилых являлся серьезным противовесом стремлению бояр участвовать в системе власти. Так укреплялась социальная база самодержавных претензий Московского князя.
Развитие поместной системы вносило изменения в положение не только землевладельцев, но также и крестьян. Резко сокращались размеры черных земель, а следовательно и количество черносошных крестьян. Черными землями назывались те, которые принадлежали государству. Черные крестьяне жили в селах, не принадлежавших отдельным феодалам. Их общины назывались волостями, а сами крестьяне иногда именовались волостными. Их положение считалось предпочтительнее доли частновладельческих крестьян. Крестьяне, работавшие на черных землях, платили государству подати и назывались черносошными. (Соха — определенное количество земли, подлежавшее обложению налогами.)
Все больше становилось частновладельческих крестьян, которые теперь работали не только в вотчинах бояр, но и на землях помещиков. Увеличению количества частновладельческих крестьян способствовала и ордынская дань, основная тяжесть которой падала на плечи простого люда. Крестьяне все чаще были вынуждены обращаться к землевладельцам за ссудой или за другой помощью, чтобы рассчитаться с ханскими «запросами». Так увеличивалась масса крестьян, экономически зависимых от землевладельцев.
Существовали различные категории частновладельческих крестьян, основные из которых половники и серебреники. Половниками называли безземельных крестьян, получавших от землевладельца ссуду на обзаведение хозяйством и обязанных отдавать половину урожая. Серебреники — это крестьяне, которые получали в долг деньги (серебро) и должны были возвращать долг с процентами или работать за проценты. Крестьян, которые подолгу жили на землях бояр, помещиков, называли старожильцами.
В условиях Московского княжества на его окраинах сохранялась категория энергичных, самостоятельных колонистов. Их называли своеземцами, так как они осваивали новые территории, были достаточно самостоятельны в ведении хозяйства и даже получали от властей соответствующее разрешение. Своеземцы считали землю, в которую было вложено столько труда, своей наследственной собственностью. Центральная и местная власти до поры до времени не трогали эту категорию населения.